Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:33, контрольная работа
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций: - выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; - сводит конкретный труд к общественно необходимому.
Введение…………………………………………………………………...3
1 Конкуренция и ее роль в рыночной экономике………………………4
2 Виды конкуренции…………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………..14
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.
Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя взаимозаменяемыми
Противоположностью
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик - государство, поставщик - единственная фирма).
Чистая монополия и чистая монопсония - сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия ( от греч. oligos - немногий и poleo - продаю). Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Заключение
Подводя итог вышесказанному,
можно сделать следующие
1) Конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
2) Роль конкуренции на рынке:
–конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.
–конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг.
–конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.
3) Различают прямую и скрытую ценовую конкуренцию:
–при прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.
–при скрытой ценовой
конкуренции фирмы вводят новый
товар с существенно
4) Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости.
Список использованных источников
1) Микроэкономика: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТРТУ, 2012.
2) Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов. Голиков М.Н. – Псков: Изд-во ПГПУ, 2011.
3) Микроэкономика. Основы общественного производства: Учеб. пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под. ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2011. – 80 с.
4) Микроэкономика. Экономические основы деятельности фирмы: Учеб. пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2011. – 80 с.
5) Микроэкономика. Основы теории рыночной экономики: Учеб. пособие /Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н. Под ред. Л. С. Шаховской. ВолгГТУ. Волгоград. 2012.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике