Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:30, курсовая работа
На сегодняшний день изучение проблемы монополии и конкуренции является наиболее актуальным. Как показывает теория и практика, наиболее эффективной на современном этапе развития общества является рыночная экономика. Ее неотъемлемый элемент - конкуренция, которая, в свою очередь, является катализатором эффективности общественного производства.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория.
1.1. Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов……………………………………………………………………… 4
1.2. Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия……….7
Глава 2. Несовершенная конкуренция как отрасль экономических реалий. 2.1. Формы рынка несовершенной конкуренции. Определение монополии как крайней формы несовершенной конкуренции……………………...……………11
2.2. Виды монополий и их место в совершенной экономике……………..…….18
Глава 3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики.
3.1. Возникновение антимонопольного законодательства………………………22
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации……………...24
Заключение…………………….……………………………………………………27
Список использованной литературы…………………..………………………….30
Антимонопольное регулирование настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов.
В России в основу антимонопольного
регулирования положен
Дальнейшее развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»
Государственная программа
предусматривает следующие
Со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон РФ «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности» и Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Новый закон о конкуренции направлен на совершенствование правового инструментария и на повышение эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства.
Российская антимонопольная
политика сегодня – не только предмет
дискуссий. На самом высоком уровне
обсуждается возможность
Заключение
Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного механизма хозяйствования, поэтому необходимо всестороннее изучение этого явления.
Представления о конкуренции формировались долгое время. Данную проблему изучали ведущие экономисты А.Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, К.Маркс.
Сущность конкуренции проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Предприниматели, обладающие новаторским поведением, обычно побеждают в конкурентной борьбе, в этом проявляется «естественный отбор», который осуществляется рынком.
В условиях совершенной
конкуренции связь между произв
Конкуренция неотъемлема от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.
Научные изыскания и практические разработки проблемы монополии в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые подверг критике модель совершенной конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.
Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредотачивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. Монополия имеет различные формы: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум, конгломерат. А также виды: предпринимательская, государственная, естественная.
Западные и российские экономисты сходятся на том, что имеется четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции обуславливает появление новых черт в поведении товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.
Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный процесс. Она связана с концентрацией производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.
История антимонопольного законодательства связана с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.
В России в основу антимонопольного
регулирования положен
Шагом в направлении
совершенствования антимонополь
Список использованной литературы
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
2. Дж.С.Милль. Основы политической экономии.
http://infb.hippo.ru/browse.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, -с. 770
4. Кузнецова Е. И.
Развитие конкурентных
5. Лемешко И. От свободной
конкуренции к господству
6. Меркантилизм, М.: Соцэкгиз, 1935
7. Микроэкономика: теория и российская практика: учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2005. – 592 с.
8. Р. А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – 504 с.
9. Сидоров В. А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В. А. Сидоров. – М.: «Издательство «Элит», 2006. – 528 с.
10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: 1997. с.55.
11. Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996 г.
12. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича . – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
13. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. –М.: ИНФРА-М, 2001. – 714 с.
14. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
15. http://www.economslovar.ru/
16. http://www.linkseonet.ru/
17. http://www.nuru.ru/
18. http://propaganda-journal.net
Информация о работе Конкуренция и монополия в рыночной экономике