Конкуренция и ее роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций: - выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; - сводит конкретный труд к общественно необходимому.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1 Конкуренция и ее роль в рыночной экономике………………………4
2 Виды конкуренции…………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………..14

Файлы: 1 файл

экономика вар 11.docx

— 25.93 Кб (Скачать файл)

Между совершенной и несовершенной  конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается  в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так  называемая монополистическая конкуренция.

Она представляет собой тип  рынка, в условиях которого большое  количество мелких фирм предлагают разнородную  продукцию. Вход на рынок и выход  с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в  качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя взаимозаменяемыми

Противоположностью конкуренции  служит монополия (от греч. monos- один и poleo - продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом  данной продукции, не имеющей близких  заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически  непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая  конкуренция называется монопсонией (от греч. monos - один и opsonia - закупка).

В условиях монополии, как  правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается  своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции  выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик - государство, поставщик - единственная фирма).

Чистая монополия и  чистая монопсония - сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия ( от греч. oligos - немногий и poleo - продаю). Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1) Конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

2) Роль конкуренции на рынке:

–конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению  спроса и предложения.

–конкуренция поддерживает общественно нормальные условия  производства и реализации товаров  и услуг.

–конкуренция стимулирует  научно-технический прогресс и повышение  эффективности производства.

3) Различают прямую и скрытую ценовую конкуренцию:

–при прямой ценовой конкуренции  фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся  на рынке товары.

–при скрытой ценовой  конкуренции фирмы вводят новый  товар с существенно улучшенными  потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

4) Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1) Микроэкономика: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТРТУ, 2012.

2) Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов. Голиков М.Н. – Псков: Изд-во ПГПУ, 2011.

3) Микроэкономика. Основы общественного производства: Учеб. пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под. ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2011. – 80 с.

4) Микроэкономика. Экономические основы деятельности фирмы: Учеб. пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2011. – 80 с.

5) Микроэкономика. Основы теории рыночной экономики: Учеб. пособие /Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н. Под ред. Л. С. Шаховской. ВолгГТУ. Волгоград. 2012.

 

 

 


Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике