Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:47, контрольная работа
Процесс эволюции экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры.
Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, функционирование и эффективное развитие которой обеспечивается состоянием её инфраструктуры, зрелостью действующих институтов рынка.
Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и структура рынка……………………………………………….4
Рыночный механизм………………………………………………………11
Конкуренция как основа развития рыночного механизма. Функции конкурентного рыночного механизма………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23
1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);
2) объекты (различных видов рынка товаров);
3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;
4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;
5) механизм ценообразования.
Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах: маржинального (предельного) анализа, издержек альтернативного выбора, экономической рациональности.
На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которое решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенность рынка товарами, изменение рыночных цен, переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляется плавно. Это обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику в виде предложения или спроса. В условиях совершенного рынка, когда имеет место большой и регулярный спрос и неограниченное количество хозяйствующих субъектов, каждый из них занимает бесконечно малый удельный вес. Маржинальный подход как бы обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает возможности возникновения резких колебаний спроса и предложения: поддерживает равновесное состояние между товаропроизводителями и потребителями.
Принцип издержек
Принцип экономической
рациональности основывается
Построение рыночной
экономики на основании
Конкуренция как основа развития рыночного механизма. Функции конкурентного рыночного механизма
Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Конкуренция – термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает «сталкивание». Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция – соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.
Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.
Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена ещё в XVIII веке Адамом Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки». Он обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, каждый капиталист стремится к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что преследуя собственный интерес, он одновременно реализует интересы всего общества. Причём часто делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ставил перед собой только альтруистические цели.
Словно невидимая рука правит миром. Дёргая за ниточки марионеток-предпринимателей, она заставляет их действовать в соответствии с неким идеальным планом развития экономики. При этом «ниточками», т.е. конкретным механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки» служит как раз конкуренция.
Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитами. Конкуренция безжалостно выбраковывает фирмы, занятые производством излишней, т.е. ненужной рынку продукции. Соответственно сокращается и объём выпуска отвергаемых рынком товаров и услуг. Напротив, компании, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются как бы «вне конкуренции»: в условиях острой нехватки нарасхват идёт любая продукция.
Швейцарский экономист и историк С. Сисмонди в позднем периоде своего творчества отвергал основополагающее положение Смита о благотворности своекорыстного интереса и конкуренции. У Сисмонди конкуренция имеет гибельные экономические и социальные последствия: обнищание основной массы населения, экономические кризисы. Сисмонди считал, что именно наёмный труд и конкуренция подрывают основу равенства в экономических системах, приводят к разрушению баланса производства и потребления.
Негативное последствие свободной конкуренции, по Сисмонди, заключается в том, что она меняет тип народонаселения, приводя к перенаселению. Если раньше рост населения соизмерялся с ростом дохода и в определённой степени регламентировался, то в эпоху промышленного переворота положение рабочего меняется в зависимости от спроса на рабочую силу, но семья рабочего не может изменяться – так возникает излишнее население.
Мерами по ограничению конкуренции Сисмонди считал поощрение мелкого капитала, участие рабочих в прибыли законодательное ограничение новой техники. На государство он также возлагал реализацию программы социальных реформ. Это позволяет рассматривать Сисмонди как одного из первых реформаторов, идеи которого в значительной мере реализовались лишь в XX веке.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
· по масштабам развития,
· по своему характеру,
· по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);
3. отраслевой (в одной
из отраслей рынка идет борьба
за получение наибольшего
4. межотраслевой (соперничество
представителей разных
5. национальной (состязание
отечественных
6. глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется на:
1. свободную
2. регулируемую.
По методам ведения конкуренция делится на:
1. ценовая,
2. неценовая.
Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли, т.е. ведется еще и борьба за потребителя, чтобы он тратил свои доходы на покупку продукции данной фирмы.
Кроме этого, в экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.
Особыми методами неценовой конкуренции является сбыт товаров в рассрочку и лизинг. Последнее означает пользование средствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношение сторон при лизинге строится на условиях договора купли-продажи.
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существуют в различных формах.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Эти модели раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге «Экономикс».
Выделяют 4 типа структуры рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
1) Совершенная конкуренция характеризуется: множеством мелких фирм, однородностью продукции, отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли), равным доступом ко всем видам информации.
2) Монополистическая конкуренция характеризуется: множеством мелких фирм, неоднородностью продукции, отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли), несколько ограниченным доступом к информации.
3) Олигополия (дуополия) характеризуется: небольшим числом крупных фирм, неоднородностью (или однородностью) продукции, возможными затруднениями при входе (из отрасли), несколько ограниченным доступом к информации
4) Монополия характеризуется: одной фирмой, уникальностью продукции, практически не преодолимыми барьерами на вход, несколько ограниченным доступом к информации.
Разнообразие видов монополии:
Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.
Открытая монополия – монополия, при которой одна по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.
Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.
Конкуренция – это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством.
Информация о работе Конкурентный рыночный механизм и его функции