Концептуальная модель системы управления экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 01:12, реферат

Описание работы

Значительная часть публикаций посвящена тематике этносоциальных процессов на Северном Кавказе, в частности вопросам:
-этнического самоопределения людей и его зависимости от социально-культурных и социально-политических условий;
-межэтнических установок и ориентаций в регионах с разными политическими, социальными и культурными условиями;
-выявления факторов предупреждения экстремизма;
-совместимости и соотношения государственной, гражданской, этнической и религиозной идентичности;
-национальной политики и этнических конфликтов.

Файлы: 1 файл

Региональная экономика субъектов СКФО.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

-функционирование механизмов  распределения ресурсов;

-формирование условий  для участия бизнеса в конкурентной  борьбе с другими регионами;

-ведение бизнесом конкурентной  борьбы на перечисленных рынках.

СКФО в целом характеризуется низким уровнем конкурентоспособности вследствие влияния сложной комбинации факторов экономического, политического и социального характера.

Регионы Северного Кавказа вступили на стадию развития, требующую повышения эффективности во всех сферах экономики, но по ряду направлений не удается обеспечить оптимального использования конкурентных преимуществ. Низкая доступность финансового капитала, неэффективные институты власти, коррупция, преступность, непрофессиональный менеджмент и маркетинг региональных компаний, неразвитая инфраструктура для ведения бизнеса, дефицит качественных трудовых ресурсов, низкая производительность труда в разной степени во всех регионах замедляют рост конкурентоспособности территорий. Основные конкурентные преимущества регионов Северного Кавказа формирует природный капитал и человеческий капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Современное состояние стратегического планирования экономики регионов в СКФО

С 2008 г. стратегическое видение развития регионов Северного Кавказа в составе РФ определялось в рамках Стратегии экономического развития Южного федерального округа до 2025 года, разработанной Национальным агентством прямых инвестиций (НАПИ), Центром стратегических разработок и компанией StrategyPartners.

В настоящее время с целью определения приоритетных направлений и механизмов социально-экономического развития СКФО на долгосрочную перспективу НАПИ и Strategy Partners ведут разработку проекта комплексной Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2020 года.

Стратегии ЮФО и СКФО имеют ряд отличий по структуре.

Таблица 1. Структура Стратегий развития СКФО и ЮФО

Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2020 года

Стратегия экономического развития ЮФО до 2025 года

Основные положения и выводы.

Основные выводы и рекомендации

Цели и задачи стратегии социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа.

Анализ текущего состояния и основные конкурентные преимущества ЮФО.

Современное социально-экономическое положение СКФО РФ.

Ключевые проблемы ЮФО.

Сценарии и направления развития Северо-Кавказского федерального округа РФ.

Стратегический фокус и приоритеты экономического развития ЮФО.

Стратегические приоритеты экономического развития.

Необходимые условия для реализации экономического потенциала ЮФО.

Требования к развитию базовой инфраструктуры.

Планируемые результаты от реализации Стратегии.

Ключевые проекты развития.

 

Основные направления деятельности органов исполнительной власти по реализации стратегии.

 

Механизмы и инструменты реализации Стратегии.

 

Анализ структуры и содержания стратегий позволяет выявить ряд отличий в стратегическом планировании развития СКФО от ЮФО:

  • Цели и задачи социально-экономического развития

В рамках Стратегии СКФО в отличие от Стратегии ЮФО предполагается выделение раздела, в рамках которого планируется определение системы стратегических целей, направленных на повышение благосостояния и качества жизни населения СКФО, и стратегических задач, необходимых для их достижения. Кроме того, предполагается рассмотрение стратегических вызовов в рамках глобальных тенденций в мире, которые открывают новые возможности для ключевых секторов экономики СКФО, однако также предъявляют новые требования к эффективности в данных секторах.

  • Сценарии развития

В рамках Стратегии ЮФО сценарии развития региона не выделены, отражен только прогноз роста ВРП и доходов населения ЮФО в рамках сценариев развития РФ до 2020 года. Стратегия СКФО предполагает описание трех сценариев развития региона с проведением оценки рисков и результатов их реализации в виде конкретных значений унифицированного набора параметров. Также определена необходимость проведения сравнительного анализа сценариев с точки зрения их влияния на экономические и социальные процессы в регионе и изменение его роли в Российской Федерации. Предполагается определение базового и оптимального сценариев в качестве целевых с описанием путей достижения целей Стратегии, ресурсной базы (природные, финансовые, кадровые, временные ресурсы) и инструментария, необходимого для их реализации на региональном, федеральном и международном уровнях.

  • Проекты развития

Ключевым отличием при разработке проекта Стратегии СКФО от Стратегии ЮФО является комплексный учет региональных проектов и инициатив и их дальнейший отбор в приоритетные проекты и программы развития регионов. Методика дальнейшего отбора проектов и инициатив в Стратегиях совпадает, однако только в Стратегии СКФО учтены конкретные проекты и инициативы. Стратегия ЮФО опиралась на уже реализованные в 2005-2007 гг. крупные инвестиционные проекты на территории округа, а также отражала планы по развитию энергогенерирующих мощностей.

Стратегия СКФО предполагает создание нового механизма принятия инвестиционных решений, сфокусированного на решении стратегических задач и обеспечивающего рациональное использование имеющихся ресурсов. Определено, что каждый проект в рамках Стратегии должен иметь следующие характеристики:

-цель;

-показатели эффективности (в том числе бюджетной и  социальной);

-сроки реализации;

-планируемый объем производства (для бизнес-проектов);

-объем и источники  финансирования;

-результаты реализации (контрольные  показатели, характеризующие достижение  стратегических целей - для непроектных  мероприятий). Выбор приоритетных  проектов осуществляется с учетом  сфокусированности на решении стратегических задач, оценки экономических и социальных эффектов, восприятия инициативы населением, наличия источников финансирования, требуемых полномочий и необходимых компетенций, а также рисков успешной реализации.

  • Механизмы реализации Стратегии

В Стратегии ЮФО механизмы реализации не отражены.

Стратегия СКФО предполагает выделение разделов, посвященных механизмам и инструментам реализации Стратегии, а также основным направлениям деятельности органов исполнительной власти по реализации Стратегии. Важным условием является формирование и согласование в рамках СКФО региональных программ и планов действий органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации Стратегии и определение системы целей и контрольных показателей их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По уровню социального развития СКФО занимает последнее место имея всего 47% душевого производства ВВП от среднероссийского. Уровень жизни населения невысок, все отрасли социальной сферы находятся в упадке. Тяжелая социально- экономическая обстановка задерживает реформирование экономики, хотя должна подталкивать к ускорению.

По уровню развитии рыночной инфраструктуры район относится к преуспевающим. Здесь размещается почти 1/8 российских коммерческих банков. Здесь хорошие условия и для высокодоходного государственного предпринимательства.

Главными направлениями и проблемами перспективного развития Северного Кавказа являются:

- преимущественное развитие отраслей потребительского рынка – агропромышленного и курортно - рекреационного комплексов;

- восстановление, реконструкция  и рост отраслей машиностроения  и химической промышленности химического значения;

- подъем нефтяной и  нефтеперерабатывающей промышленности и инфраструктуры;

- интенсивное развертывание особо эффективного АПК;

-расширение и укрепление  инфраструктуры уникального курортно-рекреационного комплекса;

- реконструкция и развитие  транспортного комплекса как «южных ворот» России на Запад;

- укрепление топливно-энергетического  хозяйства.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Белоусов В.Г. Обзор макроэкономических тенденций. № 32 / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. М., 2009.

2.Бурков В.Н. Большие системы: моделирование организационных механизмов / В.Н. Бурков, Б. Данев, А.К. Еналеев, В.В. Кондратьев, Т.Б. Напева, А.В. Щепкин; Ин-т проблем управления. - М.: Наука, 2010. - 245 с.

3.Гордеев А.В. Ускорять научно-технический прогресс, активно внедрять его достижения в агропроизводство // АПК: экономика, управление, 2009. № 4. - С.16-18.

4.Гранберг А.Г. Основы региональной политики. М.: Экономика, 2011. 182 с.

5.Серебрякова Л.А. Общие подходы к выбору регионов -объектов государственного регулирования / ЛА Серебрякова // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика». - 2009. - №3.

6.Соколов Д.В., Стародубровская И.В. Северный Кавказ // Экономическая политика. - № 2. - 2010.

7.Султыгов А-Х.А. Северный Кавказ: модернизация или деградация. Заметки на полях Послания Президента. // Вестник Российской нации. - 11 декабря 2009.

8.Султыгов А-Х.А. Северо-Кавказский федеральный округ - модернизация политико-экономического пространства. // Вестник Российской нации. - 27 января 2010.


Информация о работе Концептуальная модель системы управления экономикой региона