Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:35, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
В процессе работы проведены следующие исследования:
- рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий;
- изучены аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий;
- Проанализированы подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценки результатов.
Введение…………………………………………………………………………
1. Теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности …….
1.1. Конкуренция как основная сила развития предприятия………….……
1.2. Конкурентоспособность предприятий на современном этапе………......
1.3. Этапы анализа конкурентоспособности предприятия …………………..
2. Аспекты формирования стратегий повышения конкурентоспособности..
2.1. Виды стратегий……………………………………………………………..
2.2. Факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспо-собности предприятия ………………………………………………………….
3. Реализация конкурентных стратегий ……………………………………...
3.1. Подходы к реализации конкурентных стратегий ……………..……........
3.2. Процесс реализации конкурентных стратегий и оценка результатов…..
Заключение …………………………………………………………………......
Список использованных источников ………………………………………….
Приложение А. Типовые операции и процедуры принятия управленческого решения в области стратегического планирования……………………………
Приложение Б. Матрица Мак Кинси ………………………………………….
Матрица определения проблемы
Простое определение проблемы и требований |
Текущая ситуация |
Желаемая ситуация |
Возможности, предоставляемые достижением цели |
Численное выражение проблемы и требований |
Плохой настрой служащих Необходимость почувствовать себя нужным |
Деловой настрой служащих Большая эффективность |
Лучшее качество работы Большая эффективность Лучшее обслуживание потребителей Удовлетворение персоналии и потребителей |
Что, где, когда, сколько времени? Детали проблемы и требований |
Недостаточное количество данных по проблемам Нет персональной ответственности |
Персонал, работающий с потребителями, должен решать проблемы Анализ ситуации, Оформление жалоб, удовлетворение жалоб |
Вероятные затраты времени Три месяца на выявление проблем, Шесть месяцев на – на реорганизацию и оценку изменений |
Стоимость проблемы и требований |
Уменьшение продаж Снижение имиджа Снижение делового настроя |
Увеличение продаж Улучшение имиджа |
Оценка выгод Снижение расходов Большой объем продаж |
Другой метод - лист проверки воздействия. Эта форма проверки включает в себя анализ запланированных шагов и возможных неприятностей, которых можно ожидать на каждом этапе. Это форма, показывающая, как запланированные проблемы могли бы быть решены.
Существует ряд очевидных
выгод от прогнозированных сбоев. Такой
метод обеспечивает очень подробный
контроль за развитием плана и
набор практически готовых реше
3.2 Процесс реализации
В технологический процесс реализации конкурентных стратегий входят следующие элементы: Зачем делать (идея, цель)? Что делать (количество и качество объекта)? Как делать (по какой технологии)? Для кого делать (потребители)? С какими затратами (ресурсы)? Где делать (место)? Когда делать (время)? Кому делать (исполнители)? Что это дает (экономический, социальный и другие виды эффекта)?
Если специалист правильно ответил на эти вопросы, и увязал элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, он разработал верную технологию принятия решения, организовали разработку системы стратегических планов. [5, c.231].
«Правильная структура службы управления качеством позволяет решать главные задачи современных производственных отношений: обеспечивает управление эффективностью продукции у потребителя, реализует принципиальную перестройку управления качеством - переход от административных методов управления к экономическим».8
Типовые операции и процедуры
принятия управленческого решения
в области стратегического
Оценка стратегии является заключительным этапом стратегического планирования и продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям: оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости и последовательности для организации; сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей.
Эффективная система оценки требует наличия основных элементов:
1. Мотивация для оценки. Прежде чем оценка сможет быть произведена, у руководителя организации должно возникнуть желание оценить свои показатели или стратегию, которую он или его команда хотят реализовать. Такое стремление обусловлено осознанием того, что необходимо достичь соответствия между организацией и предложенной стратегией. Есть другой потенциальный мотивирующий фактор: если руководитель надеется получать вознаграждение в зависимости от соответствия показателей поставленным задачам.
2. Информация для оценки. Другим требованием достоверности оценки является информация в удобной для использования форме, чтобы оценить предложенную стратегию, а также ее последствия после реализации. Для этого требуется эффективная система сбора и обработки управленческой информации, а также полный и достоверный доклад о возможных результатах предложенных стратегий и результатах их реализации.
3. Критерии оценки. Стратегии должны оцениваться по определенным критериям. Эти критерии могут быть сгруппированы следующим образом:
4. Решения по результатам оценки стратегии. Оценка сама по себе не является завершающим этапом. Она должна направлять решения о выборе стратегии и способствовать определению ее действенности. Для этого должны быть разработаны соответствующие системы корректирующих действий, основанные на оценке представленной информации.
Существует несколько характеристик, относительно которых важно рассмотреть каждый критерий. Эти критерии для краткости обозначить терминами: последовательность, согласованность, осуществимость, приемлемость, преимущество.
Согласованность с требованиями среды. Способ взаимоотношения компании с окружающей средой имеет два аспекта: компания должна соответствовать среде и приспосабливаться к ней и в то же время конкурировать с другими фирмами, которые также стремятся приспособиться. Для оценки степени согласованности целесообразно задать вопросы, подобные нижеследующим: Насколько полно данный вариант стратегии адресуется проблемам, определенным в стратегическом анализе? Использует ли стратегия сильные стороны компании и возможности среды? Соответствует ли она организационным целям? Обладает ли стратегия достаточной гибкостью для того, чтобы иметь дело с быстро изменяющейся обстановкой?
Приемлемость. Это связано с тем, насколько стратегия соответствует ожиданиям основной группы или групп влияния. Уровень приемлемости можно определить, ответив на следующие вопросы: Как изменяется финансовый риск? Какое воздействие окажет стратегия на структуру капитала? Будет ли подходить предложенная стратегия имеющимся системам или понадобятся значительные изменения? Как стратегия будет влиять на связи с основными группами влияния? Как стратегия будет воздействовать на функции и действия различных подразделений?
Преимущество по отношению к конкурентам. Конкурентное преимущество может быть отнесено к одной из трех областей: превосходящие ресурсы, превосходящие навыки или лучшее положение. Первые две представляют способность предприятия сделать больше и лучше, чем конкуренты. Фундаментальный вопрос здесь состоит в том, какие навыки и ресурсы могут давать преимущества и в каких областях. Преимущество в положении может быть достигнуто предвидением, превосходящими навыками или ресурсами или же просто удачей. После завоевания хорошего положения его можно удерживать. Преимущество может быть описано ответами на следующие вопросы: Приведет ли стратегия к широкой известности компании как надежного поставщика товаров (услуг)? Обеспечит ли она в ходе обслуживания рынков создание базы уникального опыта? Позволит ли стратегия компании разместиться географически рядом с основными покупателями [9, c.163].
Концепция портфеля заказов возникла из опыта работы Бостонской консалтинговой группы (BCG). Основной задачей метода является помощь управляющим в определении потребностей различных предприятий в потоке денежных средств (например в группе) или видов деятельности (например продуктов) в пределах любой отдельной компании при помощи составления матрицы. Данный метод позволяет сделать это путем выяснения, в каком месте на матрице располагается каждый вид деятельности. Этот тип анализа может быть использован для занесения перспективных вариантов на матрицу, которая может навести организацию на серию важных выводов, касающихся будущих стратегий. В оценке любой вновь предложенной стратегии нужно учитывать то, как она улучшит портфель интересов компании. Матрица может дать обоснование ориентации на долгосрочное развитие продукта. Матрица может также помочь в осмыслении стратегии приобретения.
Какую же информацию по стратегиям можно получить из матицы BCG? Принципиальными выводами, которые могут быть получены при использовании матрицы BCG, являются следующие:
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия, ее оценка и пути совершенствования