Концептуальная модель системы управления экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 01:12, реферат

Описание работы

Значительная часть публикаций посвящена тематике этносоциальных процессов на Северном Кавказе, в частности вопросам:
-этнического самоопределения людей и его зависимости от социально-культурных и социально-политических условий;
-межэтнических установок и ориентаций в регионах с разными политическими, социальными и культурными условиями;
-выявления факторов предупреждения экстремизма;
-совместимости и соотношения государственной, гражданской, этнической и религиозной идентичности;
-национальной политики и этнических конфликтов.

Файлы: 1 файл

Региональная экономика субъектов СКФО.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Проблематике Северного Кавказа посвящено множество научных публикаций. Изучение этого макрорегиона включает различные направления и аспекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, условий развития личности и общественных институтов, экономики, правовых основ государственного устройства и межбюджетных отношений.

Исследователи данных направлений отмечают необходимость корректировки как политики государства в отношении Северного Кавказа, так и внутренней, региональной политики по обширному перечню вопросов.

Значительная часть публикаций посвящена тематике этносоциальных процессов на Северном Кавказе, в частности вопросам:

-этнического самоопределения  людей и его зависимости от  социально-культурных и социально-политических  условий;

-межэтнических установок  и ориентаций в регионах с  разными политическими, социальными  и культурными условиями;

-выявления факторов предупреждения  экстремизма;

-совместимости и соотношения  государственной, гражданской, этнической  и религиозной идентичности;

-национальной политики  и этнических конфликтов.

Этим темам посвящены работы научных коллективов Института этнологии и антропологии РАН (Зорина В.Ю., Тишкова В.А., Михаилова В.А., Кулешова С.В., Хамчиева Б.Б.), Института философии РАН (Султыгова А-Х.А.), Института проблем народонаселения РАН.

Вопросы геополитического позиционирования северокавказских территорий рассмотрены в трудах Дугина А.Г., Нартова Н.А., Дергачева В.А., Рябцева О.В., и других ученых:

-роль Северного Кавказа  в структуре интересов России, государств Запада и стран  мусульманского мира (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Афганистана);

-риски снижения влияния  федеральной власти на ситуацию  в регионе Северного Кавказа;

-аспекты интегративных  процессов с государствами Закавказья (Азербайджаном, Арменией и Грузией).

Важным вопросом в этой области изучения территории является баланс мер управления, с одной стороны - в повышении роли сообщества Северного Кавказа в общероссийской экономике и социальной жизни на основе гармоничной реализации интересов всех субъектов отношений, с другой - в борьбе с политическим и религиозным экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом, с третьей - в противодействии деструктивному влиянию внешних политических сил в процессе глобализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Концептуальная модель системы управления экономикой региона

В условиях нестабильной экономики ясно обозначена необходимость эффективного распределения функций управления на всех уровнях власти не только на современном этапе, но и создания условий для их изменения в будущем. При этом целью государства не является непосредственная организация производства товаров и распределения ресурсов. Государство должно создавать условия для свободного функционирования рыночного механизма, т.е. «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства.

Государство должно способствовать умеренному росту цен, доходов путем расширения границы рынка, увеличивая производство и сокращая безработицу, вкладывать средства в экономику для ее стимулирования и его задачей является корректировка тех недостатков, которые присущи рыночному механизму.

Государственное регулирование региональной экономики переходного периода должно ориентироваться на следующие цели:

  • обеспечение условий для социальной безопасности и достойного уровня жизни населения регионов.
  • построение собственного российского варианта общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания.
  • проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, решение социальных проблем экономического реформирования.
  • обеспечение экономической безопасности региона. Под экономической безопасностью субъекта Федерации или региона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органично интегрированной в экономику Федерации как относительно самостоятельной структуры.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля Указом Президента РФ на территории РФ было сформировано семь федеральных округов.

Семь федеральных округов являются объектом централизованного управления, в отличие от экономических районов и ассоциаций, федеральные округа и их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ.

За короткий срок с момента образования федеральные округа показали свою жизнеспособность, стали эффективным инструментом укрепления властной вертикали, углубления процессов интеграции.

Системообразующими факторами, определяющими условия развития региона, как правило, являются собственный ресурсный потенциал региона (трудовые, природные, производственные, финансовые ресурсы и т.д.) и реальные производственные процессы. Т.е. наибольшее социально-экономическое значение для региона должны иметь именно те ресурсы, которыми он обладает. Поэтому при формировании стратегии развития региона необходимо правильно оценить его потенциал.

С точки зрения целевого аспекта, стратегическое управление социально-экономическим развитием региона - это деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей и способов хозяйственного развития, роста уровня и качества жизни населения территориального образования.

Определение стратегических целей должно происходить внутри системы. При этом содержание цели, как правило, зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей и применяемых средств.

Таким образом, цель концепции развития региона - это выбор и обоснование направленности регионального развития, укладывающейся в общую стратегию государственной региональной политики.

Основными задачами по реализации стратегии развития региона, как минимум, должны стать:

-создание структуры управления, способной реализовать стратегию;

-разработка регламентов  управления развитием региона;

-создание обеспечивающих  подсистем, которые создадут возможности  успешно реализовать стратегический  план;

-мониторинг реализации  стратегического плана и внесение  изменений.

Система управления развитием региона должна адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, а процесс управленческой деятельности следует осуществлять с использованием системного подхода, учитывая все существующие взаимосвязи и влияние этих взаимосвязей на поведение всей системы.

Следовательно, одной из основных целей региональной политики как составной части регионального управления, должно стать обеспечение условий устойчивого и эффективного развития региона. При этом достижение потенциально возможного уровня эффективности развития как региона, так и его административно-территориальных образований возможно лишь при максимально полном использовании всех региональных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Геополитическая и социально-экономическая характеристика СКФО

Северный Кавказ является стратегическим геополитическим регионом России. В разные исторические периоды эти территории зачастую были нестабильны в политическом, социальном и экономическом отношениях. Ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе, в Послании еще тогда Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию названа одной из самых серьезных внутриполитических проблем страны: «Ситуация на Северном Кавказе не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие здесь было бы по-настоящему результативным. Очевидно, что истоки многих проблем, прежде всего, в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив. Скажем откровенно, уровень коррупции, насилия, в северокавказских республиках беспрецедентен. Поэтому решению социально-экономических проблем граждан мы будем уделять первоочередное внимание».

В целом проблема эффективности государственных мер развития территорий особенно актуальна в свете сохраняющейся экономической отсталости республик Северного Кавказа и нового политического и административного статуса данного макрорегиона.

В тесном контакте с органами государственной власти федерального и регионального уровней, политическими и общественными организациями ведется активная работа научного и экспертного сообщества России над формированием стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа. В 2010 г. из состава Южного федерального округа выделены 7 регионов. Выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа преследует цель сконцентрировать усилия органов власти на решении специфических проблем социально-экономического развития этих республик.

Для первичной характеристики уровня развития регионов СКФО и построения гипотез исследования отобран набор статистических показателей.

В набор вошли: валовой региональный продукт, валовой региональный продукт на душу населения, структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности, производительность труда, численность занятых в неформальном секторе, численность экономически активного населения, показатели напряженности на рынке труда, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по видам деятельности, среднедушевые доходы населения, численность населения, его структура по уровню образования, число заболеваний, уровень младенческой смертности и ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

Северный Кавказ выделяется среди других регионов России традиционной сельскохозяйственной специализацией региональной экономики, определяющей специфику его социально-экономического развития.

Ставропольский край формирует на своей территории более благоприятную социально-экономическую среду, нежели национальные республики, на развитие которых продолжает оказывать давление целый ряд дополнительных факторов - естественный прирост населения, неблагоприятная институциональная среда, близость к зонам конфликтов и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность.

По размеру ВРП в регионе лидируют Ставропольский край и Республика Дагестан.

Однако по показателю ВРП на душу населения Республика Дагестан уступает Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия – Алания.

Низкая продуктивность сельского хозяйства в СКФО при доле сельского населения более 51% формирует узел основных социальных проблем региона. Бедность, безработица, низкая производительность труда, низкое качество жизни населения обусловлены незавершенностью перехода не только к постиндустриальной, но даже к индустриальной экономике.

Уровень производительности труда обусловливает низкий уровень благосостояния населения, платежеспособный спрос региона недостаточен для стимулирования развития производства. Во всех регионах Северного Кавказа уровень благосостояния значительно ниже среднего уровня в России. Даже в Республике Дагестан, характеризующейся наибольшим уровнем среднедушевых доходов, этот показатель ниже среднероссийского на 36%.

В СКФО показатель уровня образования занятого населения не в полной мере соответствует реальному качеству трудовых ресурсов.

Во всех регионах Северного Кавказа, кроме Ставропольского края, положителен коэффициент естественного прироста населения. Убыль населения в этом регионе сглаживается миграционным приростом.

С точки зрения экономического развития республики СКФО можно разделить на три группы:

-«Претенденты на лидерство» - включает регионы, которые имеют  более или менее приемлемый  уровень душевого ВРП, но развиваются  недостаточно высокими темпами. К таковым относится Ставропольский  край.

-«Динамичные» - регионы с  низким душевым ВРП и высокими  темпами роста: Республика Дагестан, Республика Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесская Республика.

-«Проблемные» - регионы с  низким душевым ВРП, невысокими  или отрицательными темпами роста, но со стабильной социально-политической  ситуацией: Кабардино-Балкарская республика.

Особый регион - Чеченская республика, постконфликтный регион с низким душевым ВРП и невысокими темпами роста. Этот регион обладает достаточными финансовыми средствами на развитие, и его результаты зависят от процесса восстановления экономики. Республика Ингушетия - регион с высокой социально-политической напряженностью, высокими темпами роста населения, отрицательными темпами роста ВРП. Этот регион пока не обладает достаточными финансовыми средствами для экономического развития.

По классификации ВЭФ также различают инновативные экономики и неинновативные экономики.

Инновативными экономиками считаются экономики, в которых происходит создание и первичное внедрение принципиально новых разработок. Неинновативные экономики заимствуют инновации.

Классификация экономик по размеру и факторам развития позволяет определить группы территорий со схожими характеристиками развития.

Группировка показателей отражает концепцию выделения 8 рынков, на которых в общей конкурентной среде взаимодействуют регионы.

В соответствии с данной моделью, каждый регион находится в кольце конкуренции за платежеспособный спрос, человеческий капитал, информацию, природные ресурсы, технологии, финансовый капитал, реальный капитал и может повлиять на расклад сил через направление усилий менеджмента региона и бизнеса на:

Информация о работе Концептуальная модель системы управления экономикой региона