Конкурентный рыночный механизм и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Процесс эволюции экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры.
Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, функционирование и эффективное развитие которой обеспечивается состоянием её инфраструктуры, зрелостью действующих институтов рынка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и структура рынка……………………………………………….4
Рыночный механизм………………………………………………………11
Конкуренция как основа развития рыночного механизма. Функции конкурентного рыночного механизма………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция способна «санировать» производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.

Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей, обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, покупателей с разным уровнем доходов.

Для нормального функционирования рыночной экономики необходима в первую очередь благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды – сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом – не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

Рыночная конкуренция – система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.

Ф.Хайек особо подчёркивал необходимость наличия: развитого института индивидуализированной (нечастной) собственности – единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов.

Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

 

Заключение

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция – главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. К важнейшим функциям относятся: регулирующая, стимулирующая, информационная, посредническая и санирующая.

Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет.

Итог – застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция – сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция – это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление – чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Такой рынок – порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

Список использованной литературы

    1. Агапова И. И. История экономической мысли.- М.: Международные отношения,-1993.
    2. Гальперин В.М. Микроэкономика в 2 т.: учеб./            Гальперин В.М., С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов СПб.,1999.
    3. Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель/ Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. СПб., 1992.
    4. Океанова З. К. Экономическая теория (система экономических отношений, сориентированная на эффективное хозяйствование при ограниченных ресурсах и безграничных потребностях).-М.: 2001.
    5. Микроэкономика. Теория и российская практика// под ред.     А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова М.,2003.
    6. Экономическая теория/ Под ред. А. И. Добрынина,                   С.Л. Тарасевича. СПб., 1999. Гл. 6. 50 лекций по микроэкономике. СПб.,2000.
    7. Экономическая теория (политэкономия)//  под ред.                   В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М. 2003.
    8. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.- М.: АКАЛИС,-1996.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конкурентный рыночный механизм и его функции