Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:02, курсовая работа
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории ры-ночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием». Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе [16; 28].
Введение………………………………………………………………………………
1. Институт конкуренции в системе рыночных институтов
1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка………………
1.2. Виды конкуренции………………………………………………………
1.3. Методы и формы конкуренции…………………………………………
1.4. Влияние конкуренции на рынок………………………………………..
2. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды…………………………………………………………..
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке…………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..
Примечание: Источник [13; 527]
На графике четко представлена неблагоприятная ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства: вплоть до начала 2004 года оно являлось убыточным, но благодаря принятым мерам и проведенным мероприятиям по повышению окупаемости услуг, оказываемых представителями жилищно-коммунального хозяйства. Что же касается материально-технического снабжения, то с середины 1999 года и до середины 2003 года уровень рентабельности с 22% снизился и стал равен практически нулю. Это, скорее всего, было связано с введением таможенных пошлин и сборов и отсутствием необходимой нормативно-правовой базы. С середины 2003 года в этой сфере услуг наблюдается подъем уровня рентабельности, что можно объяснить тем, что к данному периоду времени были разработаны и приняты нормативные документы, а также налажены связи с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. Анализируя уровень рентабельности услуг сферы строительства, можно сказать, что резких колебаний в период с 1995 по 2004 год не наблюдается. Ситуация, сложившаяся на рынке продукции сельского хозяйства, сильно отразилась на уровне рентабельности оказываемых услуг представителями сферы торговли и общественного питания, так как последние находятся в прямой зависимости от сельского хозяйства.
Перейдем к рассмотрению рентабельности реализованной продукции по областям [приложение Б; таблица 4]:
Примечание: Источник [13; 527]
Из представленных графиков видно, что из семи регионов Беларуси (в том числе и г.Минск) на протяжении анализируемого периода наиболее высокий уровень рентабельности реализованной продукции наблюдался в Гомельской области, полной противоположностью чему является Могилевская область. В остальных областях и в городе Минске уровни рентабельности оставались приблизительно одинаковыми.
В Республике Беларусь вместо здоровой возникла ’’теневая’’ конкуренция между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций. Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.
Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка Республики Беларусь, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.
Особенностью становления
Причинами отсутствия конкуренции в Республике Беларусь являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. [14; 207-217].
Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.
Развитие конкурентных
отношений в Республике Беларусь
в настоящее время
Государственное регулирование рынка необходимо по двум основным направлениям: защита конкуренции и препятствие монополизму и регулирование деятельности естественных монополий.
Реализация задачи защиты
конкуренции и препятствия
- анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
- формирование необходимых
организационно-экономических
- установление и поддержание
единого экономического
- создание системы
государственного контроля и
регулирования деятельности
- создание правовых
и организационно-
- учет структуры рынка
при приватизации предприятий
в целях повышения
- развитие предпринимательства.
Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Республики Беларусь предусматривает учет следующих общих требований:
- ориентация на создание
конкурентного рынка, защиту
- комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
- дифференцированный
подход к объектам
- взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
- учет факторов интеграции
белорусской экономики в
- мониторинг изменения структуры рынка;
- обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов [14].
Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое регулирование,
осуществляемое посредством
- определение потребителей,
подлежащих обязательному
Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Однако практика показала, что необходимо всё-таки искать другие пути. Для естественных монополий (энергетика, связь, коммунальные услуги, транспорт, исключая грузовой автотранспорт и такси) в силу специфики этих отраслей, исключающей формирование в них конкурентных рынков и следовательно, возможность рыночного регулирования, требуются особые подходы к регламентации их деятельности. В первую очередь необходим контроль над обоснованностью цен и тарифов.
Однако наблюдаются и случаи злоупотребления органов. Как правило, нарушения связаны со злоупотреблением хозяйственными субъектами доминирующим положением на рынке и неправильно принятыми актами и действиями органов управления, направленными на ограничение конкуренции.
Министерство также разработало проект закона ’’О государственной поддержке малых предприятий’’. Он предусматривает предоставление дополнительных правовых гарантий для предпринимательской деятельности, содержит нормы и положения, стимулирующие развитие малых предприятий, а значит стимулирующие развитие и конкуренции, определяет систему и исполнителей государственной политики в области поддержки предпринимательства.
Такое государственное регулирование рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В то же время стоит отметить, что сегодня среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование [14; 162-178].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в настоящей курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.
Из всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.
Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов — не одно и то же, а скорее противоположности.
Сегодня, можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Белоруссией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому
Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении белорусского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в Белоруссии рыночной ситуации и тенденциям ее развития.
Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на белорусский рынок иностранных компаний – все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.
В Республике Беларусь сложился уникальный тип монополизма: государственной собственности, власти и управления. Господствуют так называемая чистая монополия и олигополия. Монопольная сущность экономической системы обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм отношений. В Республике Беларусь не возникло полноправной конкуренции в сфере материального производства, но появились ’’теневые’’ её разновидности между монопольными структурами и группами ’’дельцов’’. Антимонопольное законодательство Республики Беларусь остаётся единственным источником развития конкуренции, хотя и оно во многом несовершенно и не может решить всех проблем.
Список использованных источников