Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же анализ сущности пяти сил конкуренции Майкла Портера.
Содержание курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, ее видах по состоянию рынка – совершенной и несовершенной конкуренции.
Введение 3
Глава 1. Конкуренция и ее виды 4
1.1. Понятие конкуренции 4
1.1.2. Функции конкуренции 5
1.2. Виды конкуренции 6
1.3. Совершенная конкуренция 10
1.4. Несовершенная конкуренция 12
1.4.1. Олигополия 12
1.4.2. Сговор и соперничество в олигополии 13
1.5. Монополия 16
1.6. Монополистическая конкуренция 21
Глава 2: Пять конкурентных сил Майкла Портера 23
2.1. Риск входа потенциальных конкурентов 23
2.2. Соперничество существующих в отрасли компаний 24
2.3. Возможность покупателей «торговаться» 27
2.4. Возможность поставщиков «торговаться» 27
2.5. Угроза заменяющих продуктов 28
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Байкальский государственный университет экономики и права»
(ФГБОУ ВПО «БГУЭП»)
Кафедра экономической теории и институциональной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Руководитель: к.э.н. доцент
Тагаров Бато Жаргалович
Студент: гр. ГМУ 12-2
Осташ Ирина.
Иркутск, 2013 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Конкуренция и ее виды 4
1.1. Понятие конкуренции 4
1.1.2. Функции конкуренции 5
1.2. Виды конкуренции 6
1.3. Совершенная конкуренция 10
1.4. Несовершенная конкуренция 12
1.4.1. Олигополия 12
1.4.2. Сговор
и соперничество в олигополии 1
1.5. Монополия 16
1.6. Монополистическая конкуренция 21
Глава 2: Пять конкурентных сил Майкла Портера 23
2.1. Риск входа потенциальных конкурентов 23
2.2. Соперничество
существующих в отрасли
2.3. Возможность покупателей «торговаться» 27
2.4. Возможность поставщиков «торговаться» 27
2.5. Угроза заменяющих продуктов 28
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Введение
Данная работа посвящена изучению конкуренции и анализу конкурентных сил Майкла Портера.
Конкуренция (от лат. «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Понятие конкуренции является одним из основных в экономической теории рыночных отношений. Оно настолько многозначно, что не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же анализ сущности пяти сил конкуренции Майкла Портера.
Содержание курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, ее видах по состоянию рынка – совершенной и несовершенной конкуренции. В рамках несовершенной конкуренции рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Во второй главе ведется речь о пяти конкурентных силах Майкла Портера, а так же дается их анализ.
При написании курсовой работы использовалось множество экономической литературы. При изучении совершенной конкуренции большую помощь оказала книга Вечканова «Экономическая теория». Разобраться в вопросах несовершенной конкуренции помог учебник Липсица «Экономика».
Глава 1. Конкуренция и ее виды
Конкуренция (от лат. «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Существуют и другие определения конкуренции.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособлено и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода). Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы его различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
Конкуренция, хотя и связана с определенными издержками, вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.
Развитие конкуренции идет вместе с развитием товарно-денежных отношений.
В современной экономической науке выделяют четыре модели рынка, а соответственно и четыре вида конкурентной борьбы:
Последние три вида конкуренции объединяются в общее название – «несовершенная конкуренция»
Степень конкурентности рынка определяется способностью фирм воздействовать на него и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок2.
Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:
Существует множество
По масштабам развития выделяют следующее виды:
По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.
Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара:
Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта:
Основные функции
Основные функции
В условиях несовершенной конкуренции происходят изменения в проявлениях межотраслевой конкуренции: усиливается влияние факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств связи, экономической информации, кредитных отношений); ценообразование на продукцию небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной конкуренции, а на продукцию крупных предприятий — в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке господствует установленная цена, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.