Конкурентоспособность малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 34.01 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Осуществляемые  в нашей стране экономические  реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.

Опыт  ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость  наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и  эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

В системе  экономических и социальных отношений  большинства государств малый и средний бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика современного малого бизнеса

 

Современная экономика имеет двухъярусную структуру: верхний ярус образуют большие монополии (корпорации, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации), а  нижний – предприятия среднего и малого предпринимательства (бизнеса).

Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого и среднего бизнеса (МСБ).

Количественные  критерии, как правило, используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых и средних предприятий (МСП), в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.

В большинстве  стран, выделяющих сектор малого предпринимательства  или малого и среднего бизнеса, используются преимущественно три показателя:

численность работников;

годовой оборот (объем продаж);

валюта  баланса.

Первые  «Рекомендации Еврокомиссии об определении  микро-, малых и средних предприятий» были приняты в 1996 году. С учетом изменений социально-экономической  и политической ситуации предусматривалось  регулярное уточнение критериев. Последний  пересмотр правил отнесения субъектов  хозяйствования к категории малого и среднего бизнеса  происходил в  период с 2001 по 2003 годы. На основании  проводимых в этот период обсуждений в 2003 году были установлены новые  критерии выделения сектора, которые  вступили в силу с 1 января 2005 года.

Введена общая категория микро-, малых  и средних предприятий, к которой  относятся предприятия, имеющие  менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму  годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий:

малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;

микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.

При этом самостоятельным предприятием считается  предприятие, порог участия в  уставном капитале которого других субъектов  хозяйствования не превышает 25%.

В нашей  стране, согласно принятому 14 июня 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек,
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,
  • в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В настоящее  время вырабатываются критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего предпринимательства и предлагаются следующие пороговые ограничения (рис. 1):

 

 

Тип бизнеса

Число занятых

Объем выручки, млн. руб.

А

Б

В

микро-

От 1 до 15 человек

15

малый

От 16 до 50 человек

40

средний

От 51 до 250 человек

100


Рис. 1 Классификация  малого и среднего бизнеса

В целом  в ВВП стран Европейского Союза  доля малого и среднего бизнеса превышает 67%. В Японии в этом секторе экономики  работает почти 80% занятого населения  страны, в странах ЕС – более 70%. В США доля малого и среднего бизнеса  в ВВП страны за сорок лет выросла  с 10% до 52%.

Этим  странам удалось создать комплексную  систему государственной поддержки  развития малого и среднего бизнеса, основанную в первую очередь на создании законодательной базы и надежной системы защиты прав и интересов  предпринимателей, их доступа к льготным долгосрочным кредитным ресурсам, на формировании льготного налогового режима, производственной, финансовой, социальной, рыночной инфраструктур, призванных в конечном итоге служить эффективному развитию этого сектора экономики.

Мировая практика свидетельствует о том, что:

Во-первых, малый и средний бизнес является важнейшим структурообразующим  сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего  рынка потребительскими товарами и  услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и  повышения уровня реальных доходов  населения.

Во-вторых, в условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции  на мировом рынке, именно малый и средний бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

Малый и  средний бизнес в России уже сегодня является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал.

Состояние малого и среднего бизнеса отражает не только структурные моменты экономики, характеризующие предпринимательский  климат, но и предпринимательскую  активность российского общества в  целом. Кроме того, от уровня вовлеченности  населения в этот сектор зависит  отношение общества как к предпринимательству, так и в целом к экономическим  реформам, проводимой государством политике. А потому с развитием малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации связывается  решение целого комплекса социально-экономических  задач, а именно:

  • реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;
  • обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;
  • увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.

 

 

 

 

2. Факторы конкурентоспособности  малого бизнеса

Анализ деятельности предприятия  малого бизнеса по повышению конкурентоспособности  предполагает оценку текущих результатов  хозяйственной деятельности через  выяснение его потенциала (организованного, научно-технического, производственно-технологического, социального, финансово-экономического), общих результатов его хозяйственной деятельности; финансового положения и платежеспособности; эффективности производственной деятельности; степени адаптации к условиям хозяйствования за отчетный период (как правило, годовой) или на определенную дату.

Существуют разнообразные методики оценки конкурентоспособности малого предприятия. Так, по мнению Н. Герчиковой, оценка конкурентоспособности малого предприятия должна основываться на таких показателях, как:

  • потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;
  • ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость («продуктовая дифференциация»);
  • набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»);
  • потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;
  • перечень мер и приемов, которыми фирма может обеспечить себе преимущество на рынке: создание благоприятного представления о фирме у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

По мнению В.А. Мошнова, комплексная оценка конкурентоспособности  малого предприятия проводится по следующим  параметрам:

конкурентоспособность выпускаемых изделий;

финансовое  состояние предприятия;

эффективность маркетинговой деятельности;

рентабельность  продаж;

эффективность менеджмента.

Перечисленные выше методики хороши для оценки отдельных аспектов конкурентоспособности  малого предприятия. Но, по нашему мнению, они не обеспечивают комплексной  оценки конкурентоспособности, предусматривающей  анализ воздействия внешней среды  хозяйствования и оценку собственных  внутренних возможностей предприятия. Решает эти задачи метод оценки конкурентоспособности, предлагаемый Черногорцевым С.Н.

Прежде всего, оценивается финансовая устойчивость малого предприятия. Финансовая устойчивость – это характеристика финансового состояния, определяющая уровень зависимости предприятия  от внешних источников финансирования. Финансовая устойчивость – один из основных показателей возможности  предприятия реально повысить свою конкурентоспособность за счет эффективного использования собственных финансовых источников.

Для анализа финансовой устойчивости используются следующие показатели:

  • коэффициент автономии, характеризующий независимость от заемных источников финансирования и показывающий долю собственных средств в общей сумме всех оборотных средств (допустимым считается соотношение, превышающее 0,5);
  • коэффициент маневренности, определяющий какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей оперативно маневрировать этими средствами (в качестве оптимальной величины коэффициент маневренности может быть принят в размере более 0,5);
  • коэффициент обеспечения запасов и затрат собственными источниками их формирования (нормативное ограничение этого показателя более 0,6);
  • коэффициент имущества производственного назначения, определяющий долю вложений средств в имущество производственной сферы и сферы обращения (допустимое значение этого коэффициента должно быть выше 0,5);
  • показатель вероятности банкротства Е. Альтмана (Z-показатель Альтмана) является комплексным показателем, включающим в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость. В связи с этим представляется интересным анализ влияния отдельных составляющих показателя Альтмана на изменение оценки вероятности банкротства.

Далее оцениваются показатели ликвидности  малого предприятия. Ликвидность (текущая  платежеспособность) – это способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет текущих активов.

Информация о работе Конкурентоспособность малого бизнеса