Конкуренция и монополия в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день изучение проблемы монополии и конкуренции является наиболее актуальным. Как показывает теория и практика, наиболее эффективной на современном этапе развития общества является рыночная экономика. Ее неотъемлемый элемент - конкуренция, которая, в свою очередь, является катализатором эффективности общественного производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория.
1.1. Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов……………………………………………………………………… 4
1.2. Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия……….7
Глава 2. Несовершенная конкуренция как отрасль экономических реалий. 2.1. Формы рынка несовершенной конкуренции. Определение монополии как крайней формы несовершенной конкуренции……………………...……………11
2.2. Виды монополий и их место в совершенной экономике……………..…….18
Глава 3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики.
3.1. Возникновение антимонопольного законодательства………………………22
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации……………...24
Заключение…………………….……………………………………………………27
Список использованной литературы…………………..………………………….30

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Это означает, что выдержать  состязание с крупным хозяйствующим  субъектом и быть монополистом может  и мелкий (средний) торговец и производитель. «Монополия не обязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны усиливающие конкуренцию тенденции».

В отличие от Э.Чемберлина, увязывавшего монополистическую конкуренцию  с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, Дж. Робинсон видела в несовершенной конкуренции нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы. В своей работе она приходит к выводу, что «преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие конкурировавшие между собой фирмы, … что способствует еще большей несправедливости в распределении богатства» и дестабилизации социально-экономических отношений рыночной среды. В условиях несовершенного рынка отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».

В настоящее время  термин «монополия» употребляется  в основном в следующих значениях: чистая монополия - единственный продавец; монополия, как фирма, занимающая на рынке доминирующее положение; монополия, как структура рынка, в которой присутствует рыночная власть; соглашение хозяйствующих субъектов о совместных действиях (прекращении конкуренции) в виде явного или неявного сговора. Связанные соглашением хозяйствующие субъекты в данном случае могут вести себя как один. Однако внутри вновь образовавшегося предприятия, как показала практика, может вестись борьба за дополнительные привилегии.

 

2.2. Виды монополии и их место в современной экономике

 

Противоречия между  естественным стремлением к экономическому доминированию, как способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими  этому требованиями оптимальности  решается путем объединения предприятий. Представляя собой как бы ассоциацию оптимальных предприятий, концентрация такого рода регулируется уже иными критериями оптимальности - уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.

Таким образом, различают  следующие формы монополий:

Картель – соглашение предприятий одной и той же отрасли об объёмах продаж, ценах, рынках. Регулирование такой монополии осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта. Примером картели может служить Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК). Данная организация устанавливает единые цены на нефть, а также распределяет квоты на её добычу. Концерн является одной из сложных форм монополистических объединений. Как правило, в его состав входят предприятия различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Большее распространение получает в условиях государственно-монополистического регулирования. Важной особенностью деятельности концерна является жесткий внутрифинансовый контроль, хозяйственная самостоятельность фирм, отделений, филиалов и децентрализация управления по основным группам продукции и территориям. Считается, что концерн - наиболее развитая форма объединения предприятий, основанная на общих интересах и осуществляемая посредством системы участий, финансовых связей, личных уний.

Синдикат – объединение  предприятий, характеризующееся тем, что распределение заказов, закупка сырья, реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую организацию. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в области производства. Лишая участников возможностей непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это, в конечном счете, приводит к тому, что по истечении известного периода квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, а это вызывает обострение борьбы и может взорвать синдикат. Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может служить синдикат "Продамет", который выплачивал премии за недовыполнение квот, и штрафовал тех, кто производил металл сверх квоты.

Трест – объединение, в котором участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Прибыль, получаемая предприятием, распределяется в соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. В современной хозяйственной жизни данная форма монополистической организации встречается крайне редко.

Консорциум - временный  союз независимых в хозяйственном  и коммерческом плане производителей, целью которых является выполнение каких-либо конкретных экономических проектов. Консорциум всегда несёт солидарную ответственность перед заказчиком. Российская практика показывает, что каждый член консорциума несёт имущественную ответственность в пределах 10% от его доли в заказе, а суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально их доле участия.

Конгломерат – слияние  фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Для этой формы  монополии характерен высокий уровень  децентрализации управления, в рамках которого производственные подразделения  обладают широкой автономией. Конгломерат  – одна из современных форм организации монополии, возникшая в США в начале     1960-х гг.

Рассмотрим виды монополий: предпринимательские, государственные, естественные.

Предпринимательские монополии  возникают вследствие успешной конкуренции. Это фирмы, вырвавшиеся вперёд и накопившие крупный рыночный потенциал. Их монополизм имеет временный характер. Со временем одни фирмы вытесняют другие, более удачливые.

Государственная монополия  выражается в привилегированном  осуществлении государством каких-либо хозяйственно-финансовых операций. В советские времена была монополия государства на внешнюю торговлю.

Необходимо подробнее  остановиться на естественных монополиях, потому что значение деятельности этих монополий обусловлено их ключевым местом в экономике страны. Эффективное функционирование естественных монополий является необходимым условием эффективного функционирования экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге – благосостояния потребителей.

Однако, являясь монополистами, они могут использовать своё положение в ущерб другим участникам хозяйственного отбора и конечным потребителям. Поэтому их деятельность подвергается регулированию и контролю со стороны государства во всех развитых странах мира.

Государственное регулирование  цен (тарифов) отраслей естественных монополий в России базируется, в основном, на двух федеральных законах: « О естественных монополиях», принятом 17 августа 1995 г., и «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 10 марта 1995 г.

Естественная монополия  – это особое состояние рынка, характеризующееся двумя признаками, первый из которых действует на стороне  спроса, или потребления. Производство в условиях естественных монополий  обладает важной технологической особенностью, определяющей его экономическую эффективность: для него характерно существенное понижение издержек на единицу товара по мере увеличения объёмов. Это происходит, как правило, в результате значительной экономии на масштабах производства и вследствие высоких фиксированных издержек. В результате оказывается эффективнее не конкуренция нескольких производителей, а монополия одного товаропроизводителя.

С другой стороны, спрос  на товар или услуги естественных монополий является неэластичным, поэтому продукция естественных монополий не только удовлетворяет важнейшие потребности населения, но и является незаменимой для других отраслей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики.

 

3.1. Возникновение антимонопольного законодательства

 

Антимонопольное законодательство пользуется широкой общественной поддержкой как эффективный механизм предотвращения монополизации той или иной отрасли  промышленности. Его происхождение  связывают со стремлением государства скорректировать так называемые «провалы рынка», защитить конкуренцию и укротить чрезмерную «алчность» монополистов.

Реальное происхождение  антимонопольного u регулирования связано  с законодательными органами штатов. В целом ряде штатов антитрестовские законы были приняты еще до появления закона Шермана.

Характерным примером фермерского  штата Среднего Запада, где был  принят антитрестовский закон, является Миссури. В то время фермеры Миссури  были обеспокоены возрастанием конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Альянс фермеров Миссури неоднократно предупреждал об опасности «концентрации земли в руках капиталистов». Собрание Национального фермерского альянса в Сент-Луисе в 1889 году выпустило декларацию, требовавшую «позаботиться о вдовах и… сиротах» и призывавшую «к подавлению… любого нездорового соперничества». Фермеры переживали о низких и продолжавших снижаться ценах на сельскохозяйственную продукцию и ощущали ухудшение своего экономического положения, обвиняя в этом тресты.

Законодательное собрание штата Миссури приняло свой антитрестовский  закон в мае 1889 года. Закон запрещал «ограничения торговли», если их результатом  было «закрепление или ограничение  объема или количества любого предмета, продукта или товара, вырабатываемого, добываемого, производимого или продаваемого» в Миссури. Закон также запрещал действия, направленные «на ограничение или закрепление цены выпуска».

Одно из значений слова  «ограничивать» — «не допускать  возрастания». Такая интерпретация  подразумевает, что закон Миссури на самом деле содержал попытку запретить сдерживание цен. Факты целиком и полностью подтверждают такую антипотребительскую, пропроизводительскую интерпретацию антитрестовского закона Миссури, который был скопирован несколькими штатами, прежде чем закон Шермана был, в конце концов, принят в 1 890 году.

Суть закона Шермана  воплощена в двух основных пунктах:

1. Любое соглашение, объединение  в форме треста или в иной  форме или тайный сговор, имеющие  целью ограничение производства или торговли  между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными...

2. Любое лицо, которое  будет или попытается монополизировать, или объединиться, или сговориться  с каким-либо лицом или лицами, чтобы  монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между  несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться  виновным в совершении преступления...

Результатом принятия этого  закона стало превращение монополии  и "ограничений торговли" — например, тайных сговоров в области ценообразования или раздела рынков между конкурентами — в уголовные преступления против федерального правительства. По закону Шермана как  министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от  предпринимательских монополий, могли предъявить им иск. Фирмы,  уличенные в нарушении закона, по решению суда могли быть ликвидированы  или могли издаваться судебные предписания, запрещающие те виды  деятельности, которые признавались незаконными данным актом.

Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть также  штрафы и тюремное заключение. Далее, стороны, пострадавшие от  незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба.

Закон Шермана завоевал голоса законодателей и привлек пожертвования от фермеров и мелких предпринимателей, считавших, что антитрестовское законодательство защитит их от более эффективных конкурентов, а билль о тарифах поддержали все американские производители, крупные и мелкие. То есть в политическом смысле закон Шермана был весьма успешным.

 

3.2. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

 

Главной задачей антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и монопольных  сил, ограничение крайних форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными интересами, поскольку только так можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в  России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей не поддержали закона и сумели сорвать его принятие.

На настоящий момент монополистическая деятельность в  РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие  хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Информация о работе Конкуренция и монополия в рыночной экономике