Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 12:56, реферат
В нашей стране сложилась очень непростая история развития рыночных отношений.
Первый раз эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX— начале
XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в
1897 г. ввести золотой стандарт. Однако во время гражданской войны 1918— 1921
гг. народное хозяйство подверглось упадку и разрухе, а рыночные связи были
фактически свернуты.
цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить
вещи.
Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой
конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа
продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О
подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых
пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В
конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек
для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец,
изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем
пассажирам ,третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к
даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.
Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает
прежнюю цену и скупает имущество неудачника.
Национальная конкуренция.
Прежде всего важно уяснить, кто участвует в национальной конкуренции, которая
может развертываться внутри отдельных отраслей рынка или во всей рыночной
системе.
Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым в мире происходит
объективный процесс повышения качества продукции и услуг, снижения их
удельной цены. Закон конкуренции - объективный процесс «вымывания» с рынка
некачественной дорогой продукции. Распространено представление о том, что в
рыночное соперничестве принимают участие только отдельные продажи товаров. Но
на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех».
Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем
среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно
не упускают возможности «отбить» покупателей у своих соперников.
Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно
приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на
нужный им товар. Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией
продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных стадиях в
отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже,
а вторая — купить вещи по меньшей цене.
Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх
та армия, которая больше сплочена, способна навязать противнику свою цену.
Кроме того, важно следующее обстоятельство. Для эффективного воздействия
конкурирующих сил на рыночную цену требуется достаточно большая - так
называемая критическая масса продавцов и покупателей. В странах с
многочисленным населением такая масса насчитывает несколько миллионов
человек. В таком случае национальная конкуренция выступает в качестве мощной
силы, которая направляет деятельность всех агентов рынка по каналам, о
которых, они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция как рыночный регулятор
закономерно воздействует на три явления. Во-первых, она воздействует на
цены, предлагаемые продавцами и покупателями. Во-вторых, конкуренция
устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе
национального рынка, В-третьих - приводит общую рыночную цену к точке
равновесия.
Несомненно, что в данный момент конкуренция обостряется в рядах продавцов,
что раскалывает их единство. Кто может победить в этом междоусобном сражении?
Очевидно, «выигрывает» тот продавец, который реализует продукты по ценам,
более близким к равновесной цене. Удешевление продукции расширяет сбыт его
изделий. Тогда возникает своеобразная «цепная реакция»: расширяется продажа
товаров по более низким ценам все возрастающим числом продавцов.
Усиление конкуренции среди продавцов способствует понижению чрезмерно высоких
цен, увеличивает сбыт продукции, что приводит рыночную цену к равновесному
уроню.
Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно
приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на
нужный им товар.
Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией
покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены.
Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая— купить вещи
по меньшей цене.
Список использованной литературы:
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и М., Центр экономики и
маркетинга.
2. Додан Э. Дж., Линдеей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель.
СПб., 1992. Гл.7, 8, 9.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996.
4. Кирцнер И.: Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под
редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 94-98.
5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл. 25-28,34.
6. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Пер.
с англ. М., 1986.
7.
Райзберг Б.А Рыночная экономика: Учебн.пособие-2-еизд..перераб.
доп.,М. 1995.
8. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части 11,1.
9. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства
народов,М.:Соцэкгиз,1962.
10. Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М., 1990.
11. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. И с
предисловием В.Д.Щетинина.М.: Международные отношения,1993.
12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл.11, 12, 14.
13. Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление. - М.: ИНФРА-М.-2000.
14. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация
теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959.
15. ХяйекФ. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и
международные отношения. 1989. № 12.