Конкуренция. Товарные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:51, доклад

Описание работы

Конкуренция является необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
1.Конкуренция: понятие правовое регулирование, основные термины……4
2.Субъекты конкуренции………………………………………………………5
3.Товарный рынок: понятие, элементы, показатели функционирования…..6
4.Классификация товарных рынков…………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………….……..11
Список источников………………………………………………………….….12

Файлы: 1 файл

конкуренция.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

 

Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

(г. Санкт-Петербург)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Антимонопольное право»

 

Тема работы:

Конкуренция. Товарные рынки.

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса 412 группы

очной формы обучения

Введенская Александра Сергеевна

 

 

 

Руководитель:

Нельговский Игорь Евгеньевич

д.ю.н., профессор

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

  1. Конкуренция: понятие правовое регулирование, основные термины……4
  2. Субъекты конкуренции………………………………………………………5
  3. Товарный рынок: понятие, элементы, показатели функционирования…..6
  4. Классификация товарных рынков…………………………………………...8

Заключение……………………………………………………………….……..11

Список источников………………………………………………………….….12

 

Введение

Конкуренция – это главный  механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее  условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция - это экономическая категория, характеризующая особого рода экономические отношения между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ.

Конкуренция является необходимым  условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской  деятельности. Положительное влияние  конкуренции на экономику проявляется  в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской  инициативы. Конкурентная борьба субъектов  предпринимательства направляет ресурсы  в производство тех товаров и  услуг, в которых больше всего  нуждаются потребители, так как  борьба ведется за потребительский  спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без  административного принуждения, что  позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют  о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов  предпринимательства.

 

1.Конкуренция: понятие правовое регулирование, основные термины.

Законодательное закрепление  правового регулирования конкуренции  отражено в следующих актах:

  1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)
  4. Федеральный закон «О защите конкуренции»
  5. Федеральный закон «О рекламе»

Конкуренция на товарных рынках - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном

Под конкуренцией на рынке  финансовых услуг понимается состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг

Указанные определения в  основном исходят из понятия конкуренции  как экономической категории. В то же время необходимо учитывать некоторые признаки конкуренции, имеющие правовое значение.

Конкуренция - это экономическая  состязательность:

  • выражающаяся в самостоятельных (конкурентных) действиях;
  • осуществляемая между конкурирующими субъектами;
  • существующая в определенных экономико-правовых сферах предпринимательской деятельности, именуемых рынками (конкурентные рынки).

1.Конкурентные действия - совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей. Различаются так называемые ценовые и неценовые конкурентные действия.

Ценовые действия заключаются  в том, что субъект предпринимательства  снижает продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей (потребителей). Если кто-то начинает состязаться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе.1

Неценовые конкурентные действия непосредственно не связаны с установлением или снижением цен. К важнейшим из них относятся также действия направленные на:

  • улучшение качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг),
  • расширение ассортимента и введению в оборот новых товаров,
  • улучшение сервисного обслуживания
  • использование новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности, рекламные действия (как мощное средство привлечения потребительского спроса) и многие другие.

Важнейшим результатом совершения конкурентных действий, как следует из законодательных определений конкуренции, должно быть ограничение возможности субъектов предпринимательства в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем рынке. В противном случае следует говорить не о конкуренции, а о монопольном (доминирующем) положении.

 

 

2 Субъекты конкуренции

Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;

Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа,

Одним из необходимых условий  отнесения указанных лиц к  субъектам конкурентных отношений  является осуществление ими предпринимательской  деятельности.

Участники имущественного оборота, не являющиеся субъектами предпринимательства, не могут быть признаны конкурентами. В частности, к ним относятся

  • физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
  • органы государственной власти,
  • органы местного самоуправления и их должностные лица.

Понятия «реальные конкуренты» и «потенциальные конкуренты» используются в нормативных актах о конкуренции и монополии. Однако определение понятия «реальный конкурент» в законодательстве не раскрывается.2

 

Товарный рынок: понятие, элементы, показатели функционирования

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

Товарный рынок представляет собой сложную социально-экономическую  категорию, сущность которой раскрывается наиболее полно, если рассматривать  рынок в различных аспектах его  проявления:

  • как сфера товарного обмена
  • представляет собой хозяйственную деятельность, систему организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю.

Составными элементами товарного рынка являются

  • товарное предложение;
  • спрос населения;
  • цена товара.

Товарное предложение  представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного  предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

Спрос - это платежеспособная потребность населения страны. Спрос  отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.

Цена товара представляет собой денежное выражение его  стоимости

Под товаром в широком  смысле понимается материальная или  нематериальная собственность, реализуемая  на рынке. Товаром могут быть продукт  как физического, так и умственного  труда, результат услуги, сама способность  к труду, земля и ее недра —  все, что имеет потребительную стоимость  и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником  этой потребительной стоимости.

В узком смысле под товаром  понимают продукт труда, произведенный  для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.

Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:

  • ассортиментную;
  • качественную;
  • количественную;
  • стоимостную.

 К основным показателям  функционирования товарного рынка  можно отнести следующие.

1.Емкость товарного рынка. Емкость рынка - это максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен.

2. Динамика развития отдельных  отраслевых товарных рынков страны, составляющих единый товарный  рынок страны.

3.Степень диверсифицированности товарного рынка. Под диверсифицированностью следует понимать степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.

4.Качество товара, реализуемое на рынке. Под качеством товара понимают совокупность свойств, присущих ему. В условиях ужесточения потребителей к нему предъявляются повышенные требования с учетом безопасности его потребления, соблюдения экологических норм, требований к упаковке, маркировке и обеспечению послепродажного обслуживания.

5.Конкурентоспособность товаров на рынке. Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.3

 

Классификация товарных рынков

В зависимости от соотношения  спроса и предложения различают 

  • рынок продавца (спрос превышает предложения)
  • рынок покупателя (превышение предложения над имеющимся спросом)

С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:

  • местный (локальный);
  • региональный (внутри страны);
  • национальный;
  • региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т.д.);
  • мировой.

Товарные рынки различаются  по характеру конечного использования товара.

  • рынок потребительских товаров,
  • рынок товаров производственного назначения,
  • рынок услуг.

В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары

  • розничными
  • оптовыми.

Розничный (потребительский) рынок — это рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования.

Оптовый рынок, или рынок предприятий, — это рынок лиц или организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. В соответствии с этим можно говорить о следующих разновидностях оптового рынка: 4

Информация о работе Конкуренция. Товарные рынки