Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:47, реферат
Целью работы является исследовать фирму в условиях совершенной конкуренции. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть характеристику рыночных структур.
2) Определить совершенную конкуренцию.
3) Показать прибыль и издержки фирмы.
4) Изучить закон убывающей отдачи.
5) Проследить общий, средний и предельный доход фирмы.
В
условиях рыночных отношений возникновение
конкуренции имеет как
Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов.
В
современном национальном хозяйстве
участвует множество
Целью
предпринимательской
Целью работы является исследовать фирму в условиях совершенной конкуренции. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть характеристику рыночных структур.
2) Определить совершенную конкуренцию.
3) Показать прибыль и издержки фирмы.
4)
Изучить закон убывающей
5) Проследить общий, средний и предельный доход фирмы.
Объектом исследования является совершенная конкуренция.
Предметом исследования является фирма в условиях этой совершенной конкуренции.
В работе используются учебные материалы (книги и методические пособия), периодическая литература (Экономист, Финансы).
Условия,
в которых протекает рыночная
конкуренция, как и ряд других
процессов, обычно называют рыночной структурой.
Она характеризуется рядом
Обычно
выделяют следующие четыре их типа
или модели рынка: совершенная конкуренция,
монополистическая конкуренция, олигополия,
монополия. Каждая из названных структур
отличается степенью конкурентности рынка,
то есть способностью фирм воздействовать
на рынок, и прежде всего на цены.
Чем меньше это влияние, тем более
конкурентным считается рынок.
Таблица 1 – Рыночные структуры [4, с. 45]
Модели рынка | Количество и размеры фирм | Характер продукции | Условия входа и выхода | Доступность информации |
Совершенная конкуренция | множество мелких фирм | однородная продукция | никаких затруднений | равный доступ ко всем видам информации |
Монополистическая конкуренция |
множество мелких фирм | разнородная продукция | никаких затруднений | некоторые ограничения |
Олигополия | число фирм невелико, есть крупные фирмы | разнородная или однородная продукция | возможны отдельные препятствия при входе | некоторые ограничения |
Монополия | одна фирма | уникальная продукция | практически непреодолимые барьеры на вдохе | некоторые ограничения |
В условиях совершенной конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легко войти в отрасль.
Чистая монополия представляет собой рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, так что существующая там фирма и составляет всю отрасль.
Монополистическая
конкуренция характеризуется
Олигополия отличается небольшим числом продавцов. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении, устанавливая цены и планируя производство. Вступить в олигополистические отрасли очень сложно.
Совершенная
конкуренция и монополия
Таким образом, понятие структуры рынка дает возможность сформировать теорию предложения и максимизации прибыли.
Совершенная конкуренция – вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта.
При
совершенной конкуренции доля каждой
фирмы в общем выпуске
Основной
чертой чисто конкурентного рынка
является наличие большого числа
независимо действующих продавцов,
обычно предлагающих свою продукцию
на высокоорганизованном рынке. Конкурирующие
фирмы производят однородную продукцию.
При данной цене потребителю безразлично,
у какого продавца покупается продукт.
Вследствие стандартизации продукции
отсутствует основание для
Никаких
искусственных ограничений
Участники
конкурентного рынка имеют
Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и возникновению несовершенной конкуренции.
Все перечисленные выше признаки совершенной конкуренции обуславливают тот факт, что фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке, никоим образом не может повлиять на цену своей продукции. Она принимает цену как заданную извне, самим рынком, на котором эта цена формируется под воздействием рыночных спроса и предложения. Следовательно, совершенно конкурентная фирма не в состоянии сама устанавливать цену на свою продукцию. Именно поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы – это горизонтальная линия, проходящая на уровне заданной рынком цены. Такая конфигурация кривой спроса означает, что цена, по которой продаёт каждую единицу продукции идеально конкурентная фирма, абсолютно не зависит от того, сколько продукции произведёт и доставит на рынок каждая фирма; вся продукция будет выкуплена потребителями по одной цене. Это объясняется тем, что идеально конкурентная фирма очень мала, а её доля в общем объёме рыночных продаж просто ничтожна. Поэтому при увеличении объёма производства (в полтора, в два и даже три раза) ей не нужно снижать цену на свою продукцию, чтобы потребители согласились выкупить дополнительно произведённое количество товара, – оно практически незаметно с точки зрения рынка в целом.
Новые фирмы могут свободно входить в отрасль, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Важнейшей
категорией рыночной экономики является
прибыль. Именно при этом условии
фирма может стабильно
Прибыль – это разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые получает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию [2, с. 173].
Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят все же тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главной стратегической задачи – получения возможно большой прибыли.
Для фирмы большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о размере прибыли, необходимо учитывать способы ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов фирмы ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд. долл. для фирмы с капиталом в 10 млрд. долл. – это весьма значительно, но очень мало для фирмы с капиталом в 100 млрд. долл. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом.
Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера, которого, прежде всего, интересуют финансовые отчеты и балансы предприятия.