Конкуренция как институт регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:58, реферат

Описание работы

Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития конкуренции. Конкуренция, по мнению К. Микульского, одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для её самореализации в сфере экономики путём разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Конкуренция – это экономическое соперничество между различными фирмами и отраслями за выгодные условия производства и продажи производимых товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

раскрытие темы.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)
  • незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь;
  • большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакции фирмы на действия конкурентов;
  • схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров.

Формирование олигопольного рынка характерно для следующих отраслей: химической промышленности, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности.

Монополистическая конкуренция – это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированность товаров.

Термин «монополия» можно использовать относительно:

  • субъекта хозяйственной деятельности, т.е. некоторой хозяйственной структуры, имеющей какие-то преимущества в производстве товаров, услуг или работы;
  • состояния рынка, при котором главенствует либо один, либо очень узкий круг товаропроизводителей;
  • типа экономических отношений, суть которых выражается в возможности одной или нескольких групп товаропроизводителей навязывать свою волю всем остальным.

Виды монополий:

  • естественная (устойчивая), которой обладают хозяйственные субъекты и собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые ресурсы.
  • искусственная, которая означает сосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений.
  • новаторская – особый случай конкуренции, когда на рынке один изготовитель противостоит большому числу покупателей за счет уникального товара или уникальности его свойств.

 

Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта.

Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

  • возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;
  • стимулирование научно-технического прогресса;
  • экономическое принуждение к повышению эффективности производства;
  • выявление слабых, менее организованных производителей;
  • ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Основные функции межотраслевой конкуренции:

  • возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе;
  • усиление интенсификации, рост эффективности производства;
  • оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

 

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара.

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция – это конкуренция между производителями одного и того же товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренция по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара. Лидерами становятся те, кто применяет инновации в области технологии, товара и упаковки.

Вертикальная конкуренция – это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя.

Таким образом, рыночная конкуренция имеет многовидовую классификацию.

 

3.  Развитие конкурентных отношений в современной России.

В интервью 17 апреля 2000 года в газете «Аргументы и факты» президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу. Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики – одна из главных задач и целей России.

Представляется, что в настоящее время основная работа по созданию конкурентной среды в экономике России должны вести Министерство образования России, отделение экономики РАН, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики России, Госстандарт России и некоторые другие структуры. Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам.

Концепцию создания конкурентной среды и повышения конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.

К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла курс на создание конкурентной среды и построение рыночной экономики, тем не менее, в России до сих пор отсутствует полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Государство пока не смогло создать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России.

В настоящее время в России отсутствует системный прогноз повышения конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют только лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и носят случайный характер. В то же время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной среды. Более того, большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и т.д.

Очевидно, что построение конкурентной среды в экономике России возможно только при взаимодействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России.

Одной из основных проблем в создании конкурентной среды в экономике России является слабая стыковка и интеграция права с другими отраслями науки, недостаточное применение системного и других научных подходов. Существенные трудности создает неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.

Серьезной проблемой в процессе создания конкурентной среды в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и кадров.

Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты. Серьезные препятствия возникают также в результате наличия двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых планов сверху, а не снизу, с рынков. Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решения, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.

Не может не являться проблемой в создании конкурентной среды в экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий рыночных отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования.

Такие отрасли социальной сферы, как жилищное строительство, транспорт, бытовое обслуживание, лечение, отдых и т.д. значительно отстают от своих конкурентов среди промышленно развитых стран, прежде всего по качеству услуг.

Серьезные проблемы в создании конкурентной среды в экономике России создает топливо-энергетический комплекс страны. Здесь осложняет положение высокая себестоимость добычи и переработки природных ресурсов, значительные расстояния их транспортирования, а также высокий вес физически и морально изношенных основных фондов, отсутствие научно-обоснованных стратегий развития отраслей ТЭК.

Можно сказать, что основной проблемой создания конкурентной среды в экономике России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве. Практически во всех вышеперечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России.

Элементы производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного хозяйства.

Не отличается в лучшую сторону и сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента – все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России.

Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике России полноценную среду необходимо решить не только вышеуказанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.

 

 


 



Информация о работе Конкуренция как институт регулирования экономики