Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:33, контрольная работа
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций: - выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; - сводит конкретный труд к общественно необходимому.
Введение…………………………………………………………………...3
1 Конкуренция и ее роль в рыночной экономике………………………4
2 Виды конкуренции…………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………..14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Конкуренция и ее роль в рыночной экономике………………………4
2 Виды конкуренции……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………..14
Введение
XX век в мировом экономическом
развитии без сомнения можно
назвать веком конкуренции.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Целью работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.
При написании работы использовалось учебно-методическая литература.
1 Конкуренция и ее роль в рыночной экономике
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.
Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:
- выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
- сводит конкретный труд к общественно необходимому;
- содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:
- креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
- приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
- обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
В зависимости от способа
поведения фирмы на рынке выделяют
ценовую и неценовую
Ценовая конкуренция - борьба
между производителями за получение
дополнительной прибыли посредством
уменьшения издержек производства и
снижения цен на продукцию без
изменения ее ассортимента и качества.
Ценовая конкуренция
Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.
Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:
- монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
- олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
- монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.
Конкуренция выступает мощным
фактором концентрации производства,
характер ее зависит от развитости
и степени монополизации
В России началом создания
антимонопольного законодательства
стал "Закон о конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
Этот закон определил
- распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.
Для реализации
Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:
- контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
- контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %);
- предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.
В антимонопольном законе
предусматривается и
Особое значение в антимонопольной
практике имеет регулирование
Отсутствие конкурентной
среды делает неэффективным использование
рыночных механизмов в регулировании
деятельности естественных монополий.
В силу специфического положения
таких монополий в экономике
России единственной силой, способной
им противостоять является государство.
Поэтому, государственная политика,
ставящая пределы и определяющая
правила их поведения на рынке, должна
быть нацелена на усиление регулирующей
роли государства, в частности в
области тарифной политики (например,
на организацию ценовой
Для стимулирования конкуренции
на монопольном рынке мировая
практика предлагает использовать следующие
меры: расширить практику конкурсного
отбора в отраслях естественных монополий
на региональном уровне на стадии организации
торгов за право быть поставщиком
определенного вида услуг, поскольку
в настоящее время это право
достаточно часто определяется в
результате сговора хозяйствующих
субъектов без участия
2 Виды конкуренции
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).
Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.
Совершенная (чистая) конкуренция
возникает при следующих
- существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
- доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Конкуренция, которая в
той или иной степени связана
с заметным ограничением свободного
предпринимательства, называется несовершенной.
Для этого вида конкуренции- характерно
незначительное количество фирм в каждой
сфере предпринимательской
Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике