Конкуренция – ядро рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 12:56, реферат

Описание работы

В нашей стране сложилась очень непростая история развития рыночных отношений.
Первый раз эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX— начале
XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в
1897 г. ввести золотой стандарт. Однако во время гражданской войны 1918— 1921
гг. народное хозяйство подверглось упадку и разрухе, а рыночные связи были
фактически свернуты.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 53.22 Кб (Скачать файл)

часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания,

конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия

пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.

Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных

предпринимательского духа. Конкуренция — особый метод воспитания умов,

великих изобретателей и предпринимателей.

Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам.

Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.

Конкуренция — процесс доказывания правоты меньшинства новаторов.

Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей

внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.

Конкурентов мы воспринимаем с раздражением, ибо они мешают нам спокойно жить.

В своей книге "Международная конкуренция" М.Портер отмечает, что конкуренция

— динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на

котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые

производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Г.Л.Азоев  под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще

между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами),

заинтересованными в достижении одной и той же цели.

А.Ю.Юданов утверждает, что рыночная конкуренция - борьба за ограниченный

объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных

сегментах рынка. Вместе с тем, А.Ю.Юданов считает, что до сих пор в мире

единое понятие "конкуренция". Ученые придерживаются одной из трех трактовок

конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.

·       Поведенческая трактовка конкуренции — борьба за деньги покупателей

путем удовлетворения его потребностей.

·       Структурная трактовка конкуренции — анализ структуры рынка для

определений степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода

из него.

·       Функциональная  трактовка конкуренции — соперничество старого с

новым, с инновациями, когда скрытое становиться явным.

Анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия "конкуренция"

позволяет сделать следующие выводы:

     а) понятия "конкуренция", предложенные различными авторами, не в полной

мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют

только один из множества аспектов конкуренции, установленных А.Смитом и самими

авторами, каждый в  своей области исследования;

     б) многообразие подходов к формулированию понятия: один автор под

конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другой

— соперничество физических лиц, третий - как  наличие на рынке достаточного

количества продавцов и покупателей, четвертый- ситуацию, пятый — стремление,

шестой-процесс и  т.д.;

     в) приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных,

производственных и биологических систем;

     г) понятия не отражают конкуренцию как единство статики и динамики

соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях;

     д) понятия не увязаны с законодательством.

В XX в., особенно во второй его половине, в корне  изменилось состояние

рынка. Однако в учении о рынке эти изменения долгое время не получали

соответствующего отражения. Сторонники новоклассического направления

экономической теории отстаивали устаревшую догму о совершенной конкуренции.

Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит из множества

независимых мелких фирм. Из-за своих небольших размеров предприятия не могут

влиять на рыночную цену. Они производят одинаковую продукцию. Покупатели

имеют «совершенное знание» о качестве товаров, ценах и выгоде торговли.

Совершенная конкуренция является чистой — не зависит от вмешательства

государства и монополий.

И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по

оценке некоторых ученых, революция, которая и покончила с догмой о

совершенной конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции

конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания)

Джоан Робинсон. В работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции»

(1933) она заявила: «Исследование  различных закономерностей экономической

теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции,

трактуя тем монополию как соответствующий особый случай... правильнее

начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной

конкуренции как особый случай».

Существенный вклад в понимание  несовершенной  конкуренции внес американский

экономист Эдуард Чемберлин. В книге «Теория монополистической конкуренции»

(1933) он разъяснил, что реальные  цены на рынке не тяготеют  ни к чистой

конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению,

определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой

обоих факторов.

Сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. Вот как об этом

заявляют профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус: «В современной экономике

совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к

которому можно стремиться, чем реальная действительность. В самом деле,

многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных

фирм, иногда всего двух или трех. Добро пожаловать в мир, в котором мы живем,

в мир несовершенной конкуренции».

     2. Виды конкуренции.

     Конкуренция (лат. Concurrere - состязаться) — соперничество между

участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи

товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями:

полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной

зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими

претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за

экономическое выживание и процветание — закон рынка.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том,

что как один, так и другой вид взаимоотношении участников рынка являются

несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных

параметрах (показателях) состояния рынка.

    

Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка

Конкуренция

Монополия

Число продавцов

Барьеры входа и выхода из рынка

Участие товаровладельцев в контроле над ценами

Много

Нет

Нет

Один

Есть (нет вхождения)

Полный контроль


 

Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно

назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство

захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой

деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?

     Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

     а) по масштабам развития;

     б) по своему характеру;

     в) по методам соперничества.

     По масштабам развития конкуренция может быть:

     1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под

солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

     2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);

     3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение

наибольшего дохода);

     4. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за

привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

     5. национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной

страны);

     6. глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и

государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется на свободную и регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится: на ценовое (рыночные

позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и неценовая (победу

одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания

покупателей и т. п.).

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество

независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в

каких количествах, Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и

такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому

гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и

материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же

должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь

возможность купить товары и услуги на любой рынке. В-третьих, предприятия

никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического

капитализма. В более полной мере она проявилась, только в Англии и лишь в

XIXв. Свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в

высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке

ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества - регулируемая

государством конкуренция и противоборство монополий.  При первоначальном

знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество

вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В

значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между  тем во

всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются

писаные и неписаные правила рыночного соперничества.

Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного

рынка. Их не смущали предостережения противников такой ориентации. Так,

профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990г.

откровенно и резко заявил: «Те, кто говорит... о возвращении к свободному

рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть

сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление,

которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не

смогло бы выжить».

Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному

рынку уже в январе 1992г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала

множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется

индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому

гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При

этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический,

экологический и иной контроль.

Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само

движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества

правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.

     3. Ценообразование при различных типах конкуренции.

Рыночное соперничество существенно разного поведения отличается по своим

результатам в зависимости от количества его участников. Так, индивидуальная

конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся же в

национальном масштабе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену.

Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену.

     Индивидуальная конкуренция.

Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и

покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не

может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою

цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры»,

ведущие соперников к победе или поражению.

Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены

(отражающей равенство спроса  и предложения) как норматив (лат.-notmftio -

упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если,

допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию,

превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием

продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать

цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это

сопряжено с непредвиденными убытками.

Второе правило. Чтобы, как говорится, «обхитрить» равновесную цену,

товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов

и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти

изделия по общей  для всех равновесной цене. В итоге образуется

дополнительный  доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной

ценой.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают

открытия большого хозяйственного значения, изобретают и внедряют новинки

техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и

производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех

прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу.

Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное

обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают

своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей

Информация о работе Конкуренция – ядро рыночной экономики