Конъюктура и цены мировых товарных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Одним из ключевых понятий, раскрывающих механизм взаимодействия продавца и покупателя, является рынок. Выйдя за национально-таможенные границы, он, постепенно приобретая глобальный характер и охватывая все более интенсивное межстрановое движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации, становится мировым.
В составе мирового рынка особое место занимает мировой товарный рынок, для которого характерна цикличность развития. Возможность исследования мирового товарного рынка, а в последующем и его прогнозирования с использованием современного инструментария позволяет существенным образом снизить неопределенность мирового товарного рынка.

Содержание работы

1.Введение
2. Понятие рынка, его функции и виды
3. Мировой товарный рынок
4. Конъюнктура мирового товарного рынка
5. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка
6. Прогнозирование конъюнктуры мирового товарного рынка
7. Мировая цена. Признаки мировой цены
8. Виды мировых цен, их классификация
9.Заключение
10. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конъюктура и цены мировых товарных рынков ГОТОВАЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

долгосрочную  конъюнктуру.

Исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры мирового товарного рынка взаимосвязаны (например, изменения в текущей, кратко- и среднесрочной конъюнктуре вносят коррективы в оценки долгосрочной конъюнктуры).

К числу основных конъюнктурообразующих факторов можно отнести:

постоянные и переменные факторы;

циклические факторы;

стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;

по срокам действия – кратко-, средне- и долгосрочные.

Те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит развитие конъюнктуры, называются конъюнктурными симптомами, а их общая совокупность – конъюнктурной симптоматикой (она специфична для каждого конкретного сегмента товарного рынка).

К постоянно действующим  нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством (его роль зависит от того, насколько значительно вмешательство государства в национальную экономику); а также воздействие на конъюнктуру ведущих монополистических объединений, ТНК. Симбиозом двух названных факторов является государственно-монополистическое регулирование.

К постоянно действующим  нециклическим факторам можно отнести  и политические факторы, которые  могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие  на конъюнктуру рынка.

Отдельные факторы, являясь  на первый взгляд постоянно действующими, на поверку оказываются цикличными. Например, на многие аспекты изменения конъюнктуры промышленной продукции оказывает воздействие развитие оборонно-промышленного комплекса отдельных стран (это влияет, прежде всего, на конъюнктуру рынков вооружений и связанных с ними отраслевых рынков). Однако при переходе от одного вида вооружений к другому проявляется собственная цикличность.

Аналогичная двойственность характерна и для научно-технического прогресса, который, с одной стороны, непрерывен, а с другой – его воздействие на жизнь общества имеет свою логику и цикличность, поскольку накопление научных знаний на определенном этапе неизбежно приводит к качественному скачку. Это порождает новые волны в развитии производства и, естественно, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру товарного рынка.

Аналогично циклическим  фактором является имеющаяся в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, обувь, одежда и пр.).

Все эти факторы оказывают влияние на конъюнктуру рынка вкупе, причем сила этого влияния и количество конъюнктурообразующих факторов непрерывно меняются.

В некоторых случаях  может возникнуть ситуация гистерезиса, когда текущие и, казалось бы, временные, преходящие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменениям на данном рынке.

Учет подобных колебаний  требует тщательного анализа, на основе которого можно прогнозировать будущие конъюнктурные колебания.

 

 

5. Исследование  конъюнктуры мирового товарного  рынка

При проведении исследования конкретного товарного рынка  выявляются условия, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения.

Комплексный подход к  изучению конъюнктуры рынка предполагает использование взаимодополняющих источников информации, сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение различных методов анализа и прогнозирования.

Важнейшим этапом изучения конъюнктуры товарного рынка является сбор информации, которую в зависимости от источников подразделяют на:

общую;

коммерческую;

специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом с учетом развития отрасли или данного производства; ее источниками являются данные статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая  информация представляет собой данные, получаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта продукции, а также от партнеров в порядке информационного обмена и включает заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (сведения о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т. п.).

Под специальной  информацией подразумевают данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж и т. д.). Учитывая тот факт, что специальная информация содержит сведения, которые другим путем получить нельзя, этому типу информации необходимо уделять особое внимание.

Для получения информации из собственных источников целесообразно использовать:

сеть магазинов – опорных пунктов – создается из числа фирменных магазинов торговли, осуществляющих продажу данных товаров в зоне сбыта и согласившихся осуществлять наблюдение за развитием спроса населения в этой зоне сбыта;

сеть торговых посредников – организуется службой изучения рынка предприятия для наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара;

потребительскую панель – образуется службой изучения рынка предприятия как выборочная по ряду ключевых признаков (место жительства, пол, возраст и т. д.) совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям.

Использование различных информационных источников сопряжено с получением ряда показателей, к числу которых относятся:

производство товаров в ассортименте;

обновление товарного ассортимента;

обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;

запасы товаров в ассортименте;

продажа товаров в ассортименте;

изменение доли рынка, занимаемого  предприятием;

изменение доли рынка, занимаемого  конкурентами;

выполнение заявок на поставку товаров;

забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса);

изменение в спросе потребителей;

величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;

динамика цен;

продажа товара по сниженным ценам.

Анализ этих показателей  позволяет выявить основные закономерности развития спроса и предложения, факторы  формирования рыночной конъюнктуры  и на их основе принять оперативные  решения по оптимизации производства и сбыта продукции.

 

 

 

 

 

 

6. Прогнозирование  конъюнктуры мирового товарного рынка

При исследовании конъюнктуры  товарного рынка важно не только определить его состояние на тот или иной момент времени, но и иметь возможность спрогнозировать вероятный характер его дальнейшего развития.

Прогнозы рыночной конъюнктуры по срокам предсказывания принято делить на следующие виды:

оперативные (на неделю, месяц, квартал, полугодие);

краткосрочные (на год);

среднесрочные (до пяти лет);

долгосрочные, или перспективные (от пяти лет и более).

В зависимости  от способа представления результата прогнозы могут быть:

точечными (результат  выражается в виде одного уровня);

интервальными (результат  представляется в виде доверительного интервала);

многовариантными (результат представлен в виде варьирующейся величины).

В зависимости от охвата объектов исследования прогноз может касаться перспектив развития как мирового товарного рынка, так и рынка какого-либо региона, страны, отрасли, фирмы, отдельного товара.

Непременным требованием  к прогнозированию рыночных процессов является комплексность: одновременное составление прогнозов для всех основных параметров товарного рынка, хотя исключается прогноз только одного из них, наиболее важного в данных условиях, например прогнозирование спроса.

Существенное значение при этом приобретают такие методы прогнозирования, как:

экстраполяция;

экспертные оценки;

экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий;

балансовый метод.

Экстраполяция представляет собой метод прогнозирования, основывающийся на предположении, что выводы, полученные из наблюдения над одной частью явления, могут быть распространены на другую его часть.

Существуют два вида экстраполяции: временная и пространственная.

Временная экстраполяция заключается в распространении вывода о закономерностях развития какого-либо объекта (в данном случае рынка) в прошлом на развитие того же объекта в будущем.

Пространственная  экстраполяция предусматривает распространение вывода, полученного в результате анализа одной части объекта, на другую его часть или выводов по одному объекту на другой, находящийся в аналогичных условиях.

Таким образом, использование экстраполяции в целях прогнозирования конъюнктуры мирового товарного рынка представляет собой учет опыта прошлого как действия объективных законов экономики.

При несомненных достоинствах этого метода, связанных с учетом тех тенденций развития рынка, которые уже сформировались ранее и отчетливо проявляются в данный период, экстраполяции присущи определенные недостатки, связанные с инерционностью как самих анализируемых тенденций, так и подходов к ним.

Экспертные оценки представляют собой метод прогнозирования, основанный на количественных и качественных оценках экспертов.

Экспертные оценки подразделяются на прямые экспертные оценки и экспертные оценки с обратной связью.

Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов или одного из них при отсутствии воздействия на взгляд каждого из них суждения другого эксперта или всего коллектива.

Экспертные  оценки с обратной связью реализуют принцип обратной связи посредством воздействия на оценку экспертной группы или одного эксперта мнениями, полученными ранее от этой группы или от одного из экспертов.

Различают два основополагающих метода экспертных оценок:

метод индивидуальных экспертных оценок;

метод коллективных экспертных оценок.

Метод индивидуальных экспертных оценок основан на максимальной возможности использования индивидуальных способностей эксперта и связан с незначительной степенью психологического давления на него.

Разновидностями данного  метода являются:

метод опроса типа «интервью», который предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития товарного рынка в соответствии с заранее разработанной программой опроса; недостаток этого метода – психологическое давление (хотя и незначительное) на эксперта;

аналитический метод, который  предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта, связанную с анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития товарного рынка, оформляемую в виде докладной записки; давление на эксперта в этом случае минимально.

Метод коллективных экспертных оценок основан на выявлении коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования. Разновидностями этого метода являются:

метод «круглого стола», или метод комиссий;

метод «мозгового штурма», или метод коллективной генерации  идей;

метод Дельфи;

система ПАТТЕРН.

Метод «круглого стола», или метод комиссий, предусматривает обсуждение специальной комиссией соответствующей проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Принципиальным недостатком данного метода является риск получения искаженных результатов прогноза, поскольку этот прогноз является результатом компромисса. Кроме того, прогноз зачастую формируется под преобладающим влиянием отдельных, наиболее авторитетных экспертов.

Метод «мозгового штурма», или метод коллективной генерации идей, заключается в том, что выдвижение новых идей происходит лавинообразно, поскольку ни одна из них, насколько бы абсурдно она ни звучала, не встречает критики.

Метод Дельфи означает полностью заочный и анонимный опрос экспертов, проходящий в несколько туров, при этом в каждом последующем туре используются результаты предыдущего (эксперты ознакомляются с результатами предшествующего тура опроса и учитывают эти результаты при оценке значимости мнений), а для обработки результатов групповых ответов применяются статистические методы. Недостатками этого метода являются трудоемкость обработки результатов и значительные временные затраты.

Информация о работе Конъюктура и цены мировых товарных рынков