Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 01:23, контрольная работа
Реформирование экономических отношений ставит проблемы монополизации и демонополизации, антимонопольного регулирования в число ведущих проблем, определяющих будущее экономики, обеспечивающих сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.
В республике Беларусь проблема монополизации является относительно новой и малоисследованной.
В республике в нерыночной среде возник и существует монополизм особого рода, значительно отличающийся от рыночного. За годы перестройки здесь не преодолена тотальная монопольная зависимость хозяйствующих субъектов от государства и не устранено отрицательное влияние государственного монополизма на экономику, не созданы механизмы возникающих противоречий.
ВВЕДЕНИЕ
1.Конкуренция - естественная среда функционирования предприятия в рыночных условиях хозяйствования
1.1 Противодействие недобросовестной конкуренции и защита деловой репутации
1.2 Показатели оценки интенсивности конкуренции на рынке.
ВЫВОДЫ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»
Кафедра экономики и менеджмента
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
на тему:. Конкуренция - естественная среда функционирования предприятия в рыночных условиях хозяйствования
Студент факультета МЭО и М гр…2012, 3 курс…. |
___________________ |
|
(подпись, дата) |
||
МИНСК 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Конкуренция
- естественная среда
1.1 Противодействие недобросовестной конкуренции и защита деловой репутации
1.2 Показатели оценки
ВЫВОДЫ
Задание 1.
1. Противодействие
недобросовестной конкуренции
2. Показатели оценки
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование экономических
отношений ставит проблемы монополизации
и демонополизации, антимонопольного
регулирования в число ведущих
проблем, определяющих будущее экономики,
обеспечивающих сохранение ее ресурсного,
производственного и научно-
В республике Беларусь проблема монополизации является относительно новой и малоисследованной.
В республике в нерыночной среде возник и существует монополизм особого рода, значительно отличающийся от рыночного. За годы перестройки здесь не преодолена тотальная монопольная зависимость хозяйствующих субъектов от государства и не устранено отрицательное влияние государственного монополизма на экономику, не созданы механизмы возникающих противоречий.
Сохранение
1.Конкуренция - естественная среда функционирования предприятия в рыночных условиях хозяйствования
1.1 Противодействие недобросовестной конкуренции и защита деловой репутации
Деловая репутация аккумулирует в себе весь положительный и отрицательный опыт работы предприятия на рынке. При этом она имеет конкретное стоимостное выражение. Стоимость знаменитых товарных знаков (ТЗ) очень высока и складывается не столько из затрат на их регистрацию и охрану, сколько из материализованной в них деловой репутации.
Среди основных видов нарушений, с которыми сталкиваются сегодня белорусские предприятия, самый распространенный подделка продукции. Когда под чужими реквизитами и чужим ТЗ выпускаются изделия более низкого, чем оригинальные, качества. На рынке СНГ подделки сейчас чаще всего встречаются в сферах производства продуктов питания и фармацевтики. А поскольку, теневой рынок хорошо развит, то и номенклатура контрафактной продукции достаточно широка.
Следующий тип правонарушений, который наносит существенный ущерб деловой репутации, имеет более изощренную форму. Это паразитирование на репутации известного бренда: имитация внешнего вида продукции, фирменного стиля, использование характерных цветовых решений.
Поэтому в мировой практике активно используется охрана ТЗ и других объектов интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках. Широкое распространение получила регистрация нетрадиционных ТЗ, включающих самые различные элементы фирменного стиля: от сочетания фирменных цветов, до движущихся, звуковых знаков и даже запахов. В Беларуси же в качестве ТЗ можно защитить смысловые или фантазийные слова, различные словосочетания (слоганы), сочетания букв или цифр, изображения, дизайн упаковки, этикетку, форму товара и другие обозначения вплоть до упомянутого выше сочетания цветов. Однако у нас пока не обеспечена охрана звуковым ТЗ и некоторым другим нетрадиционным для нашей правовой системы обозначениям.
Необходимо отметить, что к категории недобросовестной конкуренции относится и дискредитация продукции того или иного производителя. Но только в том случае, когда подобная информация имеет цель устранить конкурента. Для квалификации действий конкурента как недобросовестных важен именно факт искажения объективных сведений о товарах, услугах, их производителе. Например, производитель позиционирует свой продукт на рынке как диетический, а кто-то распространяет информацию о том, что он, наоборот, способствуют прибавлению веса.
Интересно, что в разных странах действуют различные нормы, регулирующие сведения, которые можно публиковать в СМИ. Так, в РБ де-факто распространена сравнительная реклама. Например, есть обычный абстрактный стиральный порошок, а есть самый лучший – наш. Получается, что производители всех остальных стиральных порошков по идее вправе предъявить некоторые претензии рекламодателю. Ведь, согласно рекомендованным в Беларуси правилам добросовестного поведения на товарных рынках, подобная практика считается недопустимой. Но хвалить себя никто не запрещает, если не сопровождать это прямыми или косвенными выпадами в адрес конкурентов.
Отечественная правоприменительная
практика в области противодействия
недобросовестной конкуренции формируется
от прецедента к прецеденту. В этой
сфере жестких правовых рамок
пока нет. В ГК РБ содержатся лишь максимально
общие формулировки по поводу недобросовестной
конкуренции. Закон РБ «О противодействии
монополистической деятельности и
развитии конкуренции» сделал в этом
смысле шаг вперед, но и там формулировки
тоже весьма размыты. Это объясняется
тем, что отечественный институт
противодействия
Тем не менее, анализ уже наработанной практики позволяет выделить самые распространенные факты недобросовестной конкуренции и методы борьбы с ними. Так, в Беларуси хорошо отработан вопрос противодействия так называемым «пиратским» регистрациям.
К актам недобросовестной конкуренции не относится оценка потребителями качества товаров, услуг того или иного производителя на интернет-форумах. Ведь, потребители не конкурируют с предприятиями, а потому имеют право высказать свою точку зрения, которая может не совпадать с мнением производителя.
Для борьбы с недобросовестной
конкуренцией предприятие может
выбрать сразу несколько
Альтернативный способ борьбы – подача иска в хозяйственный суд о защите деловой репутации. При этом следует требовать опровержения распространения недостоверных сведений. Также юрлица имеют право просить суд о возмещения убытков. Однако поскольку прямых убытков от распространения недостоверной порочащей информации, как правило, нет, то доказать наличие упущенной выгоды в суде весьма сложно. Подразумевается, что сумма убытков равна сумме расходов на восстановление деловой репутации предприятия: размещение дополнительной рекламы, распространения в СМИ правдивой информации и опровержения дискредитирующих сведений. А вот сумму нереализованной продукции в этом случае подсчитать уже гораздо сложнее. Вместе с тем в суде можно привести статистику продаж до и после распространении недостоверной информации с обоснованием причинно-следственной связи, данные социологических исследований, свидетельские показания, использовать другие средства для доказательств.
Гражданские дела по спорам, связанным с созданием, охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности (в частности, вопросы признания актами недобросовестной конкуренции действий, связанных с регистрацией ТЗ) подведомственны Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ.
По факту доказательства
вины в недобросовестной конкуренции
законодательство РБ предусматривает
гражданско-правовую, административную,
а также уголовную
За рубежом успешно
защититься от проявления недобросовестной
конкуренции белорусским
Отстаивая свои права от недобросовестных конкурентов за рубежом, важно определить сумму расходов, которые предприятие готово понести в каждом конкретном случае, и конечную цель, которой оно хочет добиться. Минимизировать затраты поможет обращение в антимонопольный орган. Если же речь идет о масштабной подделке продукции за рубежом, то в этом случае лучше обратиться в правоохранительные органы конкретной страны с требованием провести розыск нарушителей, прекратить выпуск контрафакта, изъять его из торговой сети. Что касается фактов распространения недостоверной информации, то их сразу необходимо зафиксировать. И в первую очередь стоит проконсультироваться у местных адвокатов, которые знают все процессуальные требования этой страны.
Учитывая, что Беларусь и еще более 170 государств являются участниками Парижской конвенции по охране промышленной собственности*, а также то, что практически во всех странах СНГ действуют антимонопольные органы защищаться не только можно, но и нужно.
1.2 Показатели оценки интенсивности конкуренции на рынке.
Важнейшей составляющей информации для принятия решений в области конкурентоспособности является информация о поведении конкурентов, об их конкурентных позициях. Наибольший интерес при этом представляет возможность выделения наиболее характерных составляющих той информации, которая окажется полезной при создании информационной системы управления конкурентоспособностью.
В этой связи в научной литературе предлагается, во-первых, получить данные об интенсивности конкуренции на выделенном рынке, во-вторых, построить <карту конкурентности рынка>, в-третьих, тщательно изучить технико-экономические и финансово-экономические возможности конкурентов. Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются три составляющие:
характер распределения рыночных долей;
темпы роста рынка;
рентабельность рынка.
Для определения уровня интенсивности конкуренции на конкретном рынке предлагается ряд оценок этого уровня. Так, отмечая, что чем более одинаковыми являются рыночные доли среди конкурентов на рынке, тем острее происходит конкурентная борьба, предлагается оценить степень именно этой <одинаковости>, вернее степень разброса долей конкурентов на рынке. В качестве мерила этого разброса можно предложить к использованию показатель дисперсии долей конкурентов на рынке. Для вычисления дисперсии долей, следует, прежде всего, рассчитать сами доли. Если объем реализованной на рынке продукции i-м предприятием обозначить через Qi, а общий объем продаж на рынке обозначить через Q, то рыночная доля этого предприятия определяется достаточно легко:
Далее необходимо рассчитать среднюю долю для всего рынка. Легко убедиться в том, что в данном случае средняя доля будет равна обратной величине участников рынка n:
С учетом этого дисперсия долей данного рынка будет определена как:
=
Чем выше этот показатель,
тем менее обострена
С учетом предыдущих обозначений и преобразований в итоге будет получена следующая формула:
Если данный показатель равен нулю, то это говорит о том, что дисперсия максимальна и интенсивность конкуренции незначительна.