Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:51, доклад
Конкуренция является необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос.
Введение………………………………………………………………………....3
1.Конкуренция: понятие правовое регулирование, основные термины……4
2.Субъекты конкуренции………………………………………………………5
3.Товарный рынок: понятие, элементы, показатели функционирования…..6
4.Классификация товарных рынков…………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………….……..11
Список источников………………………………………………………….….12
Северо-Западный филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Российская академия правосудия»
(г. Санкт-Петербург)
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
Кафедра государственно-правовых дисциплин
ДОКЛАД
по дисциплине «Антимонопольное право»
Тема работы:
Конкуренция. Товарные рынки.
Выполнила:
Студентка 4 курса 412 группы
очной формы обучения
Введенская Александра Сергеевна
Руководитель:
Нельговский Игорь Евгеньевич
д.ю.н., профессор
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
Введение
Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция - это экономическая категория, характеризующая особого рода экономические отношения между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ.
Конкуренция является необходимым
условием и важнейшим способом эффективного
осуществления
1.Конкуренция: понятие правовое регулирование, основные термины.
Законодательное закрепление
правового регулирования
Конкуренция на товарных рынках
- состязательность хозяйствующих субъектов,
когда их самостоятельные действия
эффективно ограничивают возможность
каждого из них односторонне воздействовать
на общие условия обращения
Под конкуренцией на рынке финансовых услуг понимается состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг
Указанные определения в основном исходят из понятия конкуренции как экономической категории. В то же время необходимо учитывать некоторые признаки конкуренции, имеющие правовое значение.
Конкуренция - это экономическая состязательность:
1.Конкурентные действия - совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей. Различаются так называемые ценовые и неценовые конкурентные действия.
Ценовые действия заключаются
в том, что субъект
Неценовые конкурентные действия непосредственно не связаны с установлением или снижением цен. К важнейшим из них относятся также действия направленные на:
Важнейшим результатом совершения конкурентных действий, как следует из законодательных определений конкуренции, должно быть ограничение возможности субъектов предпринимательства в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем рынке. В противном случае следует говорить не о конкуренции, а о монопольном (доминирующем) положении.
2 Субъекты конкуренции
Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;
Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа,
Одним из необходимых условий
отнесения указанных лиц к
субъектам конкурентных отношений
является осуществление ими
Участники имущественного оборота, не являющиеся субъектами предпринимательства, не могут быть признаны конкурентами. В частности, к ним относятся
Понятия «реальные конкуренты» и «потенциальные конкуренты» используются в нормативных актах о конкуренции и монополии. Однако определение понятия «реальный конкурент» в законодательстве не раскрывается.2
Товарный рынок: понятие, элементы, показатели функционирования
Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
Товарный рынок представляет
собой сложную социально-
Составными элементами товарного рынка являются
Товарное предложение
представляет собой массу товаров,
предназначенных для
Спрос - это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.
Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости
Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.
В узком смысле под товаром понимают продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.
Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:
К основным показателям
функционирования товарного
1.Емкость товарного рынка. Емкость рынка - это максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен.
2. Динамика развития отдельных
отраслевых товарных рынков
3.Степень диверсифицированности товарного рынка. Под диверсифицированностью следует понимать степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.
4.Качество товара, реализуемое на рынке. Под качеством товара понимают совокупность свойств, присущих ему. В условиях ужесточения потребителей к нему предъявляются повышенные требования с учетом безопасности его потребления, соблюдения экологических норм, требований к упаковке, маркировке и обеспечению послепродажного обслуживания.
5.Конкурентоспособность товаров на рынке. Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.3
Классификация товарных рынков
В зависимости от соотношения спроса и предложения различают
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:
Товарные рынки различаются по характеру конечного использования товара.
В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары
Розничный (потребительский) рынок — это рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования.
Оптовый рынок, или рынок предприятий, — это рынок лиц или организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. В соответствии с этим можно говорить о следующих разновидностях оптового рынка: 4