Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 22:49, курсовая работа
Первая попытка подойти к понятию конкурентоспособности с точки зрения ее различных определений, привела к возникновению большого количества вопросов и проблем. В наши планы, безусловно, не входит представление общей теории конкурентоспособности. Целью этой работы является выявление характеристики ситуации в России.
Введение…………………………………………………...………………………3
1 Определение конкурентоспособности……………………………….………..4
1.1 Конкурентоспособность. Ее место в стратегии маркетинга….……..4
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия: методологические подходы………..……………………………………………………………5
1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия…..…………….……..6
1.4 Общая схема оценки конкурентоспособности…..…………….…..…8
2 Конкурентоспособность российских предприятий…………………….……10
2.1 Характеристики российских предприятий и их типичные проблемы…………………………………………………………………..10
2.2 Проблемы внутренней конкурентоспособности……………….…...14
2.3 Причины высокого уровня цен на российскую продукцию…….…15
2.4 Причины существования «серой» экономики……………………....16
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованных источников………………………………
В подтверждение вышесказанного можно привести данные, содержащиеся в государственном докладе Антимонопольного комитета правительства Российской Федерации (таблица 1).
Сейчас становиться очевидным тот факт, что без подрыва диктата производителя, предприятия – монополиста в той или иной отрасли промышленности, без создания предпосылок для развертывания конкуренции реформа не может двигаться вперед.
Вместе с тем нельзя не отметить еще одно очень важное обстоятельство: в последние годы Россия теряет международную конкурентоспособность, прежде всего в силу переживаемого экономического кризиса, но также и по другим причинам, носящим ярко выраженный политический характер. Именно государство не может изменить ситуацию в национальной экономике России.
В результате не только значительно сократились экспортные возможности, но и снизилась конкурентоспособность российских товаропроизводителей на внутреннем рынке[2].
Товарная конкурентоспособность определяется рядом факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.
Сравнение издержек на производство промышленной продукции в России и передовых зарубежных странах показывает, что в России они выше, чем в Японии – в 2,8 раза; США – в 2,7; Франции, Германии и Италии - в 2,3 и Великобритании – 2 раза.(5) (таблица 2)
Имеющиеся данные наглядно свидетельствуют, что по сравнению с индустриально развитыми странами промышленное производство в России более материало-, трудо- и энергоемкое. В такой ситуации трудно рассчитывать на ценовую конкурентоспособность промышленной продукции на внешнем рынке.
Значительны и удельные издержки на заработную плату в России. Это обусловлено не уровнем оплаты – он существенно ниже, чем в промышленно развитых странах (в 1997 году при расчете по обменному курсу почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности России была в 15 раз меньше, чем в США), а неэффективное использование рабочей силы[3].
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество товаров и его новизна (в чем находит выражение, в частности, наукоемкость изделий). Однако по качеству большинство российских промышленных товаров уступает изделиям западных, ново индустриальных и некоторых развивающихся стран.
Среди российских компаний реальной международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске современного уникального оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как позиции ведущих ТНК.
Официально пока ни одна российская компания не входит в списки мировых ТНК. Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они не ведут производственной деятельности за рубежом) отнести к разряду транснациональных.
В российской экономике наиболее конкурентоспособны на мировом рынке экспорториентированные отрасли и те, которые базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадра. Это подтверждается исследованиями, проведенными Российским центром реструктуризации промышленности по одному из проектов ТАСИС. Оценивалась конкурентоспособность ряда отраслей промышленности на внутреннем (региональном) и мировом рынке. В частности, основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке были разделены на четыре категории:
Негативное влияние на уровень конкурентоспособности российской промышленности оказывают моральное старение и физический износ основных производственных фондов. Износ производственных фондов в промышленности приблизился к 60%, то есть к порогу, за которым начинается физическое выбытие производственного потенциала, возникает угроза, полного разрушения производительных сил страны[4].
Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического развития. Тем более что спад промышленного производства, расстройство кредитно - финансовой и денежной сферы, высокий уровень инфляции, кризис неплатежей породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности в большинстве отраслей промышленности.
Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должны стать сохранение и развитие научно- технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа.
В области транспорта к конкурентоспособным можно отнести разработку транспортных средств с магнитными подвесками на основе использования принципов экранопланов и амфибий; с горизонтальным и вертикальным взлетом; с высокой и сверхвысокой экологической чистотой; с комбинированными электрическими, солнечными, ветровыми и инерционными двигателями; пневмоходы, глиссеры, аэростаты.
По оценкам независимых экспертов, стоимость не востребованной российской промышленностью интеллектуальной собственности превышает 400 млрд. долл.
Необходимо стимулировать развитие высокотехнологических производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые были бы способны в ближайшей и долгосрочной перспективе обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям. Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное место в международном разделении труда и значительно повысить свою конкурентоспособность в мировой экономике[5].
Добиться повышения конкурентоспособности нельзя без кардинального изменения всей экономической системы управления на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона, всего национального хозяйства.
Для этого необходима политическая воля к возрождению государства и последовательно проведение социально-экономических преобразований, которые приведут, в конечном счете, к формированию современной высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечат всесторонний рост духовного и материального богатства российского народа.
Проблемы внутренней конкурентоспособности подразделяются на три основных вида:
Иностранным инвесторам приходится иметь дело с российским производителями, работающими на оборудовании с 20-30-летним сроком эксплуатации без расчета амортизации, поскольку оборудование было получено бесплатно в период приватизации. Со временем эта проблема приобретает острый характер – оборудование требует замены, и показатели себестоимости, отражающие стоимость нового оборудования, неизбежно вырастают.
Иностранные и российские фирмы сталкиваются с конкуренцией состороны компаний, которые не соблюдают действующие юридические нормы и правила, а также не уплачивают налоги (таможенные пошлины, социальные налоги…). Проблема относится к сфере серой экономики.
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на рынках, необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения деятельности.
В условиях рыночной экономики ценообразование осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего.
Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.
Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации.
Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации.
Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг.
Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов.
Внеэкономические, политические, военные.
Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения.
Все факторы можно выделить в ряд причин высокого уровня цен на продукцию. К ним относятся:
Сегодня теневая экономика охватывает почти все сферы жизнедеятельности россиян. С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической системы. И это в свою очередь влияет на внешнюю экономику нашей страны тоже. Постоянно ведется множество разговоров о путях преодоления этой проблемы. Но прежде чем начать решать эту проблему, следует проанализировать причины роста и развития теневой экономики в России.
Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была «незавершенная либерализация»[6]. Иначе говоря, из всего набора «экономических свобод» (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (так же необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю) - нельзя. Добавим и еще одну причину. В тех сферах, свободу формально разрешили, отсутствовали её гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России «комплекс гиперприватности» - боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразований возник раскол между государством и обществом, раскол которого, не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги.
Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени, чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли при переходе от командно-административной системы к рыночной. А также от многих экономических преобразований, которые исказили представление о роли и функциях государства в рыночной экономике.
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
Список использованных источников
Информация о работе Конкурентоспособность Российских предприятий