Конкуренция и монополия в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день изучение проблемы монополии и конкуренции является наиболее актуальным. Как показывает теория и практика, наиболее эффективной на современном этапе развития общества является рыночная экономика. Ее неотъемлемый элемент - конкуренция, которая, в свою очередь, является катализатором эффективности общественного производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория.
1.1. Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов……………………………………………………………………… 4
1.2. Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия……….7
Глава 2. Несовершенная конкуренция как отрасль экономических реалий. 2.1. Формы рынка несовершенной конкуренции. Определение монополии как крайней формы несовершенной конкуренции……………………...……………11
2.2. Виды монополий и их место в совершенной экономике……………..…….18
Глава 3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики.
3.1. Возникновение антимонопольного законодательства………………………22
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации……………...24
Заключение…………………….……………………………………………………27
Список использованной литературы…………………..………………………….30

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное регулирование  настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский  принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России.

Дальнейшее развитие нормативной базы Российской Федерации  в области защиты и развития конкуренции  было связано с принятием новой  Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»

Государственная программа  предусматривает следующие требования и задачи, которые необходимо реализовать в процессе демонополизации и развития добросовестной конкуренции: ориентация на создание конкурентного рынка, защита интересов потребителей; комплексность задач демонополизации, увеличение числа поставщиков и объёма поставок продукции, снижение барьеров для входа на рынок; развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий.

Со вступлением в  силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон РФ «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности» и Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Новый закон о конкуренции  направлен на совершенствование  правового инструментария и на повышение  эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства.

Российская антимонопольная  политика сегодня – не только предмет  дискуссий. На самом высоком уровне обсуждается возможность смягчения  правового регулирования слияний, а также пересмотр перечня  злоупотреблений доминирующим положением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного механизма  хозяйствования, поэтому необходимо всестороннее изучение этого явления.

Представления о конкуренции формировались долгое время. Данную проблему изучали ведущие экономисты А.Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, К.Маркс.

Сущность конкуренции  проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск  рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Предприниматели, обладающие новаторским поведением, обычно побеждают в конкурентной борьбе, в этом проявляется «естественный отбор», который осуществляется рынком.

В условиях совершенной  конкуренции связь между производителями осуществляется только через рынок и отдельная фирма при реализации своей продукции не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

Конкуренция неотъемлема  от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.

Научные изыскания и  практические разработки проблемы монополии в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые подверг критике модель совершенной конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.

Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредотачивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. Монополия имеет различные формы: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум, конгломерат. А также виды: предпринимательская, государственная, естественная.

Западные и российские экономисты сходятся на том, что имеется  четыре типа рыночных ситуаций: совершенная  конкуренция, монополия, монополистическая  конкуренция и олигополия. Монопольный  рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции обуславливает появление новых черт в поведении товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.

Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный процесс. Она связана с концентрацией производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

История антимонопольного законодательства связана с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский  принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России.

Шагом в направлении  совершенствования антимонопольной политики является пересмотр её теоретических оснований с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы  

 

1. Азоев Г.Л. Конкуренция:  анализ, стратегия и практика / Г.  Л. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

2. Дж.С.Милль. Основы  политической экономии.

http://infb.hippo.ru/browse.php?page=2&subpage=8

3. К. Маркс и Ф.  Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, -с. 770

4. Кузнецова Е. И.  Развитие конкурентных отношений  и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 383 с.

5. Лемешко И. От свободной  конкуренции к господству монополий  // Пропаганда. 2008. № 10.

6. Меркантилизм, М.: Соцэкгиз, 1935

7. Микроэкономика: теория  и российская практика: учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2005. – 592 с.

8. Р. А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – 504 с.

9. Сидоров В. А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В. А. Сидоров. – М.: «Издательство «Элит», 2006. – 528 с.

10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: 1997. с.55.

11. Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996 г.

12. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича . – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

13. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. –М.: ИНФРА-М, 2001. – 714 с.

14. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

15. http://www.economslovar.ru/

16. http://www.linkseonet.ru/

17. http://www.nuru.ru/

18. http://propaganda-journal.net

 

 




Информация о работе Конкуренция и монополия в рыночной экономике