Конкурентоспособность Российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Первая попытка подойти к понятию конкурентоспособности с точки зрения ее различных определений, привела к возникновению большого количества вопросов и проблем. В наши планы, безусловно, не входит представление общей теории конкурентоспособности. Целью этой работы является выявление характеристики ситуации в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………...………………………3
1 Определение конкурентоспособности……………………………….………..4
1.1 Конкурентоспособность. Ее место в стратегии маркетинга….……..4
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия: методологические подходы………..……………………………………………………………5
1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия…..…………….……..6
1.4 Общая схема оценки конкурентоспособности…..…………….…..…8
2 Конкурентоспособность российских предприятий…………………….……10
2.1 Характеристики российских предприятий и их типичные проблемы…………………………………………………………………..10
2.2 Проблемы внутренней конкурентоспособности……………….…...14
2.3 Причины высокого уровня цен на российскую продукцию…….…15
2.4 Причины существования «серой» экономики……………………....16
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ2.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НИ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет –  автоматики и вычислительной техники

Направление (специальность) – информатика и вычислительная техника

Кафедра    –  информатики и проектирования систем

 

 

 

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентгр.____________  _______________  М. В. Шевчик_

(номер группы)         (подпись)   И.О. Фамилия

 

Руководитель    _______________  А.В. Сидоренко 

ассистент каф. ЭКОН         (подпись)   И.О. Фамилия

(должность, ученая степень)  _______________

         (дата)

 

 

 

 

 

 

Томск - 2010

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………3

1 Определение  конкурентоспособности……………………………….………..4

1.1 Конкурентоспособность. Ее место в стратегии маркетинга….……..4

1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия: методологические подходы………..……………………………………………………………5

1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия…..…………….……..6

1.4 Общая схема оценки конкурентоспособности…..…………….…..…8

2 Конкурентоспособность  российских предприятий…………………….……10

2.1 Характеристики  российских предприятий и их  типичные проблемы…………………………………………………………………..10

2.2 Проблемы  внутренней конкурентоспособности……………….…...14

2.3 Причины  высокого уровня цен на российскую  продукцию…….…15

2.4 Причины  существования «серой» экономики……………………....16

Заключение…………………………………………………………………….....18

Список использованных источников………………………………………...…19

Приложение………………………………………………………………………20

Приложение А – общая схема оценки конкурентоспособности……….20

Приложение Б – число предприятий-монополистов в России………...21

Приложение В – сравнительные данные о производственных издержках………………………………………………………………….21 

Введение

В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией. На фоне международной  открытости  развитых  экономик  и  последовавшей  глобализации экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило  повышение  конкурентоспособности  одной  из  основных  задач  своей экономической  политики.  Именно  это  было  сделано  Соединенными  Штатами посредством создания Комиссии по вопросам конкуренции при президенте США  в 1985 г., а  затем  Совета  по  политике конкурентоспособности  в 1986  г.  За  ними  последовали другие  национальные  государства и,  некоторое  время,  Европейский Союз,  государства-члены  которого  приняли  в 2001  г.  так  называемую  Лиссабонскую декларацию.  В  качестве  главной  цели  текст  ее  определяет,  что  «До 2001  г.  ЕС  должен стать  самой  конкурентоспособной  и  основанной  на  знаниях  экономикой  в  мире, способной к устойчивому экономическому росту при создании большего количества более качественных  рабочих  мест  и   более  высокой  степенью  социального  единства». Практически  нет  развитых  стран,  которые  бы  не  создали  у  себя  специальных  комиссий для анализа состояния конкурентоспособности своей экономики и не искали бы путей ее совершенствования. 

Первая попытка подойти к понятию конкурентоспособности с точки зрения ее различных определений,  привела  к  возникновению  большого  количества  вопросов  и  проблем.  В наши планы, безусловно, не входит представление общей теории конкурентоспособности. Целью этой работы является выявление характеристики ситуации в России.

                                           

 

 

  1. Определение конкурентоспособности
    1. Конкурентоспособность. Ее место в стратегии маркетинга

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя, создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность. Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

    1. Оценка конкурентоспособности предприятия: методологические подходы

Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием. Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара формирование цели исследования.

Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий. После выбора продуктов (товаров, услуг), по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же категории, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По группам параметров (технических и экономических) проводятся сравнения для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности.

    1. Оценка конкурентоспособности предприятия

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

По методике оценки конкурентоспособности предприятия предложение заключается в следующем[1]:

  • уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
  • отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
  • отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
  • прогнозировать перечисленные при комплексных показателя минимум на 5 лет.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рисунке 1.

На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

    1. Общая схема оценки конкурентоспособности

Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конкурентоспособность российских предприятий
    1. Характеристики российских предприятий и их типичные проблемы

Кардинальное решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связаны с судьбой российской экономики, невероятными достижениями на путях к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграции в систему мирового хозяйства. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы по реформе экономики, механизмы здоровой конкуренции до настоящего времени так и не заработали.

На их пути по-прежнему стоит монополизм – застарелая болезнь нашего народного хозяйства. Для успеха экономической реформы ей необходимо придать четкую антимонопольную направленность.

Информация о работе Конкурентоспособность Российских предприятий