Конкуренция, её сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…………...3
1. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………..........6
1.1 Понятие конкуренции и её роль в раночной эконом.....................................6
1.2 Свободная конкуренция………………………………………………….......8
1.3 Виды конкуренции…………………………………………………...….…..12
1.4 Методы конкуренции и экономические последствия их применения………………………………………………………………..……..13
2. Особенность развития конкуренции в современной России………………17
Заключение……….…………………...…………………………………………23
Список использованной литературы……..…………………...………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая Микроэкономика.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………...3

1. Конкуренция, её  сущность и значение…………………………………..........6

1.1 Понятие конкуренции и её роль в раночной эконом.....................................6

1.2 Свободная конкуренция………………………………………………….......8

1.3 Виды конкуренции…………………………………………………...….…..12

1.4 Методы конкуренции и экономические последствия их применения………………………………………………………………..……..13

2. Особенность развития конкуренции в современной России………………17

Заключение……….…………………...…………………………………………23

Список использованной литературы……..…………………...………………..25

 

Введение

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок  – это организованная структура, где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители  могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение  – это количество товара, которое  производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка  определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих  в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и  потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться). Конкуренция это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

В конкурентных экономических  условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает  предпринимателей к эффективным  действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий  ассортимент товаров и услуг  по более низким ценам и лучшего  качества.

Именно это способствует прогрессу экономики – эффективность  производства повышается, создаются  условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение  побуждает предпринимателей активно  внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счёте  растёт благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно  появляются новые товары и новые  производители. Давая потребителю  право выбора, рыночная конкуренция  обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным  предпринимателям.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей  деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть предприниматели стремятся  установить контроль над ценами и  факторами определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться  действия ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры  для входа на рынок, заключаться  антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объёма продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь  ограничение конкуренции существенно  искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению  общественных ресурсов, негативно сказывается  на хозяйственной деятельности.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта  товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

Цель данной работы –  рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы  и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости  от уровня конкуренции на них.

 

  1. Конкуренция, её сущность и значение

    1. Понятие конкуренции и её роль в рыночной экономике

Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую  функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а  значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удаётся  продать, прочие же остаются невостребованными  и производство их сокращается. Другими  словами вне конкурентной среды  индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция  представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика  решает фундаментальные вопросы  – что? как? для кого производить?

Развитие конкурентных отношений тесно связано с  расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель  лишён выбора и вынужден либо полностью  согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая  власть расщеплена и потребитель  имеет дело с множеством поставщиков  аналогичных товаров, он может выбрать  тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных  единиц. Через неё товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет  противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую  дифференциацию в обществе, обуславливает  рост непроизводительных издержек, побуждает  создание монополий. Без административного  вмешательства государственных  структур конкуренция может превратится  в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания  её на уровне нормального стимулятора  экономики государство в своих  законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются  права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Конкуренция одновременно имеет как положительные, так  и отрицательные стороны. Положительные  стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно  заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе конкуренции  вымываются экономически-неэффективные  производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведёт к удешевлению  издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу  определённую нестабильность, создаёт  условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия  для их несправедливого распределения; в) её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода из неё. Эта свобода  необходима для того, чтобы экономика  могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  её постоянном стимулировании эффективности производства.

 

    1. Свободная конкуренция

Рыночное пространство – это арена активного взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействие принимает разные формы в зависимости  от определённых параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами  являются:

количество продавцов  товаров определённого вида;

свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него;

независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;

возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны  отдельных товаровладельцев.

В зависимости от состояния  указанных параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает  два прямо противоположных вида: свободной конкуренции или монополии. Кроме них в современных условиях существуют формы взаимодействия субъектов  рынка, в которых сочетаются конкуренция  и монополия. Принципиальные различия между свободной конкуренцией и монополией указаны в таблице 1.1

Таблица 1.1. Свободная  конкуренция и монополия

Параметр  состояния рынка

Свободная конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа и выходы из рынка

нет

Есть (нет  вхождения)

Независимость субъектов рынка друг от друга

Есть

Нет (имеются  разные виды зависимости)

Товаровладелец  может устанавливать рыночную цену

Не может

Может




 Конкретный анализ отмеченный в таблице 1.1 особенностей двух видов взаимоотношений участников рынка мы начнём с первого из них.

Конкуренция – это  соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров и услуг. Для рыночного  хозяйства с самого начала характерна следующая объективная причинно-следственная связь. Побудительной причиной конкуренции  служит комплекс непременных условий  свободного развития рынка: а) основные параметры состояния рынка (табл.1.1); б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определённого  вида; в) зависимость положения продавцов  и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения (при невозможности для каждого  рыночного агента диктовать другим свою цену). Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные  силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание. Стало быть, конкуренция – экономический  закон рынка.

Теперь постараемся  выяснить: почему мы здесь называем конкуренцию свободной?

Этот эпитет отражает момент возникновения самой конкуренции. Она образовалась в результате борьбы с порядками, которые ещё в  средние века установили цехи ремесленников. Так, в XI – XIV века в большинстве городов  Западной Европы мелкие ремесленники разных специальностей объединились в цехи – организации по их профессии (возникли цехи пекарей, мясников, ткачей и др.). Такие объединения укрепляли экономическое и правовое положение профессиональных работников. Предписания цехов о соблюдении определённых правил технологии производства, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали прогрессу ремесленной техники и повышению мастерства работников.

Однако в XVI – XVIII века цехи ремесленников стали тормозом для экономического развития. Они  по-прежнему поддерживали и охраняли мелкое ремесленное производство. Цехи добивались признания за их членами  исключительного права на изготовление и сбыт данного вида продукции  в пределах города и его округа. Они строго ограничивали выпуск и  продажу ремесленных изделий, чтобы  устранить конкуренцию в собственной  среде. В цеховых уставах определялись место и условия закупки сырья и реализации готовых товаров, время работы ремесленников, требования к качеству продуктов и другие хозяйственные условия.

В конце XVIII – XIX веков  цеховое ремесло было разрушено  под мощным напором крупного индустриального  производства и в результате установления развитых капиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время великой революции 1791г. В  Германии все ограничения свободы  ремесленной деятельности со стороны  цехов были отмечены рядом законов  в течение XIX века. На смену принципам  застоя и замкнутости цеховых  объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства  и неограниченной конкуренции.

Информация о работе Конкуренция, её сущность и значение