Концептуальные подходы австрийской школы маржинализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение концептуальных подходов австрийской школы маржинализма.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Определить предпосылки появления маржинализма;
- Изучить особенности австрийской школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Маржинализм 5
2.1. Предпосылки появления маржинализма
2.2. Общая характеристика маржинализма
Глава 2. Австрийская психологическая школа маржинализма 7
2.1. Экономические воззрения деятелей австрийской школы
Карл Менгер 10
Ойген фон Бем-Баверк 17
Фридрих фон Визер 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

Австрийская (Венская) школа, пожалуй, больше всех направлений маржинализма заслуживает название «школа». Она возникла вокруг кафедры Венского Университета, которую долгие годы возглавлял Карл Менгер.

Австрийская школа (англ. Austrian School; также Венская школа, Психологическая школа) – теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики, экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

«Австрийская школа» возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые капиталистические монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.

До 70-х годов в Австрии большое  распространение имели взгляды  немецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах 19-в. Однако её экономисты оказались не в состоянии бороться с марксизмом, фактически эта школа была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм и взяли на себя экономисты новой школы, которая получила название австрийской (или венской).

Основателем австрийской школы считается Карл Менгер, профессор Венского университета, который сформулировал главные положения теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена. Фридрих фон Визер, также профессор Венского университета, развил идеи Менгера, используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Наиболее плодовитым представителем психологической школы был профессор того же университета, а также президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии Евгений фон Бем-Баверк, перу которого принадлежат наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогащенной маржиналистской концепцией процента, и другие фундаментальные труды.

Важнейшее место в теоретических  построениях австрийской школы занимает субъективно-психологический метод исследования. В противовес теории трудовой стоимости и Марксовой теории прибавочной стоимости австрийцы выдвинули оригинальную теорию ценности. Согласно ей в основе цены товара (в более широком толковании – блага) лежит не стоимость, определяемая затратами труда, и даже не потребительная стоимость или полезность самого товара (блага). Цены зависят исключительно от субъективных оценок данной полезности, а точнее, предельной полезности, участниками хозяйственного процесса. Под предельной полезностью понимается субъективная оценка каким-либо индивидуумом последней единицы наличного запаса определенного потребительского блага. При разработке теории предельной полезности австрийцы, в частности К. Менгер, могли опереться на законы немецкого математика, профессора Германа Генриха Госсена.

1) закон убывания предельной полезности: «Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения по мере того, как мы без помех испытываем это удовольствие»;

Отсюда следовал вывод о снижении оценки полезности в зависимости от количества блага, а также и о ее зависимости от динамики потребления.

2) закон равенства взвешенных предельных полезностей: «Для того, чтобы достигнуть максимальной суммы удовольствий в условиях ограниченного времени, индивид должен испытать их все частично таким образом, чтобы в момент прерывания величина всех удовольствий была одинакова». Или: «Лицо максимизирует свою полезность, когда распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег, потраченных на каждый из товаров».

Отсюда следует, что рациональный потребитель будет стремиться к равномерному (т.е. с равной интенсивностью) удовлетворению своих потребностей под воздействием закона замены потребительских благ. Для покупателя существует некий предел цены, выше которого он отказывается от потребления товара. Для продавца имеется какая-то низшая граница цены, которую он не может пересечь. На пересечении интересов названных субъектов обмена возникает некий оптимум (цена), который соответствует равной полезности остальных покупок (их оценок).

Но начнем с самого начала, с трудов самых ярких представителей данной школы: Карла Менгера, Ойгена фон Бем-Баверка и Фридрих фон Визера.

 

 

2.1. Экономические воззрения деятелей австрийской школы

 

Карл Менгер (1840-1921) как ученый-экономист с миров именем и глава «австрийской школы» маржинализма занимает достойное место в ряду лучших представителей экономической науки второй половины XIX в. Несмотря на дворянское происхождение, он придерживался либеральных взглядов на проблему социально-экономического развития общества, которые, очевидно, сложились еще в годы учебы на юридических факультетах университетов в Вене и Праге.

Менгер подготовил и издал в 1871 г. фундаментальный труд под названием «Основания политической экономии». В том же году он был принят в Венский университет на преподавательскую работу в качестве приват-доцента по дисциплине «политическая экономия», а спустя 8 лет (1879 г.)  
К. Менгер получает более высокое назначение – профессорскую кафедру политической экономии. К числу крупных работ К. Менгера правомерно отнести также «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883). Однако именно «Основания...» стали для него книгой всей жизни; над ее совершенствованием он работал большую часть своей творческой биографии.

Главным элементом в методологическом инструментарии К. Менгера является микроэкономический анализ или индивидуализм, позволивший, с одной стороны, противопоставить учению «классиков» об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии К. Менгера – «хозяйство Робинзона»), но, с другой – увлечься предвзятым положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.

 

К. Менгер первым изложил  теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления.

Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческие потребности. Эти потребности  Менгер определял как разновидность неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных предметах от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность.

 

Таблица Менгера


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I – в зерне, самая важная потребность. Потребность V – в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже – в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама предельная полезность влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов не только во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия.

К. Менгер при решении  проблем цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады  и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии.Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной полезности этих благ.

Среди основателей австрийской  школы Менгер был первым, кто сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость однородного блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна. Так, очевидно, что субъективная оценка хлеба предпринимателя и пролетария различна, однако они платят одинаковую цену за равное количество хлеба. Далее Менгер, ставя ценность благ в зависимость от редкости, приходил к выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении или уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ. Он считал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе. К. Менгер, формулируя принцип предельной полезности, подчёркивал, что его теория посвящена рассмотрению отношения между благами и людьми, в которой важную роль вопрос о том, какое место внутри общей иерархии занимает данная вещь. Этот принцип разрабатывался для анализа индивидуального потребления в натуральном хозяйстве. Однако Менгер использовал его и для исследования товарного производства, так как, по его же словам, он в анализе всех экономических процессов придерживался чисто атомистического подхода, который выявляет определяющую роль субъективных факторов. При решении проблемы стоимости он трактовал капиталистическое производство всего лишь как совокупность индивидов, воли которых сталкиваются в борьбе за выгоду на общественной арене.

Более подробно рассмотрим идеи, высказанные Менгером в «Основаниях…».

 

Теория благ высшего и низшего порядка

К. Менгер разделил все блага на неэкономические, имеющиеся в неограниченном количестве, и экономические. В свою очередь, последние делятся на блага 1-го порядка, которые служат для непосредственного потребления, и блага 2-го и более высоких порядков, которые являются средствами создания других благ.

Говоря об определении ценности благ высшего порядка, Менгер ввел понятие взаимодополняемости (комплементарности) производительных благ. Если какого-либо «комплектующего» элемента не достает для производственного процесса, то могут обесцениться и все другие блага набора. Но эти последние обыкновенно могут быть употреблены на производство других благ низшего порядка, хотя и менее важных. «Если мы располагаем комплиментарными благами какого-либо высшего порядка, то сперва эти блага должны быть преобразованы в блага ближайшего низшего и так далее, пока мы не получим благ первого порядка, которые можно уже непосредственно применить к удовлетворению наших потребностей», - так высказался автор «Оснований».

Блага высшего порядка рассматриваются К. Менгером в качестве неизбежной предпосылки экономического производства благ. Причем к их числу он предлагает относить не только совокупность сырых материалов, труд, используемые участки земли, машины, инструменты, но и «пользование капиталом и деятельность предпринимателя». Далее следует серьезное замечание ученого о том, что «не строго только определенные количества отдельных благ высшего порядка вступают в соединение в процессе производства друг с другом, как это бывает при химических реакциях... Наоборот самый элементарный опыт учит нас, – заключает он, – что блага высшего порядка могут произвести определенное количество какого-нибудь блага низшего порядка, находясь в самых разнообразных количественных отношениях друг к другу...». Следовательно, распоряжение благами низшего порядка, требующее комплиментарные количества благ высшего порядка, в реальной действительности не сопряжено с жесткой регламентацией.

 

Теория стоимости («вменения»)

К. Менгер убежден, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость их наличия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага.

В итоге возникает менгеровская субъективистская трактовка ценности, ставшая впоследствии общей исходной позицией «австрийской школы», а именно: «Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует».

Между тем предложенная К.Менгером и поддержанная его учениками  теория стоимости (ценности) также, представляет собой тупиковый вариант определения истинной цены товаров (благ). Ведь фактически по данной теории «австрийской школы», получившей название «теории вменения», предполагается, что доля стоимости (ценности) блага «первого порядка» вменяется благам «последующих порядков», использованных при его изготовлении. В основе этой версии лежит тезис Менгера: «…при всех условиях ценность благ высшего порядка определяется предполагаемой ценностью благ низшего порядка, на производство которых они предназначаются предположительно предназначаются людьми».

 

Теория доходов или Концепция оплаты труда и обмена

К. Менгер считает ошибочным ставить в вину «социальному строю» возникающую якобы «возможность... отнимать у рабочих часть продукта труда». Он пишет, что труд представляет собой только один элемент производственного процесса, который «является не в большей степени экономическим благом, чем элементы производства». Поэтому, по его мнению, владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а «за счет пользования землей и капиталом, которое для индивида и общества имеет ценность так же точно, как и труд.

Информация о работе Концептуальные подходы австрийской школы маржинализма