Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же анализ сущности пяти сил конкуренции Майкла Портера.
Содержание курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, ее видах по состоянию рынка – совершенной и несовершенной конкуренции.
Введение 3
Глава 1. Конкуренция и ее виды 4
1.1. Понятие конкуренции 4
1.1.2. Функции конкуренции 5
1.2. Виды конкуренции 6
1.3. Совершенная конкуренция 10
1.4. Несовершенная конкуренция 12
1.4.1. Олигополия 12
1.4.2. Сговор и соперничество в олигополии 13
1.5. Монополия 16
1.6. Монополистическая конкуренция 21
Глава 2: Пять конкурентных сил Майкла Портера 23
2.1. Риск входа потенциальных конкурентов 23
2.2. Соперничество существующих в отрасли компаний 24
2.3. Возможность покупателей «торговаться» 27
2.4. Возможность поставщиков «торговаться» 27
2.5. Угроза заменяющих продуктов 28
Заключение 29
Список используемой литературы 30
- когда промежуточные покупатели получают небольшую прибыль, которая побуждает их снизить издержки, связанные с закупочной деятельностью;
- когда экономически для покупателей приобретения у разных компаний равнозначны;
- когда продукция, предоставляемая отраслью-поставщиком, не влияет на качество товаров и услуг промежуточных покупателей.
2.4. Возможность поставщиков «торговаться»
Поставщики оказывают давление на участников рынка при заключении сделки, путем увеличения цены или снижения качества товаров. Сила поставщика зависит от следующих факторов:
- способность оказывать давление на потребителя в направлении изменения условий поставок (цены и качества);
- уровень взаимодействия поставщиков и потребителей в отрасли.
Мощное давление со стороны
поставщиков в следующих
- когда продукт имеет мало заменителей, важен для компании;
- когда группа поставщиков не испытывает конкурентного давления, предлагая свою продукцию отрасли;
- когда потребители не являются важными клиентами;
- когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;
- когда покупающие компании неспособны использовать угрозу вертикальной интеграции назад;
- когда компании обходится
дешевле покупка продукции,
2.5. Угроза заменяющих продуктов
Существование полностью заменяющих продуктов формирует конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Товары-заменители представляют угрозу, когда их количество достаточно, цены доступны, потребительские свойства удовлетворительны, а переход к заменителям не сопряжен с чрезмерными расходами. Продуктами-заменителями, которые заслуживают особого внимания с точки зрения стратегии, являются продукты, которые способны обеспечить лучшее соотношение цены и качества по сравнению с имеющимися в отрасли.
Таким образом, эффективность конкурентной стратегии определяется эффективностью защиты компании от влияния пяти факторов, возможностью компенсации конкурентного давления и способностью к созданию устойчивых конкурентных преимуществ.9
Заключение
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической категории
Конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
Список используемой литературы
1 Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. – М.: ИНФРА-М, 2002. – стр. 118 – (Серия «Высшее образование»).
2 Зубко Н.М., Зубко А..Н. - // Экономическая теория // - Мн. «ТетраСистемс», 2002. – стр.111
3 Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. – // Экономическая теория // - М.: ИНФРА-М, 2002. – стр. 119 – (Серия «Высшее образование»).
4 Вечканов Г.С. Экономическая теория. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 133 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
5 Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.- стр. 123– (Серия «Высшее образование»).
6 Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика: Базовый курс лекций для вузов. – М.: Гелиос АРВ, 2001.- стр. 187– (Серия «Высшее образование»).
7 Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов – М.: Омега-Л, 2006.- стр. 168- (Серия «Высшее образование»).
8 Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов – М.: Омега-Л, 2006.- стр. 194.
9 Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 63 с.