Концептуальные подходы австрийской школы маржинализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение концептуальных подходов австрийской школы маржинализма.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Определить предпосылки появления маржинализма;
- Изучить особенности австрийской школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Маржинализм 5
2.1. Предпосылки появления маржинализма
2.2. Общая характеристика маржинализма
Глава 2. Австрийская психологическая школа маржинализма 7
2.1. Экономические воззрения деятелей австрийской школы
Карл Менгер 10
Ойген фон Бем-Баверк 17
Фридрих фон Визер 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки  
Российской Федерации

Ростовский  государственный  
экономический университет (РИНХ)

 

Учетно-экономический  факультет

Кафедра экономической  теории

 

Дисциплина: «История экономических учений»

 

 

Курсовая работа

 

Тема: «Концептуальные подходы

австрийской школы  маржинализма»

 

Выполнил:

студент I курса УЭФ

группа ЭКZV-411

Торгашева Н.В.

зачетная книжка № 12163

Научный руководитель:

доц., к. эк. н.

Чернышева Л.И.

 

 

Ростов-на-Дону

2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение 3

Глава 1. Маржинализм 5

2.1. Предпосылки появления  маржинализма 

2.2. Общая характеристика маржинализма 

Глава 2. Австрийская психологическая школа маржинализма 7

2.1. Экономические воззрения деятелей австрийской школы

Карл Менгер 10

Ойген фон Бем-Баверк  17

Фридрих фон Визер 19

Заключение 22

Список использованной литературы 24

 

Введение

 

Для истории наук, как и других областей человеческой культуры, характерно противопоставление «классического» и «современного». В экономической науке водоразделом между «классикой» и «современным» является «маржиналистская революция» 70-х гг. XIX вв., ставшая фундаментальной основой неоклассической экономической теории.

Маржинализм – это направление  экономической теории, которое широко использует в анализе экономических законов, явлений и процессов предельные величины, то есть объектом исследования в маржинализме является анализ изменения предельного приращения экономических показателей и их влияние на зависимые от них экономические переменные (спрос, потребление, цены, занятость и т.д.). Появились термины, используемые и в наше время: «предельная полезность», «предельная производительность», «предельный доход», «предельные издержки», «предельная норма замещения» и т.д.

Хронологически маржиналистская революция связана с выходом 3-х книг в разных странах, на разных языках: «Теория политической экономии» (1871) – англичанина У.С. Джеводнса; «Основания науки о народном хозяйстве» (1871) – австрийца К. Менгера; «Элементы чистой политической экономии» (1874) – франко-швейцарца Л. Вальраса.

Ведущими маржиналистскими школами стали: Лозаннская; наиболее разветвленная – Англо-Американская; Австрийская; Кембриджская. Их концепции составили теоретические основы маржиналистской экономической теории, господствовавшей в западноевропейской экономической науке вплоть до начала 30-х годов XX в. Она стала прочным фундаментом, на котором возникали и развивались концепции и школы главным образом либерального толка, как в кейнсианский период, так и в условиях наступления так называемой новой либеральной волны. Идеи маржиналистов на рубеже XIX-XX вв. существенно обогатили сокровищницу мировой экономической мысли (недаром принято говорить о маржиналистской революции в науке); нашли широкое применение в прикладных исследованиях, что само по себе дает основание для их высокой оценки и в хозяйственной практике.

Австрийская школа, изучению идей которой  посвящена данная работа, рядом существенных черт отличается от других направлений  маржинализма. Австрийцы не прибегали  к аппарату математического анализа. Это было связано, во-первых, с принципиальной установкой на анализ причинно-следственных, каузальных, а не функциональных зависимостей, во-вторых, с акцентом на дискретность полезности: блага не могут быть бесконечно делимыми, следовательно не может быть непрерывных функций спроса и предложения), в-третьих, с меньшей, чем у других школ, статичностью анализа - вниманием к экономике как к процессу, учетом ожиданий и ошибок экономических агентов, неопределенности.

Целью работы является изучение концептуальных подходов австрийской школы маржинализма.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Определить предпосылки появления маржинализма;

- Изучить особенности  австрийской школы.

 

 

ГЛАВА 1. МАРЖИНАЛИЗМ

 

 

2.1. Предпосылки появления маржинализма

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

Выход из кризиса нашли  маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.

Маржиналистская революция  проходила в два этапа. Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы. Многие ученые начинали маржиналистскую революцию, а затем способствовали созданию более глубокой неоклассической теории.

Маржиналистскую революцию  осуществила блестящая плеяда таких  ученых, как Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс(1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Альфред Маршалл (1842-1924) и др.

У маржиналистов были свои предшественники. Первым из основоположников предельного анализа был Иоган фон Тюнен (1783-1850), разработавший теорию предельной производительности. Пионерами предельного анализа были Антуан Огюстен Курно (1801-1877), написавший книгу "Математические основы теории богатства"; Жюль Дюпюи, занимавшийся проблемой измерения полезности общественных услуг; Герман Госсен (1810-1858), сформулировавший законы предельной полезности. Однако труды зачинателей предельного анализа остались невостребованными обществом. Все добытое ими пришлось открывать вновь, но их достижения вошли в современную экономическую теорию.

В качестве самостоятельного течения экономической мысли маржинализм оформился во второй половине XIX в., что было вызвано объективными факторами. 60-70-е годы XIX столетия стати эпохой бурного экономического развития ведущих западноевропейских стран и США как следствие завершившегося промышленного переворота. Передовые в хозяйственном отношении страны вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Ускоренное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, невиданное доселе наполнение рынков товаров и услуг, обострило внимание к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п. Данные проблемы и явились основным объектом исследования маржиналистов.

Другой, не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно считать стремление ученых-экономистов найти выход из кризисного состояния экономической науки, где в целом продолжала господствовать доктрина классической школы. Наряду с ней известную, хотя и менее широкую, популярность приобретает немецкая историческая школа, ставившая под сомнение основы рикардианства, такие, как наличие всеобщих экономических законов, свободная природа хозяйственных отношений, не требующих вмешательства, и другие, что свидетельствовало о кризисе ведущего направления в западноевропейской экономической науке. Практически одновременно растет популярность марксистской концепции, основанной на негативном отношении к существовавшему экономическому порядку и обосновывавшей неизбежность его гибели. Несмотря на то, что учение Маркса основывалось во многом на рикардианстве, оно доказывало бесперспективность «буржуазной» экономической науки, ограниченной «классовым» видением объективного мира.

Маржинализм возник во многом на основе критики исторической школы, которая абсолютизировала эмпирический метод в изучении экономических явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость исследования общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно-логического метода научного анализа независимо от национальной специфики, отстаивали либеральный взгляд на природу хозяйственного процесса. Данные принципиальные методологические позиции школы дают основание говорить о ее родстве с рикардианством. Поэтому маржиналистов называют еще и неоклассиками. В то же время маржинализм противопоставил рикардианской трудовой теории стоимости теорию предельной полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления.

Очевидно, что маржиналисты были критически настроены и в отношении марксистской школы, базирующейся на трудовой теории стоимости классиков. Поэтому еще одной чертой маржинализма стали отход от идеологизации экономического анализа, столь характерного для марксистской школы, попытка ограничиться объектом «чистой прибыли» без примеси социальных или конкретно-экономических дисциплин, связанных с идеологией. Возможно, в этой связи маржиналисты отказываются от самого термина «политическая экономия», введенного в научный оборот в 1615 г. французским меркантилистом А. Монкретьеном, предпочитая нейтральное понятие для обозначения экономической науки – «экономике» (economics). Впрочем, следует заметить, что попытка полной деидеологизации экономической науки в целом осталась декларативной, если судить по конечным результатам части теоретических построений.

 

 

2.2. Общая характеристика  маржинализма

Среди важнейших элементов  маржинализма как направления экономической науки следует выделить следующие.

а) Использование предельных (т.е. приростных) величин. Само слово «маржинализм» происходит от латинского margo, что означает край, предел.

Маржиналистов интересует то, насколько изменится та или иная величина при изменении другой величины на единицу. В этом смысле весьма удобным оказывается использование дифференциального исчисления, в котором все построено на соотношении приростов разных величин.

б) Субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические  явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Недаром маржинализм иногда называют субъективной школой экономики.

в) Гедонизм хозяйствующих  субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения. Именно эти три особенности привели к тому, что постепенно сменилось понимание предмета экономической науки. После Маржиналистской революции экономическая теория из науки о материальном богатстве превратилась в науку о рациональном поведении людей.

Другими важными свойствами маржинализма являются следующие.

г) Методологический индивидуализм. Согласно этому методологическому принципу, закономерности функционирования хозяйства в целом выводятся из поведения отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Как писал один из творцов Маржиналистской революции К. Менгер, «то наблюдение, которое мы сперва сделали над изолированным индивидом, а затем над маленьким обществом, временно отделенным от остальных людей, равным образом относится и к более сложным отношениям народа и человеческого общества вообще».

д) Статичность. Маржиналисты потеряли интерес к «законам движения» капитализма, которыми занимались классики. Акцент экономических исследований после Маржиналистской революции сместился к изучению использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

е) Замена причинно-следственного  анализа функциональным. Это также стимулировало применение в экономической науке математических методов.

ж) Ликвидация приоритета сферы  производства, характерного для экономического анализа классиков. Вместо этого на ранней стадии своего развития маржинализма акцент был перенесен на сферу потребления.

з) Акцент на применении дедуктивных  методов исследования в противоположность историзму и индукции.

и) Восприятие рыночной экономики  как равновесной системы (хотя последнее было не характерно для австрийской школы маржинализма). Эта равновесность неразрывна связана с рациональным оптимизирующим поведением, поскольку неравновесные состояния экономики - т. е. те состояния, которые не удовлетворяют рациональных хозяйствующих субъектов - корректируются их действиями и приводятся к равновесию.

Анализ общей характеристики маржинализма позволяет предположить, что в какой-то степени маржинализм  явился реакцией на теорию классической школы и, в первую очередь, на ее подход к теории ценности; согласно классическим теориям ценности (как трудовой теории ценности, так и теории факторов производства), ценность того или иного блага определялась почти исключительно объективными факторами, а именно издержками его производства. Впрочем, некоторые классики (такие, как А. Смит или Ж. Б. Сэй) указывали на немаловажную, по их мнению, роль полезности в установлении ценности блага. Но наука очень часто развивается в результате недопонимания идей предшественников или пренебрежения этими идеями. Таким образом, появляется маржинализм, представители которого полагали, что они открывают нечто принципиально новое.

И в известной мере они  правы - никто до них не делал такого сильного акцента на субъективных факторах (предпочтениях отдельного человека) ценности. Возможно, в этом отношении они пустились в некоторые крайности. По мере своей дальнейшей эволюции маржинализм «избавлялся» от некоторых из этих крайностей и при этом заимствовал некоторые элементы классической политической экономии. Впрочем, и прежде отдельные подобные элементы присутствовали в учении маржиналистов - например, принцип рациональности (представлявший собой развитие концепции «экономического человека») или приоритет дедуктивного метода исследования. Но на втором или позднем этапе своего развития маржинализм в еще большей степени дополнился компонентами учения классической школы.

На этой стадии эволюции маржинализм незаметно трансформировался  в неоклассику или неоклассическую школу, которая стала «сердцевиной» магистрального направления экономической науки в современный период ее существования. В этом периоде, как отметил известный методолог Л. фон Мизес, доминирующей стала следующая трактовка предмета экономической науки: « сферы рациональной и экономической деятельности... совпадают... Всякая экономическая деятельность рациональна... Ясно, что область «экономического» есть то же, что область рационального».

 

ГЛАВА 2. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА МАРЖИНАЛИЗМА

 

 

Как мы уже знаем, начало 70-х годов XIX в. в истории мировой экономической мысли ознаменовалось так называемой маржиналистской революцией. Маржинализм же - это экономическая теория, отводящая первостепенное значение (определяющее влияние) во всех процессах производства и обмена товаров (работ или услуг) предельным экономическим величинам (максимальным или минимальным пределам).

Начало развитию маржинальной теории положили основатели австрийской школы.

Информация о работе Концептуальные подходы австрийской школы маржинализма