Конкуренция и конкурентноспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Содержание работы

Введение 3
Виды и формы конкуренции 4
Конкурентоспособность в различных сферах 10
Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики 16
Конкурентоспособность России в мировой экономике 19
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

Кафедра прогнозирования и планирования экономических и социальных систем

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной  дисциплине

«Конкурентная политика»

 

                                                                    

Тема: Конкуренция и конкурентоспособность.

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка

 Галимова  Алина Андреевна

322 группы

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Перекатов Б.А.

 

 

Санкт – Петербург
2013

 

 

Содержание

 

Введение 3

Виды и формы конкуренции 4

Конкурентоспособность в различных сферах 10

Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики 16

Конкурентоспособность России в мировой экономике 19

Заключение 24

Список литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За последние десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно  она отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным.

Рост конкуренции сдерживался  непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как  явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного  изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Сегодня ни одна серьезная  компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и  формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного  успеха.

Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей

Для рыночной экономики имеет  основополагающее значение.

Исполняет роль ее мотора, двигателя  прогресса, роста эффективности  производства

Выступает стихийным регулятором  хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной  цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.

Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях.

Это конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь : ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

 

Виды и формы  конкуренции

Различают два вида конкуренции:    совершенную и несовершенную. 
   Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком, и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения. 
    Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели. 
    Требованием совершенной конкуренции является отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства, таких как: 
-  Государственная монополия 
- Лицензирование определенных видов деятельности (выпуска и продажи продукции). 
-  Ограничение или запрещение доступа к ресурсам, необходимым для производства товаров и т.д. 
    Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. В России антимонопольный комитет, призванный обеспечивать соблюдение правил игры на свободном рынке, действует крайне слабо. 
 
    Несовершенная конкуренция – такое состояние рынка, при котором покупателей больше, чем продавцов и наоборот. 
    Средства, используемые при несовершенной конкуренции: 
-    Демпинговые цены 
-    Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров 
-  Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам) 
- Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации. 
-   Распространение ложных сведений в рекламной или иной 
информации касаемо способа  и места изготовления или количества товаров. 
-   Скрытие важной для потребителя информации.

 
Потери от несовершенной конкуренции:

1) неоправданный рост цен. 
2)  увеличение издержек производства и обращения. 
3)  замедление научно-технического прогресса. 
4)  снижение конкурентоспособности на мировых рынках.

5)  падение эффективности экономики. 
 
    Ценовая конкуренция - это стремление добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен, должна базироваться на снижении себестоимости продукции; искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается, предложение цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других товаропроизводителей. Для достижения этой цели предприятие должно снизить издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли.  
 
    Неценовая конкуренция - это конкуренция, которая основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и др., конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.  
 
    По поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения. Й. Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.  
 
    Концепция действенной конкуренции возникла в результате понимания того, что абстрактная модель совершенной конкуренции является недосягаемым идеалом, не создающим практических основ для выработки политики конкуренции. Эта концепция представляет собой набор соответствующих критериев, которые, как предполагается, отражают конкурентность рынка и поэтому может служить основой для формулирования реальной политики конкуренции. Критерии обычно выводятся из общей аналитической схемы: «структура-поведение-результат». 
 
Критерии:  
- имеются достаточно низкие входные барьеры, так что потенциальные конкуренты могут легко выйти на рынок при наличии возможностей получения сверхнормативной прибыли;   
- имеется достаточно большое число фирм, что обеспечивает их независимость друг от друга;   
- отсутствует сговор между фирмами и ограничивающие конкуренцию соглашения;  
- хорошо информированные потребители осуществляют рациональный выбор между альтернативными производителями и т.д.

 
Формы конкуренции. 
 
    Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. 
 
    Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. 
 
    Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сотовой связи и тому подобные отрасли.      
 
    Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями: 
 
-  Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции. 
 
-   Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть. 
 
-  Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу). 
 
- Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка. 
 
-  Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития. 
 
    Концепцию монополистической конкуренции разработал Э. Чемберлин. Он обратил внимание, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э. Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например у А.Пигу: «Монополистическая конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции». 
 
    Олигополия представляет собой конкуренцию, когда только несколько фирм производят стандартный, однородный или дифференцированный продукт. При такой структуре рынка доступ на него затруднен и осуществляется контроль за ценами.       Олигополистический рынок состоит из небольшого числа крупных предприятий, производящих достаточное количество продукции для удовлетворения текущего и перспективного спроса. Примером может служить продукция машиностроения, автомобильной промышленности. Предприятия вынуждены сотрудничать друг с другом, ограничивая появление конкурентов, которое к тому же затруднено в связи с необходимостью крупных инвестиций для развития производства. Ограничения могут выражаться в форме патентования продукции, контроля за поставками комплектующих, организации рынка и т.д. К рынку олигополии перерабатывающих отраслей можно отнести мукомольную, сахарную, консервную (овощи, фрукты) промышленность и др. 
 
    На рынке такого типа каждый продавец чутко реагирует на действия конкурентов. Если один из его участников снижает цену на 10%, то другие должны реагировать на это или таким же снижением цен, или предложением большего объема сопутствующих услуг. Ни один из участников рынка не может испытывать уверенность в возможности достижения долговременного конкурентного преимущества за счет снижения цены. 
 
    Монополия – этотип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции; исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству; капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и т.д..  
 
    Монополия определяется следующими признаками:  
 
- наличие одного производителя (покупателя);  
 
- отсутствие близких заменителей товара;  
 
- наличие высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).  
 
    Выделяют такую разновидность, как естественная монополия. Для нее характерны:  
 
- положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;  
 
- наличие одной (двух) крупных фирм в отрасли;  
- возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;  
 
- нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;  
 
- убыточное предельное ценообразование.  
 
 Любая монополия ограничена, так как монополист конкурирует с производителями других экономических благ, поэтому можно выделить ситуацию чистой монополии - производство одним производителем всех благ в обществе. По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию: в простой монополии монополист назначает только одну цену; дискриминационная монополия - монополист назначает несколько цен.     Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией. В литературе советского периода часто встречается понимание монополии как формы концентрации капитала безотносительно к строению рынка. С этой точки зрения выделяют следующие виды монополий:  
 
    Картель - соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.  
 
    Синдикат - объединение с целью организации совместного сбыта продукции.  
 
    Трест - монополия, в которой объединяется и собственность и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.  
 
    Концерн - монополия с единым финансовым центром входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.  
 
    Конгломерат - объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

 

 

 

 Конкурентоспособность в различных  сферах 

 

Конкурентоспособность товара. 
     Совокупность качественных  и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя – это и есть конкурентоспособность товара. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособный товар (КТ) – синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро; производственной деятельности предприятий; работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках. 
 
    Жизненный цикл товара – это период жизни товара на рынке от момента его появления до момента его вытеснения более совершенным товаром, то есть до его полного морального износа. 
 
    В своей жизни товар переживает несколько этапов, как правило, плавно переходящих один в другой. Во-первых, это этап внедрения, когда товар является новинкой на рынке и требуется определенное время и значительные денежные затраты (особенно на рекламу),чтобы убедить потребителя в его коммерческих достоинствах. Во-вторых, этап роста, когда признание товара на рынке сопровождается быстрым увеличением спроса на него. В-третьих, этап зрелости, когда объем продаж товара, достигнув своего максимального значения, начинает постепенно снижаться. И наконец, в-четвертых, этап старения, когда спрос на товар на рынке неуклонно падает. 
 
    Учет жизненного цикла товара позволяет оценивать конкурентоспособность товара в динамике, что особенно важно при разработке товаров-аналогов и принципиально новых товаров. 
 
    Чтобы достичь стабильности в продажах, разработку нового товара целесообразно начинать еще до того момента, когда предыдущий 
 
товар вступает в стадию зрелости. Необходимо поддерживать объем продаж на довольно стабильном уровне. Для этого следует обеспечивать внедрение и рост модифицированно2го или иного товара, разработанного до наступления старения исходного товара. В противном случае будет безвозвратно упущено время и снижен потенциал конкурентоспособности. 
 
     Критерий  конкурентоспособности – это качественная и  количественная характеристика продукции. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии. 
 
     Групповой критерий  конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. Групповой критерий может включать в себя :   
- Уровень качества 
- Имидж 
- Уровень новизны 
- Цена потребления 
- Информативность товара  
 
    Некоторые критерии могут выступать в роли единичных или групповых. Обобщенный критерий конкурентоспособности – это второй комплексный критерий, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примерами являются уровень конкурентоспособности продукции и рейтинг товара. 
    
Конкурентоспособность фирмы 
    Основные типы движущих сил конкуренции фирм: 
 
1.  Динамика масштабов долгосрочного спроса. 
    Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности существующих фирм. Подъем долгосрочного спроса часто привлекает новые фирмы на рынок, а падение спроса наоборот – отток фирм. 
2.  Динамика структуры спроса. 
    Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителей к сервису, создание других каналов сбыта, изменение в ассортименте выпускаемой продукции, модификации маркетинговых тактик. 
3.  Обновление продукта 
    Обновление продукта может расширять рынок, стимулировать рост спроса. Когда рынок характеризуется быстрым распространением нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой, влияющей на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения.

Информация о работе Конкуренция и конкурентноспособность