Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:02, курсовая работа
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории ры-ночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием». Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе [16; 28].
Введение………………………………………………………………………………
1. Институт конкуренции в системе рыночных институтов
1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка………………
1.2. Виды конкуренции………………………………………………………
1.3. Методы и формы конкуренции…………………………………………
1.4. Влияние конкуренции на рынок………………………………………..
2. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды…………………………………………………………..
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке…………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..
Наконец, широкомасштабная
оборонная программа
Однако необходимо отметить, что явно выраженное внимание к промышленности было довольно скромным, а связанные с этим выгоды редко были основной мотивацией [9; 332-333].
В первый послевоенный период США представляли собой мощную самоусиливающуюся систему создания и совершенствования конкурентных условий в широком диапазоне отраслей, которые сложились много лет назад. Совершенствование экономики было постоянным, прямые инвестиции за рубеж, преобразовывая малопродуктивную деятельность в других странах, приносили увеличивающийся приток прибылей из-за границы.
Результатом было повышение жизненного уровня, накопление национального богатства, низкий уровень безработицы и возможность больших социальных инвестиций в иностранную помощь, оборону, космические исследования, культурную жизнь и развитие равных возможностей. Эти действия в свою очередь, стимулировали еще больший спрос на новые усовершенствованные товары и услуги.
В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за:
Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган в США вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.
Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии совокупности следующих условий:
- возможности организационного
и территориального
- отсутствия между
ее структурными
- возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.
Соединенные Штаты не являются единственным примером успеха и процветания, хотя это и самый представительный пример. Швейцария и Швеция (малые страны по американским стандартам) достигли высокого уровня процветания и технического развития, бросив в некоторых отраслях вызов Соединенным Штатам [9; 334-335].
Швейцарское правительство
исторически оказывало
Нейтралитет и политическая устойчивость Швейцарии сыграли положительную роль в развитии промышленности. Швейцарские компании являются политически приемлемыми в странах, где фирмы из других стран рассматриваются как неприемлемые. Коммерческие контакты с тремя основными европейскими державами (Францией, Германией и Великобританией) всегда были возможными. Швейцария издавна привлекала внимание иностранных фирм, а также международных организаций и учреждений, таких как ООН и ЦЕРН (ведущего европейского центра ядерных исследований), как и место для размещения своих управлений. Они используют высококвалифицированных специалистов и способствуют созданию повышенного внутреннего спроса по некоторым видам продукции и услуг, которые очень хорошо поддаются интернационализации.
Конкуренция является, пожалуй, одной из самых слабых сторон политики, проводимой швейцарским правительством по отношению к промышленности. В таких областях, как телекоммуникации, пивоварение, производство грузовых автомобилей и др., существование защищенных местных монополий или санкционированных картелей привело к неэффективности, отсутствию нововведений и иногда к крупномасштабным банкротствам. Другие картели искусственно повышали цены на импортируемые товары, и правительство ввело санкции или установило стандарты и правила, которые привели к защите де-факто других отраслей промышленности. В результате образовалась двойственная экономика, как в Японии, при которой большое количество конкурентоспособных отраслей находится в резком контрасте с большой группой неэффективных и защищаемых секторов.
Вмешательство швейцарского правительства в банковские дела также связано со значительными затратами. Установление налогов на совершаемые сделки вызвало отток многих важных рынков из Швейцарии в таких областях, как торговля драгоценными металлами, еврооблигации, инвестиционно-учредительная деятельность банков и взаимные фонды. В деятельности швейцарского правительства наблюдается также растущая тенденция к регулированию фирм в таких областях, как охрана окружающей среды, трудовые отношения и социальное обеспечение. Хотя некоторые из этих постановлений помогут швейцарским фирмам, сделав их чувствительными к проблемам другого рода, в общем тенденция представляется зловещей. Многие постановления, такие как регулирование сверхурочных и ночных работ, создают жесткость, которая мешает осуществлению нововведений и улучшений [9; 357-358].
Швейцария является иллюстрацией преуспевающей экономики, которая улучшила со временем свои конкурентные преимущества. У фирм этой страны просто не было выбора. Пока они проходили через болезненные периоды развития, произошли прагматические, хотя и преднамеренные, приспосабливания. В то же время необычайно широкие для страны таких размеров, как Швейцария, преимущества спроса поддержали успех в сложных сегментах большого количества отраслей промышленности. Они поглощали всех рабочих, которые освобождались в результате роста производительности. Результатом явился высокий и растущий жизненный уровень почти для всех швейцарцев – не было неудачников с пустыми карманами, столь типичных для многих стран [9; 359].
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА БЕЛОРУССКОМ РЫНКЕ
Роль государства как
регулирующего органа, поощряющего
в обусловленных границах развитие
конкуренции и сдерживание
При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. Поэтому ещё в конце 19 века в промышленно развитых странах Запада была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации. Антимонопольное законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной (для эффективности экономики), ограничительной деловой практики [5; 135].
В Республике Беларусь переход к рыночной экономике и рыночным отношениям происходит в условиях широкомасштабного монополизма и дефицитности большинства товарных рынков. Основная задача антимонопольной политики – сформировать и постоянно поддерживать конкурентный рынок.
Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в Республике Беларусь являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.
Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ [14; 205-206].
Приватизация в Беларуси получила законодательную базу в 1993 году с принятием закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности». Согласно первоначальной программе приватизации к 2000 году в негосударственную форму собственности должны были переведены 2/3 основных фондов государственных предприятий. Первоначальному разгосударствлению подлежали предприятия легкой пищевой, деревообрабатывающей промышленности, строительства и сферы обслуживания. Было подготовлено и вступило в действие положение об участии иностранных инвесторов в конкурсах и аукционах по продаже объектов государственной собственности. Однако интерес к акциям отдельных белорусских предприятий (в основном химической промышленности и топливно-энергетического комплекса) проявили только российские инвесторы. По состоянию на 1 января 1998 года в республике было приватизировано 2694 государственных предприятия. Из них 950 (35,2%) были акционированы, 1015 (37,6%) – проданы на аукционах и по конкурсу, 138 (5,1%) – выкуплены трудовым коллективам, 461 (17,1%) были выкуплены трудовым коллективом арендного предприятия[6; 43].
Рассмотрим данные статистического сборника Республики Беларусь о приватизации и разгосударствлении организаций за 2004 год.
Таблица 1. Приватизация и разгосударствление организаций (объектов) государственной собственности (по данным Министерства экономики Республики Беларусь)
С начала приватизации (1991-2004) |
2004 | |
Реформировано организаций (объектов) и отчуждено |
7795 |
670 |
Реформировано организаций (объектов) – всего |
4054 |
145 |
из них по способам приватизации: преобразование |
1937 |
136 |
выкуп арендованного имущества арендной организацией |
724 |
- |
продажа на аукционе (по конкурсу) |
1393 |
9 |
Примечание: Источник [13; 552]
В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования(переименования) предприятия в акционерное общество.
Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
В настоящее время рентабельность белорусской продукции по всей республике составляет [приложение Б; таблица 3].
Примечание: Источник [13; 527]
Как видно на графике, с 1995 года процент рентабельности продукции белорусских товаропроизводителей по 1999 год возрос с 10% до 15%,что было связано со стремлением отечественных предприятий соответствовать мировым стандартам, в это время разрабатывалась необходимая нормативно-правовая база. К сожалению, этот процесс наблюдался недолго, и уже с конца 1999 года до 2001 года уровень рентабельности снижался и достиг предела менее 8%, что значительно ниже уровня рентабельности 1995 года.
Рассмотрим рентабельность реализованной продукции по отраслям [приложение Б; таблица 3]:
Примечание: Источник [13; 527]
Амплитуда колебания процента рентабельности реализованной промышленной продукции приблизительно равна 5 %, что говорит о незначительных, плавных изменениях в уровне рентабельности на протяжении 10 лет с 1995 года по 2004. Анализируя динамику уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции, можно заметить, что в 2001 году наблюдался кризис. Начиная с 2001 года, отрасль сельского хозяйства стала убыточной, но к 2003 году достигла уровня точки безубыточности. Что же касается таких отраслей, как транспорт и связь, они являются взаимосвязанными, что мы можем проследить на вышеизложенном графике. Различие заключается лишь в том, что с 1995 года до конца 2000 года уровень рентабельности услуг связи оставался неизменным, а уровень рентабельности услуг транспортной отрасли значительно снизился с 28% до 13%.