Конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же анализ сущности пяти сил конкуренции Майкла Портера.
Содержание курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, ее видах по состоянию рынка – совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Конкуренция и ее виды 4
1.1. Понятие конкуренции 4
1.1.2. Функции конкуренции 5
1.2. Виды конкуренции 6
1.3. Совершенная конкуренция 10
1.4. Несовершенная конкуренция 12
1.4.1. Олигополия 12
1.4.2. Сговор и соперничество в олигополии 13
1.5. Монополия 16
1.6. Монополистическая конкуренция 21
Глава 2: Пять конкурентных сил Майкла Портера 23
2.1. Риск входа потенциальных конкурентов 23
2.2. Соперничество существующих в отрасли компаний 24
2.3. Возможность покупателей «торговаться» 27
2.4. Возможность поставщиков «торговаться» 27
2.5. Угроза заменяющих продуктов 28
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 90.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

«Байкальский государственный  университет экономики и права»

(ФГБОУ ВПО «БГУЭП»)

Кафедра экономической теории и институциональной экономики

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

 

 

 

 

 

Руководитель: к.э.н. доцент

Тагаров Бато Жаргалович                    

Студент: гр. ГМУ 12-2

Осташ Ирина. 

                                           

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013 г.

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Конкуренция  и ее виды 4

1.1. Понятие конкуренции 4

1.1.2. Функции конкуренции 5

1.2. Виды конкуренции 6

1.3. Совершенная конкуренция 10

1.4. Несовершенная конкуренция 12

1.4.1. Олигополия 12

1.4.2.  Сговор  и соперничество в олигополии 13

1.5. Монополия 16

1.6.  Монополистическая  конкуренция 21

Глава 2: Пять конкурентных сил Майкла Портера 23

2.1. Риск входа  потенциальных конкурентов 23

2.2. Соперничество  существующих в отрасли компаний 24

2.3. Возможность  покупателей «торговаться» 27

2.4. Возможность  поставщиков «торговаться» 27

2.5. Угроза  заменяющих продуктов 28

Заключение 29

Список используемой литературы 30

 

 

Введение

Данная работа посвящена изучению конкуренции и анализу конкурентных сил Майкла Портера.

Конкуренция (от лат. «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

 Понятие конкуренции является одним из основных в экономической теории рыночных отношений. Оно настолько многозначно, что не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

 Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а  так же анализ сущности пяти сил конкуренции Майкла Портера.

Содержание курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, ее видах по состоянию рынка – совершенной и несовершенной конкуренции. В рамках несовершенной конкуренции рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Во второй главе ведется речь о пяти конкурентных силах Майкла Портера, а так же дается их анализ.

При написании курсовой работы использовалось множество экономической  литературы. При изучении совершенной  конкуренции большую помощь оказала книга Вечканова «Экономическая теория». Разобраться в вопросах несовершенной конкуренции помог учебник Липсица «Экономика».

 

 

Глава 1. Конкуренция  и ее виды

    1. Понятие конкуренции

Конкуренция (от лат. «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Существуют и другие определения  конкуренции.

 В рыночной экономике  такое столкновение неизбежно,  ибо оно порождается следующими объективными условиями:

  • наличие множества равноправных рыночных субъектов;
  • полная экономическая обособленность каждого из них;
  • зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
  • противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса1.

В рыночной экономике все  субъекты хозяйствования действуют  обособлено и выступают по отношению  друг к другу как конкуренты.

Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода). Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы его различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

В условиях рыночной экономики  конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.

Конкуренция, хотя и связана  с определенными издержками, вместе с тем обеспечивает немалый экономический  эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.

Развитие конкуренции  идет вместе с развитием товарно-денежных отношений.

В современной экономической  науке выделяют четыре модели рынка, а соответственно и четыре вида конкурентной борьбы:

  • совершенная (чистая) конкуренция,
  • монополистическая конкуренция,
  • олигополия,
  • чистая монополия.

Последние три вида конкуренции  объединяются в общее название –  «несовершенная конкуренция»

Степень конкурентности рынка  определяется способностью фирм воздействовать на него и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок2.

      1. Функции конкуренции

Сущность конкуренции  проявляется в ее следующих функциях:

  • обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
  • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);
  • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
  • стимулирование снижения цен и повышение качества товаров3.
    1. Виды конкуренции

Существует множество классификаций  конкуренции. Я расскажу немного о них и более подробно о совершенной и несовершенной конкуренции, так как считаю, что это наиболее главная классификация.

 По масштабам развития выделяют следующее виды:

    • индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
    • местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
    • отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
    • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
    • национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
    • глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

    • Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
    • Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Виды конкуренции в  соответствии с потребностью, заложенной в основе товара:

    • Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те, кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.
    • Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

Виды конкуренции в  зависимости от соотношения числа  субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта:

  1. Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции.

Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

  • возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;
  • стимулирование научно-технического прогресса;
  • экономическое принуждение к повышению эффективности производства;
  • выявление слабых, менее организованных производителей;
  • ограничение экономической власти лидеров.
  1. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Основные функции межотраслевой  конкуренции:

  • возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:
  • усиление интенсификации, рост эффективности производства;
  • оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

В условиях несовершенной  конкуренции происходят изменения  в проявлениях межотраслевой  конкуренции: усиливается влияние  факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств связи, экономической информации, кредитных отношений); ценообразование на продукцию небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной конкуренции, а на продукцию крупных предприятий — в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке господствует установленная цена, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.

Информация о работе Конкуренция и ее виды