Конкурентоспособность национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем и направлений обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Указанная цель предусматривает решение следующих задач:
рассмотреть основные понятия и сущность конкурентоспособности национальной экономики;
охарактеризовать основные факторы и показатели конкурентоспособности;
озвучить рейтинг глобальной конкурентоспособности и определить место России в этом рейтинге;
выявить основные перспективы повышения конкурентоспособности России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……..5
Основные понятия и сущность конкурентоспособности национальной экономики………………………………………………………………….5
Основные факторы и показатели конкурентоспособности……………..7
2 ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ…………………………..13
2.1 Конкурентоспособность России……………………………………………14
2.2 Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012–2013…………………16
2.3 Перспективы повышения конкурентоспособности России………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 249.73 Кб (Скачать файл)

         Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

         Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

         Индекс глобальной конкурентоспособности дает представление о долгосрочных тенденциях, которые формируют конкурентоспособность национальных экономик. С этой точки зрения отчет может дать полезную информацию о ключевых направлениях, в которых должны действовать страны, чтобы оптимизировать производительность, определяющую их экономическое будущее. ( приложение 1)

         Ряд исследований показывает, что  спад конкурентоспособности промышленного  производства в России обусловлен  сочетанием повысившегося уровня  реальной заработной платы и  низкого качества бизнес-климата,  что ставит Россию в невыгодное  положение по сравнению с другими  странами.

         Несмотря на то, что общий уровень  производительности в экономике  страны выше, чем в Индии и  Китае, более высокие зарплаты  означают, что на каждый заработанный рубль российский работник производит половину того, что производит китайский или индийский. Реформы, направленные на повышение конкурентоспособности улучшат условия для ведения бизнеса, повысят эффективность и позволят приблизить соотношение между зарплатой и производительностью к среднемировому уровню. Это сделает Россию более привлекательной – как в качестве экспортёра товаров и конкурентоспособных услуг, так и в роли объекта для прямых иностранных инвестиций. Индекс глобальной конкурентоспособности нацелен на определение тех факторов, которые стимулируют рост или препятствуют развитию стран.

 

2.3 Перспективы  повышения конкурентоспособности  России

 

 

         Необходима разработка национальной политики международной конкурентоспособности России, формируемой совместно представителями государства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определить наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальный капитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а также конкурентоспособные сектора, в которых целесообразно создать под эгидой российского капитала ТНК западного типа. В настоящее время это возможно для энергетических и топливных корпораций России. Высококонкурентоспособные фирмы могут быть образованы в сфере ВПК путем создания корпоративных структур горизонтального типа. Наконец, нужно активно формировать компании "новой экономики", разрабатывать интернет-технологии, обладающие современными конкурентными преимуществами.

         Конкурентоспособность на мировых  рынках невозможно обеспечить  без вовлечения в этот процесс  государства как субъекта рыночных  отношений и завершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимо осуществить коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны наряду с институциональной реформой предприятий. Иначе перейти к новому более высокому уровню производительности труда практически нереально.

         В свою очередь тормозятся  отсутствием эффективных рычагов  государственного стимулирования  роста экономики. Со всей очевидностью  обнаруживается, что экономика не  может эффективно функционировать  и стать жизнеспособной без  государства, а государство немыслимо  без экономической системы.

         Изучение проблем государственного  регулирования экономики требует  учета общих представлений и  закономерностей эволюции экономической  роли государства и специфики  реализации этой роли в условиях  переходной экономики, той действительности, которая сложилась в стране  в ходе рыночной трансформации.

         Конкурентная экономика не может  успешно развиваться без вмешательства  государства. Многие инструменты  экономической политики российского  государства находятся сейчас  в состоянии становления. С  укреплением интеграционных экономических  отношений претерпит изменения  и государственное регулирование  экономики. Экономические функции  государства во все большей  мере будут сосредоточиваться  на усилении роли конкурентоспособного  механизма, смягчении «провалов»  рынка, более полной реализации  возрастающей взаимосвязи экономических  и социальных отношений.

         Первооснова решения проблем  повышения конкурентоспособности  экономики страны - развитие науки.  Достижения науки, ее открытия и воплощение результатов в производство, увеличение на этой основе доли наукоемкой продукции и поступлений на внутренний рынок страны и мировой рынок - ведущая тенденция XXI в. Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке колеблется всего в пределах 0,3-0,8%11. Добиться повышения конкурентоспособности нашей страны, российских хозяйствующих субъектов, их продукции - товаров и услуг можно, опираясь на достижения отечественной науки в различных областях знаний, на наши интеллектуальные ресурсы. Известно, что к результатам исследований наших ученых проявляется интерес в странах мира, в том числе ведущих.

         Российские ученые востребованы  за рубежами нашей страны. Среди  них те, кто трудится в ряде  крупных научных центров мира. Немало ученых выехало за рубеж,  и те, кто оплачивает их работу, труд и талант, используют все  приобретенное в своей предпринимательской  деятельности с немалой выгодой.  За прорывной работой, как правило,  стоит яркий ученый, притягивающий  к себе таланты. Вокруг него  формируется научная школа, способная  генерировать новые знания. Затраты  на вознаграждение конкурентоспособного  ученого сторицей, а то и тысячекратно  окупаются на производственно-внедренческой  стадии инновационного процесса. Этим и определяются, нынешние  намерения и уже начинающиеся  действия в нашей стране по  увеличению бюджетных затрат  на академическую науку в рамках  реформы РАН. Но только зарплатой  конкурентоспособных инновационных  успехов в науке и экономике  не достигнуть. Необходимо располагать  и современной передовой техникой, без которой не сделать конкурентоспособных  открытий, не воплотить их результаты.

         Успехи в науке дают шанс  России стать страной с высокоразвитой  экономикой, высоким уровнем жизни  и "человеческого потенциала", экспортером интеллектуальных услуг. 

         В России предприятия, работающие  в научно-технической и инновационной  сферах слабо защищены. Те из  них, которые выходят на мировые  товарные рынки, нередко становятся  жертвами пиратов, ворующих изобретения российских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране система защиты авторских прав. Но здесь приходит помощь со стороны государства. Правительство намерено, например, компенсировать до двух третей затрат, связанных с регистрацией отечественными изобретателями в зарубежных организациях их прав на интеллектуальную собственность.12

         Инновационная деятельность российских  хозяйствующих субъектов, требует  поддержки государства, федеральных  и региональных органов власти  в разных формах. А для этого  необходимо в законодательном,  нормативно-правовом порядке закрепить  определение понятия инновационной  деятельности предприятий. Наука,  научные исследования предваряют  инновационную деятельность, особенно  на острие "переворотных" открытий  и первых шагов по их освоению. К таковым относится, например, развитие нанотехнологий и их  применение в разных сферах  деятельности13. Так же не стоит забывать про информатику и биотехнологию.

         Прямое отношение к решению  проблем повышения международной  конкурентоспособности российских  товаров и услуг имеет реформа  технического регулирования в  нашей стране. По своему замыслу  она нацелена на переход к  новым стандартам качества производства  продукции и модернизацию сферы  услуг. 

         Так же один из важных факторов роста конкурентоспособности России –это повышение качества профессионального образования. Наиболее конкурентоспособными были и остаются в странах те отрасли, развитие которых в немалой мере базировалось на использовании персонала, имевшего специализированное образование и профессиональную подготовку по соответствующим отраслям. В их числе можно назвать США, Великобританию, Германию, скандинавские страны, Японию, Южную Корею и немало других. Благоприятный климат создавал высокий уровень государственных образовательных стандартов, рост престижа преподавателей и исследователей, совершенствование профессионально-технической подготовки, подключение национальных корпораций к профессионально-техническому обучению молодых и переподготовке сформировавшихся кадров.

         В нашей стране властями осознается  необходимость создания конкурентоспособной  образовательной системы, поддержки  тех высших учебных заведений,  которые реализуют инновационные  программы, а также финансирования  крупнейших университетов посредством  специальных фондов развития  и формирования системы образовательных  кредитов. Российская система образования  долгое время была изолирована  от остальной части Европы. В  вузах России дают зачастую  информацию, которая была актуальна  10-20 лет назад. Многие университеты  выпускают молодых образованных  безработных. Потенциал российских  вузов следовало бы открыть  для сотрудничества с образовательными  учреждениями других стран, особенно  европейских.

         Мировой опыт показывает тесную  взаимосвязь между повышением  конкурентоспособности экономики  стран и увеличением в них  численности квалифицированных  кадров, между уровнем принятого  общеобразовательного стандарта  и улучшением качества жизни  в стране.

         По оценкам специалистов, в наших  школах сейчас не дают тех  знаний, которые можно было бы  с успехом применять на практике, а из многих вузов не выходят  профессионалы, пользующиеся спросом  на рынке труда. Поэтому приведение  образовательной деятельности в  соответствие с возрастающими  требованиями жизни, "выращивание"  конкурентоспособных специалистов  с широким междисциплинарным  кругозором, глубокими знаниями  дела, которому они учатся в школе, колледжах и вузах, - проблема первостепенной значимости.

         Таким образом, можно выделить  основные пути решения проблемы  конкурентоспособности России это:  разработка национальной политики  международной конкурентоспособности  России; вовлечения в процесс  повышения конкурентоспособности  России государства; развитие науки и инновационную деятельность, а так же повышение качества профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        

         Конкурентоспособность национальной экономики – это способность открытой для международной конкуренции страны, ее субъектов хозяйствования производить и продавать свои товары (услуги) на мировых рынках, обеспечивая высокую производительность общественного труда, эффективное использование ресурсов, повышение рентабельности активов, расширенное воспроизводство, стабильно высокий (относительно других стран) уровень валового накопления, конечного потребления, доходов и заработной платы своих граждан в расчете на душу населения.

         Целью повышения конкурентоспособности  национальной экономики (страны) является удовлетворение потребностей  мировых рынков в товарах и  услугах, повышение качества и  уровня жизни, доходов и благосостояния  населения страны и обеспечение  экономического роста.

         Основным средством достижения  этой цели является повышение  экономической и социальной эффективности  общественного производства, что  предполагает ориентацию макроэкономической  политики государства на достижение:

Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики