Конкуренция как двигатель рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 06:01, курсовая работа

Описание работы

Тема конкуренции сейчас стала очень актуальна. Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3

1. Конкуренция как социально-экономическая основа рыночной экономики.......5
1.1. Сущность конкуренции....................................................................................10
1.2. Механизм совершенной конкуренции, её условия и особенности ценообразования........................................................................................................14
1.3. Механизм несовершенной конкуренции, её условия и особенности ценообразования........................................................................................................16

2. Конкуренция в экономике России...........................................................................20
2.1. Особенности конкуренции в переходной экономике.................................27
2.2. Особенности конкуренции в современной Российской экономике.........31
2.3. Государственная конкурентная политика на современном этапе............37
Заключение.....................................................................................................................38
Список источников........................................................................................................40

Файлы: 1 файл

KONKURENTsIYa_KAK_DVIGAETL_RYNKA.docx

— 85.64 Кб (Скачать файл)

- создание новых предприятий,  конкурирующих с монополистами  - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и новые рабочие места.

 Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию. Централизацию и концентрацию производства.

Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие  от государства и не входящие в  структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых  малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя  структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение  приватизированных предприятий  сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки  монопольного поведения этих предприятий  на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

Подводя итог, к особенностям конкуренции  в России можно отнести:

- отсутствие  действенной и продуманной государственной  политики в области конкуренции  и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке;

- жесткая  протекционистская политика правительства  в отношении импортных товаров  с целью снижения их конкурентоспособности  на внутреннем рынке (посредством  высоких импортных пошлин);

- сырьевая  экспортная ориентация народного  хозяйства России на мировом  рынке и импорт продукции высокотехнологичных  отраслей (как следствие, - ущербный  торговый баланс и низкий жизненный  уровень населения);

- отставание  технологий в большинстве отраслей  промышленного производства народного  хозяйства России от мирового  уровня на 10-30 лет (как следствие, - дорогая и относительно низкого  качества продукция);

- экономически  невыгодный уровень концентрации  производства на большинстве  крупных предприятий народного  хозяйства России (как следствие,  чрезмерные цены на выпускаемую  продукцию и ее низкая конкурентоспособность).

 В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция  не играла той роли, которая  ей отводится при рыночных  методах хозяйствования. С точки  зрения организации плановой  экономики концентрация производства  в монополиях считалась наиболее  эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства. Благодаря  этому российская экономика превратилась  не только в систему высокомонополизированных  производств, но буквально в  сумму гигантских промышленных  натуральных хозяйств, самостоятельно  обеспечивающих себя всем необходимым:  от вспомогательного производства  до социальной сферы. В конечном  счете, всё это привело к  низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

 С переходом России на  рыночные методы хозяйствования  роль конкуренции в экономической  жизни общества значительно возросла.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы  оказываются подготовленными к  борьбе за рынки за рубежом, и тем  в более выгодном положении оказываются  потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

 

2.3.  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

 Российская Федерация на международном уровне признана страной с рыночной экономикой. Основой такой экономики является экономическая конкуренция. В качестве базового механизма рыночных отношений конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Конкуренция ограничивает концентрацию экономической власти в одном центре и стимулирует удовлетворение нужд потребителя, удешевление продукции и повышение ее качества.

 В условиях рыночной экономики конкурентная политика является неотъемлемой частью государственной экономической политики. Государственная конкурентная политика призвана способствовать развитию конкуренции  на рынках, стимулировать создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, обеспечивать равные конкурентные условия. Для того чтобы понять необходимость проведения государством системной конкурентной политики, увязанной с другими элементами экономической политики и не противоречащей их целям, следует, прежде всего, ответить на вопросы: что есть конкуренция в рыночной экономике, каковы ее последствия и результаты, в чем ее ценность? Только после этого мы сможем назвать основные ценностные цели, к которым должно следовать государство при формировании и реализации государственной конкурентной политики. В экономической теории существует несколько подходов к пониманию конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения за последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в экономическом механизме. Сохранение конкурентных и монопольных сил в экономике ныне таково, что позволяет считать современный капитализм не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, стимулируют товаропроизводителей, "вымывают" неэффективные звенья. Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее (или саморегулирующее) начало. Силы её действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего производственного процесса. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии её полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия.

 Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с её жёсткими законами - главный двигатель современного прогресса.

 Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция - это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

 Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

 Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

 Конкуренция - один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.

 Таким образом конкуренция- это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бисикало Е.Э. "Основные подходы к оценке конкуренции в переходной экономике", стр. 17.

2. Козырев В.М. "Основы современной экономики".

3. Ляменков А.К., "Переход России к рыночной экономике"

4. Смирнов А. Российская экономика: на пути к эффективному развитию, стр. 41-47.

5. Юданов А.Ю "Конкуренция: теория и практика"

6. Ясин Е. ,Яковлев А. "Конкурентоспособность и модернизация российской экономики",стр. 5.


Информация о работе Конкуренция как двигатель рынка