Конкуренция, её сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…………...3
1. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………..........6
1.1 Понятие конкуренции и её роль в раночной эконом.....................................6
1.2 Свободная конкуренция………………………………………………….......8
1.3 Виды конкуренции…………………………………………………...….…..12
1.4 Методы конкуренции и экономические последствия их применения………………………………………………………………..……..13
2. Особенность развития конкуренции в современной России………………17
Заключение……….…………………...…………………………………………23
Список использованной литературы……..…………………...………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая Микроэкономика.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Всех мелкооптовых торговцев  объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные  в сравнении с размерами рынка  масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной  конкуренции. Обязательна для них  и необходимость принимать сложившуюся  на рынке цену. Критерий совершенной  конкуренции в сфере малого бизнеса  России выполняется достаточно часто.

Таким образом, близкие  к совершенной конкуренции условия  существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный  бизнес.

Совершенно иная картина  наблюдается в отраслях, где преобладают  приватизированные предприятия. Эти  отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы.

Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном  сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Уже более пяти лет  в нашей стране действует Государственная  программа демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Государственная  программа демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики  и развития, конкуренции в общей  государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. Согласно закону, фирма занимает "доминирующее положение", если её доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 года ГКАП утвердил "Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов", включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчётности по объёму производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

Целью государственной  политики демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение  эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования  экономических процессов.

Основной же задачей  программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о  том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся  рыночных отношений.

В настоящее время  в Российской Федерации действует  также целый комплекс нормативных  актов, направленных на ограничение  монополии и развитие конкуренции. В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Закон  РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" (с  изм. и доп. от 2 января 2000 г.).

Существуют два пути демонополизации:

- иностранная конкуренция  – этот способ явился, вероятно, самым действенным и эффективным  ударом по отечественному монополизму.  Когда рядом с изделием монополиста  на рынке находится превосходящий  его по качеству и сопоставимый  по цене импортный аналог, все  монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная  конкуренция в очень многих случаях  оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления  она фактически уничтожила целые  отрасли промышленности.

Очевидно, что использование  столь сильнодействующего метода должно быть очень осторожно. Импортные  товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину  массовой ликвидации отечественных  предприятий.

- создание новых предприятий,  конкурирующих с монополистами  – предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не  уничтожая при этом самого  монополиста как предприятие.  К тому же новые предприятия  –  это всегда рост производства  и новые рабочие места.

Проблема в том, что  в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и  иностранных компаний, готовых вложить  деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных  условиях может дать государственная  поддержка наиболее перспективных  инвестиционных проектов. 

Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при  высоком уровне концентрации и специализации  производства, отсутствии конкуренции  на большинстве товарных рынков, что  было следствием централизованного  планирования и переоценки эффекта  экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных  для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию. Централизацию и  концентрацию производства.

Подлинно частный  сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и  не входящие в структуру крупных  корпораций, развивался преимущественно  за счет создания новых малых предприятий  в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.

На поведение предприятий  и их экономическую стратегию  повлиял глубокий экономический  кризис не позволяющий проявить в  полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости  государственной политики. В этих условиях поведение значительной части  предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым  повышением цен для получения  необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

Подводя итог, к особенностям конкуренции в России можно отнести:

- отсутствие действенной  и продуманной государственной  политики в области конкуренции  и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке; 

- жесткая протекционистская  политика правительства в отношении  импортных товаров с целью  снижения их конкурентоспособности  на внутреннем рынке (посредством  высоких импортных пошлин);

- сырьевая экспортная  ориентация народного хозяйства  России на мировом рынке и  импорт продукции высокотехнологичных  отраслей (как следствие, - ущербный  торговый баланс и низкий жизненный  уровень населения);

- отставание технологий  в большинстве отраслей промышленного  производства народного хозяйства  России от мирового уровня  на 10-30 лет (как следствие, - дорогая  и относительно низкого качества  продукция);

- последствия валютного  кризиса августа 1998 года, приведшие  к резкому удорожанию импортных  товаров;

- экономически невыгодный  уровень концентрации производства  на большинстве крупных предприятий  народного хозяйства России (как  следствие, чрезмерные цены на выпускаемую продукцию и ее низкая конкурентоспособность). 

 

Заключение.

В России еще много  пережитков «советских взглядов» на конкуренцию. Однако в настоящее  время в стране идет процесс демонополизации  ряда государственных отраслей экономики, что будет существенно способствовать развитию в России рыночных отношений.

В литературе, посвященной  данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к определению  конкуренции.

Первый определяет конкуренцию  как состязательность на рынке. Такой  подход характерен для отечественной  литературы.

Второй подход рассматривает  конкуренцию как элемент рыночного  механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической  теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной  теории морфологии рынка.

Делая заключение, подведем некоторые выводы:

Прежде всего, необходимо еще раз подчеркнуть, что конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможности  каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров  на данном рынке и стимулируют  производство тех товаров, которые  требуются потребителю.

Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции.

Конкуренция выступает  ключевой категорией рыночных отношений - это тот элемент рыночного  механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Верно определение конкуренции  и как критерия, по которому определяется тип отраслевого рынка.  Конкуренция - есть особый вид честной экономической  борьбы, в которых при наличии  в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона

Она представляет собой  процесс соперничества между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров, соперничество  между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции, соперничество на рынке  между производителями товаров  и услуг за долю рынка, получение  максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

Еще раз подчеркнем, что  в современной экономике совершенно- конкурентные рынки встречаются  редко — это скорее идеал, к  которому можно стремиться, чем реальная действительность. Но наша страна должна стремиться к созданию конкурентного  рынка и в целом к развитию конкуренции.

Что же касается развития конкуренции в рамках современной  России, то, как видно из вышеизложенного, в нашей стране в настоящее  время завершается создание нормативной  базы направленной на развитие и поддержание  в России конкуренции. Как уже  отмечалось, в России принят Федеральный  закон "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках", а также федеральная  программа демонополизации экономики  нашей страны. Целью государственной  политики демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение  эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования  экономических процессов. Однако есть и проблемы, тормозящие развитие конкурентного  рынка.

Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия  на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных  органов. Этот вид государственной  монополии ограждает государственные  предприятия от конкуренции, а также  тормозит        развитие рынка.

 

 

Список использованной литературы

1.Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2003

2.Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. -М., Издательско- книготорговый центр "Маркетинг", 2001 г.

3.Алешин Б.Л. Консолидация для повышения конкурентоспособности // Экономика России. ХХI век. - 2005.

4.Амосов А.Н. О предпосылках устойчивого экономического роста // Экономист. - 2005.

5.Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

6.Джоббер Д. принципы и практика маркетинга. СПб.: Вильямс, 2001

7.Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов-на-дону, Феникс, 2004

8.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс : принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА М, 2002

9.Портер М. Конкуренция. - СПб.: Вильямс, 2000

10.Сергеев О.Н. Правовое обеспечение и создание конкурентной среды в коммерческой деятельности. Российское право в Интернете. 2006.

11.Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Высшая школа, 2001

12.Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. М.: ОАО НПО Издательство Экономика, 2005.

13.Черковец О.Г. Внешнеэкономическая интеграция - системный аспект // Экономист. - 2005.

14.Экономическая теория. / Под. ред. д.э.н. А.И. Добрынина. - СПб., 2003

15. http://www.finbook.biz/ - электронная библиотека

16.http://www.biglib.com.ua/ - народная библиотека

 


Информация о работе Конкуренция, её сущность и значение