Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 01:23, контрольная работа
Реформирование экономических отношений ставит проблемы монополизации и демонополизации, антимонопольного регулирования в число ведущих проблем, определяющих будущее экономики, обеспечивающих сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.
В республике Беларусь проблема монополизации является относительно новой и малоисследованной.
В республике в нерыночной среде возник и существует монополизм особого рода, значительно отличающийся от рыночного. За годы перестройки здесь не преодолена тотальная монопольная зависимость хозяйствующих субъектов от государства и не устранено отрицательное влияние государственного монополизма на экономику, не созданы механизмы возникающих противоречий.
ВВЕДЕНИЕ
1.Конкуренция - естественная среда функционирования предприятия в рыночных условиях хозяйствования
1.1 Противодействие недобросовестной конкуренции и защита деловой репутации
1.2 Показатели оценки интенсивности конкуренции на рынке.
ВЫВОДЫ
Мерилом вариации рыночных долей являются не только дисперсия и СКО, но и другие показатели - мода, медиана и т.п.;
априорно предполагается,
что модель, описывающая вариации
долей конкурентов на рынке, подчиняется
нормальному закону распределения
вероятностей. Практика показывает, что
распределение долей в
Более информативным является суждение об интенсивности конкуренции в соответствии с классификацией рынков, принятой в экономической теории. Как следует из нее, всего возможно девять состояний конкуренции, причем интенсивность конкуренции уменьшается по мере перехода рынка от двухсторонней полиполии к двухсторонней монополии. Именно это обстоятельство и может служить надежным и научно обоснованным мерилом интенсивности конкуренции на рынке.
Для обоснования метода количественной
оценки интенсивности конкуренции
на рынках, следует воспользоваться
графической интерпретацией распределения
долей конкурентов на рынке. Лучшей
моделью при этом будет служить
график изменения плотности
будет характеризовать то или иное состояние рынка, а значит, и степень интенсивности конкуренции на нем.
Очевидно, что при значениях данного показателя, близких к нулю, интенсивность конкуренции наивысшая (чистая конкуренция), а при значениях показателя, близких к единице, интенсивность конкуренции минимальна. Данный подход свободен от недостатков формулы, это - во-первых, а во-вторых, при наличии соответствующей математической подготовки исследователя проблемы с определением значения M(D) легко решаются. В связи с тем, что в настоящее время в наличии у любого исследователя имеется обширный арсенал пакетов прикладных программ по математической статистике, данная проблема решается ещё более просто - собранную информацию о рыночных долях следует подвергнуть статистической обработке на ПК.
Вторая составляющая, характеризующая интенсивность конкуренции на рынке, связана с темпами роста рынка.
Чем выше темпы
роста рынка, тем больше его емкость,
тем менее напряженной
Для вычисления этой составляющей интенсивности конкуренции на рынке рекомендуется использовать два граничных значения - минимальный тем роста, принимаемый за 70% и максимальный темп роста в 140%.
Взяв за основу эти два значения, автор предлагает достаточно простую формулу для расчета этой составляющей интенсивности конкуренции:
Здесь Тр - темп роста данного рынка.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что указанные два граничных значения, имеющих как видно, принципиальное значение, <взяты из предпринимательской практики>, то есть носят характер экспертной оценки, что резко снижает уровень научной обоснованности этих значений.
Каждому из участков кривой
жизненного спроса на товар соответствует
свой уровень интенсивности
На первом участке, когда спрос на товар только появился, конкурентная борьба имеет незначительный характер. Интенсивность ее низка. Для данного участка первая и вторая производные положительны.
На втором участке - участке
роста - первая производная положительна,
а вторая от положительных значений,
проходя через нулевую точку,
становится отрицательной. Это этап,
на котором спрос опережает
На третьем участке - участке зрелости - объемы продаж стабильны и конкурентная борьба за покупателя обостряется. Для этого участка кривой жизненного цикла спроса на товар вторая производная отрицательна, а первая производная из положительной области, пройдя нулевую точку (пик объемов продаж), принимает отрицательные значения.
Наиболее интенсивная конкурентная борьба наблюдается, как правило, именно на той части кривой жизненного цикла спроса, когда начинают уменьшаться объемы продаж, то есть, когда и первая производная функции, описывающей кривую жизненного цикла спроса, и вторая производная этой функции отрицательны.
Так продолжается до того участка жизненного цикла спроса на товар, который характеризуется высокими темпами падения объемов спроса на товар, а сами объемы спроса оказываются низкими. На этом последнем участке кривой первая производная отрицательна, а вторая производная - положительна. Причем та точка кривой, в которой вторая производная из отрицательных значений переходит в положительную область (нулевое значение второй производной), по сути, является границей между предыдущим этапом высокой конкуренции и последним этапом средней и затем незначительной конкуренции.
Все сказанное выше будет более наглядно представлено, если данные выводы сформулировать в виде таблицы
Простой анализ таблицы позволяет выявить закономерность, позволяющую предложить новый показатель интенсивности данной части конкурентной борьбы. Если перемножить друг с другом знаки первой и второй производной каждого участка, то можно обратить внимание на следующее. Это произведение положительно только на первом и четвертом участках. Первый участок характеризуется наименьшим уровнем интенсивности конкурентной борьбы, четвертый участок - наибольшим уровнем интенсивности.
В любом случае с помощью таблицы удается достаточно просто идентифицировать участок кривой жизненного спроса на товар с наивысшим уровнем конкурентной борьбы.
Третья составляющая, определяющая интенсивность конкурентоспособности, это уровень рентабельности рынка. Для формальной оценки уровня интенсивности конкуренции предлагается воспользоваться следующей логикой.
Чем выше рентабельность данного рынка, тем большую прибыль получают продавцы, работающие на этом рынке. Это в свою очередь приводит к тому, что рынок становится все более и более привлекательным, а, значит, чем выше рентабельность рынка, тем интенсивнее конкурентная борьба на рынке.
Этот подход обладает существенным
изъяном. Дело в том, что высокие
прибыли могут быть для ситуации,
когда товар только появился на рынке,
и вызывает, поэтому, высокий интерес
у покупателей. Очевидно, что в
данной ситуации спрос опережает
предложение и поэтому
Более того, в том случае, когда конкурентная борьба усиливается, когда количество производителей, работающих на рынке, велико, не удается осуществлять политику <снятия сливок> - цены уже не могут быть высокими. На таком рынке значительный акцент приобретают факторы и методы неценовой конкуренции. Получается, что не очень высокий уровень рентабельности в данном случае соответствует очень высокой интенсивности конкуренции.
Следовательно, уровень рентабельности сам по себе не может служить исходной оценкой для определения уровня интенсивности конкурентной борьбы. Представляется, что в данном случае более уместны параллели с выводами по предыдущей составляющей интенсивности конкуренции - темпами роста рынка. Только исследование жизненного цикла спроса на товар может дать объяснение тому уровню рентабельности, который сложился на рынке. Вне этого обстоятельства рентабельность представляется малоинформативным показателем с позиций оценивания уровня интенсивности конкурентной борьбы на рынке.
Задание 2. Заполните таблицу:
Тип стратегии |
Виоленты («бегемоты») |
Патиенты («хитрые лисы») |
Коммутанты («серые мыши») |
Эксплерен- ты («первые ласточки») |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Профиль производства |
Массовое |
специализированное |
Универсальное мелкое |
Экспериментальное |
Размер компании |
Крупные |
Крупные, средние, мелкие |
Мелкие |
Средние, мелкие |
Экономическая устойчивость |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Расходы на НИОКР |
Высокие |
Средние |
Низкие |
Высокие |
Факторы силы конкуренции |
Высокая производительность |
Приспособленность к рынку |
Гибкость, много численность |
Опережение в нововведениях |
ВЫВОДЫ
Среди основных видов нарушений, с которыми сталкиваются сегодня белорусские предприятия, самые распространенные подделка продукции, паразитирование на репутации известного бренда: имитация внешнего вида продукции, фирменного стиля, использование характерных цветовых решений
и дискредитация продукции того или иного производителя. Но
Учитывая, что Беларусь и еще более 170 государств являются участниками Парижской конвенции по охране промышленной собственности*, а также то, что практически во всех странах СНГ действуют антимонопольные органы защищаться не только можно, но и нужно.
Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются три составляющие:
Литература