Конкуренция в механизме рынка. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории ры-ночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием». Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе [16; 28].

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………
1. Институт конкуренции в системе рыночных институтов
1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка………………
1.2. Виды конкуренции………………………………………………………
1.3. Методы и формы конкуренции…………………………………………
1.4. Влияние конкуренции на рынок………………………………………..
2. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды…………………………………………………………..
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке…………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..

Файлы: 1 файл

0659337_B6B05_konkurenciya_v_mehanizme_rynka_problema_sozdaniya_konkurentn.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)

Наконец, широкомасштабная оборонная программа способствовала развитию науки и спроса на внутреннем рынке. В 40, 50 и 60-х годах научные исследования этого профиля были сконцентрированы на ключевых технологиях таких как электроника, компьютеры и космос. Коммерческие побочные продукты были многочисленны. Имея большое технологическое превосходство в областях, обслуживающих оборону и космос, американские компании часто использовали свои знания и опыт для удовлетворения лидерства на гражданских рынках.

Однако необходимо отметить, что явно выраженное внимание к промышленности было довольно скромным, а связанные с этим выгоды редко были основной мотивацией [9; 332-333].

В первый послевоенный период США представляли собой мощную самоусиливающуюся систему создания и совершенствования конкурентных условий в широком диапазоне отраслей, которые сложились много лет назад. Совершенствование экономики было постоянным, прямые инвестиции за рубеж, преобразовывая малопродуктивную деятельность в других странах, приносили увеличивающийся приток прибылей из-за границы.

Результатом было повышение  жизненного уровня, накопление национального богатства, низкий уровень безработицы и возможность больших социальных инвестиций в иностранную помощь, оборону, космические исследования, культурную жизнь и развитие равных возможностей. Эти действия в свою очередь, стимулировали еще больший спрос на новые усовершенствованные товары и услуги.

В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за:

    • созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
    • слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
    • ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В тоже время антимонопольный орган штата не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

Федеральный антимонопольный  орган не позднее 30 дней со дня получения  необходимых документов сообщает заявителю  в письменной форме о принятом решении.

В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган в США вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии совокупности следующих условий:

- возможности организационного  и территориального обособления  ее структурных подразделений;

- отсутствия между  ее структурными подразделениями  тесной технологической взаимосвязи  (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

- возможности юридических  лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Соединенные Штаты не являются единственным примером успеха и процветания, хотя это и самый представительный пример. Швейцария и Швеция (малые страны по американским стандартам) достигли высокого уровня процветания и технического развития, бросив в некоторых отраслях вызов Соединенным Штатам [9; 334-335].

Швейцарское правительство  исторически оказывало благоприятное, положительное воздействие на национальные конкурентные преимущества в промышленности Швейцарии. Швейцарская федеральная система правления гарантировала незначительность вмешательства в дела большинства отраслей промышленности. Размеры субсидий невелики по международным стандартам, и государственные расходы умеренны. Швейцарским компаниям всегда предоставлялась свобода интернационализации, и отношения между государством и деловыми кругами являются в общем прагматическими и ориентированными на решение проблем. Швейцарское правительство на различных уровнях хорошо характеризуется в создании факторов, особенно в области образования.

Нейтралитет и политическая устойчивость Швейцарии сыграли  положительную роль в развитии промышленности. Швейцарские компании являются политически приемлемыми в странах, где фирмы из других стран рассматриваются как неприемлемые. Коммерческие контакты с тремя основными европейскими державами (Францией, Германией и Великобританией) всегда были возможными. Швейцария издавна привлекала внимание иностранных фирм, а также международных организаций и учреждений, таких как ООН и ЦЕРН (ведущего европейского центра ядерных исследований), как и место для размещения своих управлений. Они используют высококвалифицированных специалистов и способствуют созданию повышенного внутреннего спроса по некоторым видам продукции и услуг, которые очень хорошо поддаются интернационализации.

Конкуренция является, пожалуй, одной из самых слабых сторон политики, проводимой швейцарским правительством по отношению к промышленности. В таких областях, как телекоммуникации, пивоварение, производство грузовых автомобилей и др.,  существование защищенных местных монополий или санкционированных картелей привело к неэффективности, отсутствию нововведений и иногда к крупномасштабным банкротствам. Другие картели искусственно повышали цены на импортируемые товары, и правительство ввело санкции или установило стандарты и правила, которые привели к защите де-факто других отраслей промышленности. В результате образовалась двойственная экономика, как в Японии, при которой большое количество конкурентоспособных отраслей находится в резком контрасте с большой группой неэффективных и защищаемых секторов.

Вмешательство швейцарского правительства в банковские дела также связано со значительными затратами. Установление налогов на совершаемые сделки вызвало отток многих важных рынков из Швейцарии в таких областях, как торговля драгоценными металлами, еврооблигации, инвестиционно-учредительная деятельность банков и взаимные фонды. В деятельности швейцарского правительства наблюдается также растущая тенденция к регулированию фирм в таких областях, как охрана окружающей среды, трудовые отношения и социальное обеспечение. Хотя некоторые из этих постановлений помогут швейцарским фирмам, сделав их чувствительными к проблемам другого рода, в общем тенденция представляется зловещей. Многие постановления, такие как регулирование сверхурочных и ночных работ, создают жесткость, которая мешает осуществлению нововведений и улучшений [9; 357-358].

Швейцария является иллюстрацией преуспевающей экономики, которая  улучшила со временем свои конкурентные преимущества. У фирм этой страны просто не было выбора. Пока они проходили через болезненные периоды развития, произошли прагматические, хотя и преднамеренные, приспосабливания. В то же время необычайно широкие для страны таких размеров, как Швейцария, преимущества спроса поддержали успех в сложных сегментах большого количества отраслей промышленности. Они поглощали всех рабочих, которые освобождались в результате роста производительности. Результатом явился высокий и растущий жизненный уровень почти для всех швейцарцев – не было неудачников с пустыми карманами, столь типичных для многих стран [9; 359].

 

3.  ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА БЕЛОРУССКОМ РЫНКЕ

 

Роль государства как  регулирующего органа, поощряющего  в обусловленных границах развитие конкуренции и сдерживание монополистических  тенденций, коротко состоит не в запретах монополии (что не исключается), а в создании системы мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях в рамках закона.

При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. Поэтому ещё в конце 19 века в промышленно развитых странах Запада  была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации. Антимонопольное законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной (для эффективности экономики), ограничительной деловой практики [5; 135].

В Республике Беларусь переход  к рыночной экономике и рыночным отношениям происходит в условиях широкомасштабного монополизма и дефицитности большинства товарных рынков. Основная задача антимонопольной политики – сформировать и постоянно поддерживать конкурентный рынок.

Основными направлениями  государственной политики по формированию конкурентной среды в Республике Беларусь являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.

Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ [14; 205-206].

Приватизация в Беларуси получила законодательную базу в 1993 году с принятием закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности». Согласно первоначальной программе приватизации к 2000 году в негосударственную форму собственности должны были переведены 2/3 основных фондов государственных предприятий. Первоначальному разгосударствлению подлежали предприятия легкой пищевой, деревообрабатывающей промышленности, строительства и сферы обслуживания. Было подготовлено и вступило в действие положение об участии иностранных инвесторов в конкурсах и аукционах по продаже объектов государственной собственности. Однако интерес к акциям отдельных белорусских предприятий (в основном химической промышленности и топливно-энергетического комплекса) проявили только российские инвесторы. По состоянию на 1 января 1998 года в республике было приватизировано 2694 государственных предприятия. Из них 950 (35,2%) были акционированы, 1015 (37,6%) – проданы на аукционах и по конкурсу, 138 (5,1%) – выкуплены трудовым коллективам, 461 (17,1%) были выкуплены трудовым коллективом арендного предприятия[6; 43].

Рассмотрим данные статистического сборника Республики Беларусь о приватизации и разгосударствлении организаций за 2004 год.

 

Таблица 1. Приватизация и разгосударствление организаций (объектов) государственной собственности (по данным Министерства экономики Республики Беларусь)

 

 

С начала приватизации (1991-2004)

2004

Реформировано организаций (объектов) и отчуждено

7795

670

Реформировано организаций (объектов) – всего

4054

145

из них по способам приватизации:

преобразование государственной  организации в акционерное общество

 

1937

 

136

выкуп арендованного  имущества арендной организацией

724

-

продажа на аукционе (по конкурсу)

1393

9


Примечание: Источник [13; 552]

  В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования(переименования) предприятия в акционерное общество.

Негосударственные, в  том числе частные, фирмы формировались  в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались  процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

В настоящее время  рентабельность белорусской продукции  по всей республике составляет [приложение Б; таблица 3].

 

Примечание: Источник [13; 527]

Как видно на графике, с 1995 года процент рентабельности продукции белорусских товаропроизводителей по 1999 год возрос с 10% до 15%,что было связано со стремлением отечественных предприятий соответствовать мировым стандартам, в это время разрабатывалась необходимая нормативно-правовая база. К сожалению, этот процесс наблюдался недолго, и уже с конца 1999 года до 2001 года уровень рентабельности снижался и достиг предела менее 8%, что значительно ниже уровня рентабельности 1995 года.

Рассмотрим рентабельность реализованной продукции по отраслям [приложение Б; таблица 3]:

Примечание: Источник [13; 527]

Амплитуда колебания процента рентабельности реализованной промышленной продукции приблизительно равна 5 %, что говорит о незначительных, плавных изменениях в уровне рентабельности на протяжении 10 лет с 1995 года по 2004. Анализируя динамику уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции, можно заметить, что в 2001 году наблюдался кризис. Начиная с 2001 года, отрасль сельского хозяйства стала убыточной, но к 2003 году достигла уровня точки безубыточности. Что же касается таких отраслей, как транспорт и связь, они являются взаимосвязанными, что мы можем проследить на вышеизложенном графике. Различие заключается лишь в том, что с 1995 года  до конца 2000 года уровень рентабельности услуг связи оставался неизменным,  а уровень рентабельности услуг транспортной отрасли значительно  снизился с 28% до 13%.

Информация о работе Конкуренция в механизме рынка. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь