Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:25, контрольная работа
Принимая во внимание положение о том, что рыночная экономика должна быть ориентирована на потребителя, чрезвычайно важно и для производителя, и для потребителя знать основные тенденции и законы поведения потребителя на рынке. Теория потребления является важной составной частью микроэкономики, так как позволяет объяснить формирование спроса, его структуру, динамику, взаимосвязь с ценами. В создание этой теории внесли значительный вклад экономисты XIX и начала XX в.: Г. Госсен и Э. Энгель (Германия), К. Менгер и Э. Бем-Баверк (Австрия), У.С. Джевонс и Ф. Эджуорт (Англия) и др.
Введение…………………………………………………………...2
Концепция полезности и потребительский выбор……………..3
Бюджетные ограничения. Кривые Энгеля……………………...6
Изменение цены. Эффект замены и дохода……………………..8
Заключение………………………………………………………..10
Задача……………………………………………………………...11
Список литературы……………………………………………….13
Содержание
Введение
Принимая во внимание положение о том, что рыночная экономика должна быть ориентирована на потребителя, чрезвычайно важно и для производителя, и для потребителя знать основные тенденции и законы поведения потребителя на рынке. Теория потребления является важной составной частью микроэкономики, так как позволяет объяснить формирование спроса, его структуру, динамику, взаимосвязь с ценами. В создание этой теории внесли значительный вклад экономисты XIX и начала XX в.: Г. Госсен и Э. Энгель (Германия), К. Менгер и Э. Бем-Баверк (Австрия), У.С. Джевонс и Ф. Эджуорт (Англия) и др.
Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей.
Потребительское поведение— это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, с учетом их дохода и личных предпочтений. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения. Потребительская корзина (или вектор потребления) — это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством. Потребительская корзина является основой для расчета минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах.
Полезность, являющаяся целью потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.
В экономической теории различают общую и предельную полезность.
Общая полезность — это сумма полезности отдельных частей блага. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется.
Предельная полезность — это полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя.
Кривая предельной полезности (S) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребностей. За пределами оси абсцисс (Q) полезность становится отрицательной. И действительно, известно, что переедание вредно для человека. Предельная полезность тем выше, чем меньше имеющееся количество блага по сравнению с потребностью. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.
Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара известно как название закона убывающей предельной полезности. Это первый закон Госсена.
Итак, суть первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Оценку полезности производит субъект.
В современных условиях при измерении полезности благ маржиналисты разделились на кардиналистов, отстаивающих идею о возможности количественного измерения абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность и необходимость измерения абсолютных величин предельной полезности. Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу — ютиль (от англ, utility — полезность), с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага определяют путем суммирования показателей предельной полезности. Например, если потребитель покупает 10 единиц блага (яблоки), общая полезность (U) этого количества яблок равна 10 ютилям; если покупается 11 -е яблоко, то общая полезность возрастает и равняется 11 ютилям.
Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной, или добавочной, полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены. Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон падающего спроса (нисходящую кривую спроса), а также объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить. Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных вариантов выбора. Изменение цены изменяет и потребительский выбор, так как изменяется реальный доход потребителя и альтернативная стоимость данного блага.
Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежные доходы).
Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворенной больше или меньше, чем другие. Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.
Иными словами, покупатель будет предъявлять спрос до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.
Бюджетные ограничения
Цены на рынке колеблются, доходы потребителей также не являются постоянной величиной, поэтому под их воздействием равновесие потребителя изменяется. Если доход потребителя растет, то его покупательная способность увеличивается и, наоборот, при сокращении дохода. Изменившиеся финансовые возможности заставляют потребителя переместиться на новую кривую безразличия, на которой он отыскивает точку нового оптимума.
Товары, для которых соблюдается прямая зависимость между доходом и потреблением, называются нормальными товарами. На рынке их большинство. Товары, для которых свойственна обратная зависимость между доходом и потреблением, называются низшими товарами.
По мере увеличения дохода потребитель от них отказывается, заменяя на более ценные, а по мере снижения дохода потребление некоторых из них не только сохраняется, но даже увеличивается, как, например, потребление товаров Гиффена.
Следует иметь в виду, что речь идет об индивидуальных предпочтениях и склонностях людей, поэтому для одних потребителей товар может быть нормальным, а для других – низшим.
Рис.1. Изменение дохода и оптимальный
выбор потребителя
AB, A1B1, A2B2 – бюджетные линии; E, E1, E2 – точки оптимума.
Зависимость между доходом и потреблением впервые исследовал немецкий статистик Х. Энгель, поэтому ее графическое отображение названо кривые Энгеля (рис 2).
В экономике действует закон Энгеля: при увеличении доходов потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей, чем увеличиваются их доходы.
Фирмы на рынке ведут маркетинговую политику с целью увеличения сбыта, поэтому им важно знать как потребитель распорядится своим доходом. Это можно определить, если кривые Энгеля свести в единый график и увязать с различными товарными группами. Для этого на графике следует ввести вспомогательную линию 0К под углом 45ок началу координат, на которой доходы равны расходам, тогда все кривые Энгеля разместятся под ней (рис. 3).
Рис. 3. Распределение потребительского дохода
0К – доходы равны расходам.
Изменение цены. Эффект замены и дохода.
Изменение цен, подобно доходу, оказывает влияние на равновесие потребителя. При изменении цены одного товара и неизменной цене другого в наборе бюджетное ограничение сдвигается: а) вправо – при увеличении цены и б) влево – при снижении цены.
В обоих случаях изменяется наклон бюджетной линии и равновесие потребителя переходит из одной точки в другую.
Кривые безразличия
позволяют выявить
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Снижение денежного дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными, приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево. Соответственно увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо.
Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или понизятся), то положение бюджетной линии не изменится. В этом состоит смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен (которое приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево) сопровождается одновременным пропорциональным (т.е. в то же количество раз) увеличением дохода (что смещает бюджетную линию параллельно вправо) и бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняется. Изменение же относительных цен товаров приводит к изменению наклона бюджетной линии.
Точка касания кривой
безразличия с бюджетным
Итоговый результат зависит от того, какой из эффектов будет более сильным и более значимым для потребителя.
Теоретически можно представить такой случай, когда эффект дохода будет настолько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения цен. За исключением товаров Гиффена, для всей товарной массы действует общее правило, согласно которому потребление товара и соответственно спрос на него падают, если цены на него увеличиваются, и увеличивается, если цены падают.
Таким образом, определить поведение потребителя на рынке можно, используя теорию предельной полезности и метод кривых безразличия.
Заключение.
Каждый индивид,
используя блага для
выступает в роли потребителя. Осуществляя выбор необходимых ему товаров и услуг по сложившимся рыночным ценам, он оценивает деятельность их производителей. Такая оценка конкретного блага дана в объеме его продажи. От этой оценки зависит судьба производителей данных благ. Поэтому спрос на товары и услуги определяет их производство. Имея в виду данный факт, экономисты говорят о суверенитете потребителя, т.е. его способности определять производство.
Задача
В отрасли работают 5 фирм со следующими функциями затрат: TC1 = 4 + Q-1; TC2 = 1 + 2Q2; TC3 = 12 + 3Q3; TC4 = 4 + 4Q4; TC5 = 2 + 5Q5. В коротком периоде каждая из фирм не может выпускать больше 4 ед. продукции. Отраслевой спрос отображается линейной функцией. В отрасли установилось краткосрочное равновесие, при котором производственные мощности всех фирм используются полностью, но предельная фирма возмещает только переменные затраты. Коэффициент эластичности спроса по цене равен - 1.
Как должна сместиться прямая спроса, чтобы при той же его эластичности и полном использовании имеющихся производственных мощностей установилось долгосрочное равновесие?
1 - сдвинуться вправо при том же наклоне к оси абсцисс;
2 - сдвинуться влево при том же наклоне к оси абсцисс;
3 - увеличить угол наклона к оси абсцисс;
4 - уменьшить угол наклона к оси абсцисс.
Правильный вариант:
Решение
Кривая отраслевой цены предложения образуется в результате сложения линий предельных затрат отдельных фирм:
Линия отраслевого спроса определяется на основе заданного коэффициента эластичности. Из условия задачи ясно, что в коротком периоде Q* = 20, так как производственные мощности используются полностью, а P* = 5, потому что максимальные средние переменные затраты AVC5 = 5. Поэтому: 1 = 5b/20 b = - 4; 20 = a - 4·5 a = 40. Следовательно, уравнение отраслевого спроса имеет вид QD = 40 - 4P.
Информация о работе Концепция полезности и потребительский выбор