Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ, И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 4
2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИЙ 6
3. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК 7
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 27.75 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

 

 

Факультет: «Инновационный бизнес и менеджмент»

Кафедра: «Экономика»

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Микроэкономика»

на тему: «Конкуренция»

 

 

 

 

Выполнил: А.В. Бондаренко

Студент группы: ИБЭ 16

 

 

г. Ростов-на-Дону

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ  КОНКУРЕНЦИИ, И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 4

2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИЙ 6

3. ВЛИЯНИЕ  КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК 7

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ  КОНКУРЕНЦИИ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли  и, следовательно, к расширению масштабов  хозяйственной деятельности. Фирмы  выступают по отношению друг к  другу как конкуренты. Под экономической  конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке  за предпочтение потребителей или как  говорят, за «рубль потребителя» в целях  получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Конкуренция является необходимым  и важнейшим элементом рыночного  механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение  фирм и других экономических агентов  при принятии решений относительно цен, объема производства продукции  и других параметров хозяйственной  деятельности.

Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран  была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью  производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают  все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной  конкуренции, а позже - к появлению монополий.

Конкуренция - это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды - важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость - все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе России в вопросе построения конкурентной среды.

Таким образом, можно с  полным правом говорить о том, что  вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

 

1.СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ,  И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

 

«Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или  субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня  движущей силой развития субъектов  и объектов управления, общества в  целом, рыночного хозяйства страны»

Впервые теория конкуренции  была обобщена известным экономистом  Адамом Смитом в работе «Исследование  о природе и причине богатства  народов». Новизна теории конкуренции  А. Смита заключается в том, что  он впервые:

1. сформулировал понятие  конкуренции как соперничества,  повышающего цены (при сокращении  предложения) и уменьшающего цены  при избытке предложения;

2. сформулировал главный  принцип конкуренции - принцип  «невидимой руки», в соответствии  с которым «дергая» за ниточки  марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать  в соответствии с неким «идеальным»  планом развития экономики, безжалостно  вытесняет фирмы, занятые производством  ненужной рынку продукции;

3. разработал теоретически  очень тонкий и гибкий механизм  конкуренции, который объективно  уравновешивает отраслевую норму  прибыли;

4. определил основные  условия создания эффективной  конкуренции;

5. разработал модель усилия  и развития конкуренции, доказал,  что в условиях рыночных отношений  возможно максимальное удовлетворение  потребностей потребителей и  наилучшее использование ресурсов  общества в масштабе общества  в целом.

Конкуренция может протекать в самых различных формах, все зависит от ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее.

В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности  Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим  форумом. В тоже время по этим же оценкам, по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке.

Одной из главных причин такого положения является то, что  в России системно и профессионально  проблемами создания конкурентной среды  никогда никто не занимался. Россия уже на протяжении более чем 10 лет  строит рыночные отношения.

Впервые проблема создания конкурентной среды на государственном  уровне была поднята лишь 30 марта 1999 года в Ежегодном послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России. В тоже время при построении рыночных отношений, представляется, что  все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого  политика в отдельности должны оцениваться  не с точки зрения соответствия либеральным  или анти либеральным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира.

Можно выделить следующие  основные тенденции и особенности  построения развитой конкурентной и  удержания конкурентных преимуществ, среды в этих странах:

1. отлаженная правовая  система демократического государства;

2. ограниченность природных  ресурсов (исключение - США);

3.  отлаженная система  управления (менеджмента) на всех  уровнях иерархии;

4. значительный удельный  вес виртуальных информационных  и управленческих технологий  на основе Интернет  (особенно  у  США);

5. значительный удельный  вес высоких безотходных технологий  производства (особенно в Японии  и США);

6. стремление к нахождению  и удержанию сфокусированных  конкурентных преимуществ фирм  в узком секторе глобальной  экономики;

7. развитие международной  стандартизации и интеграции;

8. высокая надежность  техники (особенно немецкой и  японской);

9. устойчивая финансовая  система;

10. высокая эффективность  использования ресурсов;

11. значительные затраты  на рекламу при относительном  равенстве качества конкурирующих  товаров;

12. высокое качество товаров  и услуг;

13. рост темпов расхода  государства на науку, образование  и развитие человека;

14. высокая продолжительность  жизни населения;

15. высокие позиции в  мировой иерархии по конкурентоспособности  как результат рациональной экономической  политики государства.

 

2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИЙ

 

В настоящее время можно  выделить четыре основных вида конкуренции:

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- конкуренция в условиях  олигополии;

- чистая монополия.

Рассмотрим подробнее  вышеперечисленные виды конкуренции.

Рынок чистой конкуренции  состоит из достаточно большого числа  продавцов, конкурирующих между  собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения  со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может  оказывать заметного влияния  на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный  заданный   параметр.

Участники конкурентного  рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все  продавцы имеют представление о  цене, технологии производства, возможной  прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о  ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного  товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок.

Колебания цены на рынке  могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене - это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.

На практике во все времена - чистая конкуренция - явление достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаю большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.

«В условиях совершенной  конкуренции максимизация прибыли  в краткосрочном периоде конкурентной фирмы может быть исследована, используя  принцип сопоставления валового дохода с валовыми     издержками или принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или  принцип сопоставления предельного  дохода с   предельными издержками. Фирма будет максимизировать  прибыли, производя такой объем  продукции, при котором валовой  доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут  минимизированы путем производства, при котором превышение валовых  издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки».

 

3. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ  НА РЫНОК

 

«Конкуренция является движущей силой рынка, она является его  главным механизмом и ведет к  наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых  человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального  поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует  рациональность».

Конкуренция не может функционировать  среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция - это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

 

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА  СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ

 

Конкуренция напрямую зависит  от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. После кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса доверия потребителя.

Индексы доверия потребителя  и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу  между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении  экономической конъюнктуры. Индикатор  доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских  расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских  расходов. Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя  и доверия инвесторов.

Кредитование сектора  домашних хозяйств существенно не изменилось. Обзор свидетельствует о стремлении небольшой части банков расширить  потребительский кредит, вместе с  тем банки ограничили условия  пользования кредитными карточками. Условия предоставления банками  средств сектору домашних хозяйств по другим видам кредитования не изменились.

Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств, в капитале. Многие банки отметили некоторое ухудшение условий на рынке синдицированных кредитов.

Экономическая конъюнктура  не только чутко реагирует на колебания  денежно-кредитной политики, но в  определенной мере и обусловливается  этой политикой, что дает возможность  предсказывать изменения экономической  конъюнктуры. Оживление деловой  активности (рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые предприятия, что касается крупных и средних  предприятий, то для них льготы при  кредитовании использовались в меньшей  степени, и, следовательно, ожидать  повышения деловой активности в  этом сегменте производства не приходится.

При стабильной денежно-кредитной  политике рост доли банков, не  вводящих дополнительные ограничения условий  кредитования, свидетельствует о  расширении требований заемщиков и, как    следствие, о повышении  вероятности оживления экономической  конъюнктуры.

Таким образом, несмотря на существенные трудности в экономике  России, рынок развивается и уже  сегодня можно говорить о том, что современные тенденции способствуют созданию конкурентных преимуществ  в России.

Информация о работе Конкуренция