Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 06:01, курсовая работа
Тема конкуренции сейчас стала очень актуальна. Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
Введение...........................................................................................................................3
1. Конкуренция как социально-экономическая основа рыночной экономики.......5
1.1. Сущность конкуренции....................................................................................10
1.2. Механизм совершенной конкуренции, её условия и особенности ценообразования........................................................................................................14
1.3. Механизм несовершенной конкуренции, её условия и особенности ценообразования........................................................................................................16
2. Конкуренция в экономике России...........................................................................20
2.1. Особенности конкуренции в переходной экономике.................................27
2.2. Особенности конкуренции в современной Российской экономике.........31
2.3. Государственная конкурентная политика на современном этапе............37
Заключение.....................................................................................................................38
Список источников........................................................................................................40
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.
В 2006 г. в России был принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определял организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.
В 2008 году был принят Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. №195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». В нем расширен перечень соглашений, о которых финансовые организации не должны будут направлять уведомление в антимонопольный орган. Так, в данный перечень вошли соглашения о расторжении ранее достигнутых соглашений, предварительные договоры, соглашения об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающие корректировку их существенных условий. Также не требуется уведомление о соглашениях, достигнутых в устной форме и с организациями, не являющимися финансовыми.
Права владения и пользования государственным и муниципальным имуществом теперь могут предоставляться без проведения конкурсов и аукционов, если они предоставляются: на основании международных договоров РФ, федеральных законов, актов Президента РФ, решений Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу; религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения; государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБР. На срок не более тридцати календарных дней.
По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган вправе принять решение о продлении срока рассмотрения ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, подлежат предварительному согласованию в соответствии с ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Также может быть принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если в соответствии с этим ФЗ сделке (иному действию) отказано в предварительном согласовании.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2.1. ОСОБЕННОСТИ
КОНКУРЕНЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ
В истории развития мирового хозяйства существовали периоды как рынка совершенной конкуренции, так и усиления роли монополий. Современный этап развития конкуренции определяется как в первую очередь рынок несовершенной конкуренции, а большинство рынков как олигополистические рынки с чертами госмонополизма. Несмотря на такую характеристику рынков, экспертами в последние несколько десятков лет отмечается усиление интенсивности конкуренции как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой.
Интенсивность конкуренции в настоящее время не зависит только от типа рынка, а является производной множества факторов.
Формирующаяся структура рынков в России пока оценивается неоднозначно. Приватизация и постприватизационное распределение собственности (слияния и поглощения) привели к высокой концентрации собственности и доминированию в российской экономике небольшого числа компаний при еще меньшем числе конечных собственников. Многие эксперты утверждают, что слияния привели к созданию сверхконцентрированной и сверхмонополизированной структуры экономики России. Авторы исследования «Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач» называют одним из основных внешних факторов, влияющих на конкурентную среду наличие мощных государственных и (или) олигархических структур. Наиболее распространенным последствием государственного или частного «олигархизма» является отсечение большинства фирм от прибыльных сегментов рынка. В работе исследуется конкуренция только в отраслях, свободных от вышеназванного фактора. Другие авторы более осторожно оценивают связь между структурой рынков в России и конкуренцией, обращая внимание на то, что с точки зрения современной экономической теории слияния и поглощения могут быть не только и не столько причиной создания рыночной власти, сколько результатом и индикатором жесткого соревнования продавцов.
Согласно второму, поведенческому подходу конкуренция определяется как состязательность на рынке. Он основан на понимании конкуренции как соперничества за лучшие результаты в какой–либо сфере. Данный подход в основном разделяют представители неоклассической школы, рассматривая конкуренцию как борьбу за ограниченное количество экономических ресурсов и, особенно за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Поведенческая интерпретация конкуренции прослеживается в работах М. Портера, который рассматривает поведение конкурирующей фирмы в двух аспектах выгодного распределения ресурсов: сокращение издержек и дифференциацию свойств продукта. При этом неизбежность влияния внешней среды оценивается им как фактор определяющий состояние конкуренции. Широкое распространение получили его подходы к анализу пяти сил конкуренции, к которым относятся: угроза появления новых конкурентов, власть покупателей, власть поставщиков, угроза появления товаров–заменителей и поведение конкурирующих фирм. Поведенческий подход чаще всего используется в стратегическом менеджменте при выборе стратегии конкурентного позиционирования и конкурентных стратегий по отдельным товарам и рынкам. Разработаны методики конкурентного анализа, выявления конкурентных преимуществ, ряд классификаций типовых стратегий. Безусловно, опыт стран с рыночными традициями полезен странам с переходной экономикой.
Бизнес–образование во многом построено на копировании и адаптации опыта конкурентной борьбы и стратегий поведения известных и успешных зарубежных фирм. Но дело в том, что компании стран с переходной экономикой и в том числе российские компании участвуют в международной конкуренции и вынуждены конкурировать с теми же компаниями, на опыте которых, в частности, и обучаются менеджеры.
Так, например, ведущие российские крупные фирмы производят продукцию, аналогичную массовым изделиям западных корпораций. Российские фирмы слишком малы, поэтому они не могут ни осуществить крупные инвестиции, ни распределить их на большое количество продукции. В данном случае не играют роль низкие переменные издержки (в том числе и на заработную плату), поскольку они существенно не влияют на себестоимость продукции. Более того, не только эффект масштаба и мощь фирмы также не являются основным конкурентным преимуществом в современных условиях. Быть дешевым производителем – это отчасти вопрос заработной платы, но в гораздо большей степени вопрос, как овладеть технологией производства, как приобрести навыки и знания, как скомбинировать новшества и как управлять процессом производства.
Успешный бизнес, овладевший технологией производства, должен управляться таким образом, чтобы изобретение, проектирование, изготовление, продажа, снабжение и сервис составляли безупречно слаженное целое, с которым не могут сравниться конкуренты. Секрет, как быть наилучшим, оказывается, состоит не в трудоемкости, и не в капиталоемкости, и даже не в емкости менеджмента, но в обладании базой квалификаций, пронизывающей всю организацию и позволяющей дешево интегрировать все эти виды деятельности. Естественные ресурсы перестали доминировать в мировой экономике, уступая место искусственным интеллектуальным отраслям промышленности, что не позволяет использовать принцип сравнительных преимуществ.
Соотношения факторов производства не являются детерминантами в мире глобальных рынков капитала и всеобщей организации снабжения.
Компании стран с переходной экономикой, таким образом, вынуждены учитывать как данность не собственные конкурентные преимущества, но в основном конкурентные слабости. Так, к настоящему времени российская практика выявила стратегии, способные нейтрализовать слабости, связанные с малыми по международным масштабам размерами отечественных фирм.
В принципе используемые стратегии уже описаны в литературе.
Первая стратегия состоит в занятии специализированных рыночных ниш, то есть базовая стратегия из классификации М. Портера – стратегия дифференциации.
Вторая стратегия состоит в легальном копировании или создании клонов продукции более мощных соперников (стратегия компании–последователя).
Третий подход рассматривает конкуренцию как обязательный элемент рыночного механизма, который направлен на устранение отклонений от нормального развития экономики. Сущность конкуренции проявляется через реализуемые ею функции. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как сила, функционально обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающая рыночную цену; как механизм регулирования пропорций общественного производства, который способствует переливу капиталов из отрасли в отрасль. Но не только в переходной экономике, но и в любой экономике, построенной на рыночных принципах, конкуренция за ограниченный спрос не является единственным источником прибыли.
Существует и конкуренция за источники экономической ренты. В переходной экономике объективно существуют предпосылки, побуждающие предпринимателей к рентоискательству (извлечению дохода за счет эксплуатации чужих, а не своих ресурсов), прежде всего это неопределенность прав собственности на ресурсы и несовершенство законодательства. Негативный аспект распространения рентоискательства – ослабление рыночной конкуренции и искажение системы стимулов.
Следует отметить, что разделить конкуренцию за источники ренты и за ограниченный спрос потребителей достаточно сложно.
Исследование особенностей конкуренции в переходной экономике предполагает, таким образом, многоаспектный подход. Развитие методов оценки состояния конкуренции в переходной экономике актуально для выработки стратегий конкуренции отдельных организаций и для определения эффективных способов влияния на развитие конкуренции.
2.2. ОСОБЕННОСТИ
КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ
Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении. Проблема конкурентоспособности российских товаров всегда была и остается острой проблемой, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.
Конкуренция привнесла множество положительных моментов в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты.
Дело в том, что большинство российских бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют такой заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются мельчайшие фирмы-бригады. Специфически русским феноменом является и мелкооптовая торговля.
Всех мелкооптовых торговцев объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто.
Таким образом, близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес.
Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, - что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.
Существуют два пути демонополизации:
- иностранная конкуренция
- этот способ явился, вероятно, самым
действенным и эффективным