Конкуренция как институт регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:58, реферат

Описание работы

Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития конкуренции. Конкуренция, по мнению К. Микульского, одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для её самореализации в сфере экономики путём разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Конкуренция – это экономическое соперничество между различными фирмами и отраслями за выгодные условия производства и продажи производимых товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

раскрытие темы.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

1.Конкуренция и её влияние на рынок.

Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития конкуренции. Конкуренция, по мнению К. Микульского, одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для её самореализации в сфере экономики путём разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Конкуренция – это экономическое соперничество между различными фирмами и отраслями за выгодные условия производства и продажи производимых товаров и услуг.

Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях, которая является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

Конкуренция согласно ст.4 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. в ред. от 6 мая 1998г. – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция является движущей силой рынка, она является его главным механизмом и ведёт к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнута путём состязания, путём конкуренции. Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод восприятия умов великих изобретателей и предпринимателей.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества.

Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения, ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В то же время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

  1. отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;
  2. распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
  3. отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
  4. конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Таким образом, конкуренция имеет важное значение в экономической жизни общества, стимулируя деятельность хозяйствующих субъектов.

 

2.   Функции и виды конкуренции.

Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Выделяют следующие функции конкуренции:

  • выявление или установление рыночной стоимости товара;
  • выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
  • регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Существует несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.

 

Виды конкуренции по масштабам развития.

  • индивидуальная (один участник рынка стремится занять своё место под солнцем – выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  • местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
  • отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  • национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  • глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

 

Виды конкуренции по характеру развития.

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путём искусственного сбывания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет мечто в том числе, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который  не поддается перераспределению с одного рынка на другой.

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий её продажи, “сервизации” сбыта. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, мер-чендайзинг, обслуживание клиентов.

Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:

  • конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках;
  • конкуренция в области сбыта товаров и/ или услуг на рынке;
  • конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.

Поскольку конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определённым этапам потребительского выбора.

В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:

  • желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество способов вложения потребителем денежных средств;
  • функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами. Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге.
  • межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности;
  • межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет собой частный случай ассортиментного ряда, цель которого- создать имитацию потребительского выбора.

 

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка.

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция – конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие:

  • наличие множества независимых производителей и потребителей;
  • возможность свободной торговли факторами производства;
  • самостоятельность субъектов хозяйствования;
  • однородность, сопоставимость продукции;
  • наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики:

  • раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство;
  • ограниченная самостоятельность предприятий;
  • дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

 

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения (товаров, услуг).

Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):

  • чистая;
  • олигополистическая;
  • монополистическая.

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются:

  • большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены;
  • недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением ( товары схожи, много товарозаменителей);
  • полное отсутствие рыночной силы.

Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).

Факторы, влияющие на уровень и степень чистой конкуренции:

  • требования к качеству;
  • степень переработки сырья;
  • транспортный фактор.

При этом перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние транспортного фактора; чем выше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние на уровень конкурентоспособности субъектов рынка и выбор стратегий на внутренних и международных рынках. Например, в промышленности стройматериалов: потребители деловой древесины (невысокие степень переработки сырья и требования к качеству) ориентируются на местных производителей, повышая уровень их конкурентоспособности, независимо от качественных параметров продукции, так как фактор транспортной составляющей в отпускной цене очень важен: потребители строительных и отделочных материалов класса «люкс» ориентируются на импортных производителей, снижая уровень конкурентоспособности местных производителей, так как высокие требования к качеству продукции делают фактор транспортной составляющей менее важным.

Олигополистическая конкуренция –это конкуренция, относящаяся к несовершенному типу. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются:

Информация о работе Конкуренция как институт регулирования экономики