Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:51, реферат
Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность. В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер. Возможности самонастройки рыночного механизма в таких экономических «монстрах» ослаблены. Поэтому во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики……………...4
Конкуренция как звено рыночного механизма…………………….....4
Содержание рыночной конкуренции………………………………….5
Конкурентоспособность товара………………………………………..5
Совершенная и не совершенная конкуренция………………………..6
Глава II. Конкуренция и монополия………………………………………….7
2.1. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией……………………...7
2.2. Сущность и виды монополии…………………………………….………..8
2.3. Монополистические объединения…………………………………….…10
Глава III. Антимонопольное регулирование…………………………….…...12
3.1. Негативные следствия чрезмерной монополизации производства…....12
3.2. Содержание недобросовестной монополистической практики…….….12
Заключение…………………………………………………………………......13
Список использованной литературы…………………………………………14
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории Казахстана и СПД
СРС
По дисциплине: Основы экономической теории
На тему: «Конкуренция и монополия»
Выполнила: студентка
первого курса факультета
общей медицины
149 гр Фурсенко О.В.
Проверила: ст. преподаватель
Ламанова А.С.
Караганда 2010
План:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики……………...4
Глава II. Конкуренция и монополия………………………………………….7
2.1. Взаимосвязь между
конкуренцией и монополией……………
2.2. Сущность и виды монополии…………………………………….………..8
2.3. Монополистические объединения…
Глава III. Антимонопольное
регулирование…………………………….…...
3.1. Негативные следствия
чрезмерной монополизации
3.2. Содержание недобросовестной
монополистической практики…….…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………14
Введение
Конкуренция является движущей силой
экономики и главным
Глава I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1.1. Конкуренция как звено рыночного механизма.
Мощной рыночной силой, которая экономическим способом заставляет всех товаровладельцев изготавливать продукты по равновесной цене, служит конкуренция.
Конкуренция (лат. «конкурро» — сталкиваюсь)
— соперничество между
Конкуренция — это поистине «война
всех против всех». На рынке всеобщее
сражение ведется на три «фронта».
Первый фронт мы обнаруживаем среди
продавцов. Все они хотят продать
свои продукты подороже. Однако когда
соперничество между ними обостряется,
побеждает тот, кто сбывает товары
дешевле, чтобы стимулировать
В рыночном хозяйстве конкуренция является не только ценообразующим фактором, но и заставляет производителей товаров и услуг обращать больше внимания на качество продукции. Только на качественный товар можно поднять цену и спрос на него только увеличится. Ведь многие люди предпочитают качество цены.
Таким образом конкуренция является главным ценообразующим фактором регулирующим производство товаров и выпуск их в общее пользование.
1.2. Содержание рыночной конкуренции.
На рынке реализуются
Конкуренция стимулирует снижение цен, повышение качества, расширение ассортимента выпускаемой продукции и т.д.
1.3. Конкурентоспособность товара.
Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами: качество производимой продукции определяется новейшими технологиями и высококвалифицированным рабочим персоналом, профессионализмом директората, низкой себестоимостью для того, чтобы при необходимости сбавить цену до минимума модой на эту или иную продукцию. Так же на конкурентоспособность товара влияет реклама. Хорошо прорекламированный товар обладает большим спросом, а значит и предложением.
При простом товарном хозяйстве крестьян и ремесленников, рыночные цены неизбежно отклоняются от общественной стоимости товаров под влиянием разных сил (конъюнктурных колебаний спроса и предложения, конкуренции). Такие отклонения цен от стоимости служат «барометром» рыночной выгоды. Предположим, в продаже появились модные шляпы. На них цены резко подскочили вверх. Их стало выгодно производить: цены оказались выше стоимости. Этим ремеслом начинают заниматься многие товаропроизводители. И вскоре оказывается, что изготовлено шляп гораздо больше, чем это необходимо. Тогда цена покатится вниз, а производство шляп будет свертываться.
Если рассмотреть все
Но все происходит иначе, если обостряется конкуренция. В этом случае цена снижается по сравнению со стоимостью. А это ведет к неизбежному разорению не одиночек, а основной массы изготовителей определенной продукции. Они теряют производства, им остается только одно - продавать свою рабочую силу.
1.4. Совершенная и не совершенная конкуренция.
Чаще всего рынок в
Наивысшей конкурентностью обладает
рынок, где полностью отсутствует
возможность влияния участников
рыночного процесса на условия реализации
продукции и прежде всего на цены.
Такой рынок именуют свободным
или чисто конкурентным, иногда его
называют рынком с атомистической структурой.
Режим рынка свободной
а) количество как продавцов, так
и покупателей настолько
б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок. Такая однородность товара устраняет наличие неценовой конкуренции, то есть конкуренции, основанной на базе различий качества товара, рекламы. Покупателю все равно у кого покупать, главное для него цена. Примером таких однородных, стандартизированных продуктов выступает хлеб, пшеница, определенные виды одежды, обуви;
в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении);
г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров;
д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.
Таким образом, главным в рынке
совершенной конкуренции
Свободная конкуренция, которая ведется посредством сбивания цен, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения или, как говорится, руководствоваться общими «правилами игры». В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.
Говоря более конкретно, рыночное
соперничество приводит к успеху,
если товаровладелец заботится о
том, чтобы сохранить и расширить
производство, усовершенствовать его
технику и организацию. Тогда
он применяет эффективные
Ни абсолютная монополия, ни совершенная
конкуренция не типичны для экономики
развитых стран мира. Понятие несовершенной
конкуренции объединяет все те рынки,
которые не могут быть отнесены ни
к чистой монополии, ни к совершенной
конкуренции. (Справедливости ради следует
отметить, что иногда в понятие
несовершенной конкуренции
Глава II. Конкуренция и монополия
2.1. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
Конкуренция неразрывна со своей противоположностью
— монополией, которая выступает
дополнительным фактором развития рынка,
усложняющим его нормальную деятельность.
Этот фактор, не сумевший набрать силу
на начальной ступени
Монополия (греч. «монос» — один,
«полео» — продаю) — исключительное
право производства, промысла, торговли
и других видов деятельности, принадлежащее
одному лицу, определенной группе лиц
или государству. Это означает, что
по своей природе монополия —
сила, подрывающая конкуренцию и
стихийный рынок. Абсолютная же монополия,
охватывающая всю экономику, полностью
исключает механизм свободной рыночной
конкуренции. В разных странах и
в различные исторические периоды
в экономике возникают