Контрактные отношения малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 01:14, контрольная работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений малого, и крупного бизнеса остается по-прежнему актуальной, и особенно с учетом необходимости рационализации и усиления прозрачности государственной экономической политики. Отсутствие ясности во взаимодействии различных по масштабам предприятий обусловливает несовершенство этой политики. В развитых странах крупное производство уже давно превалирует над мелкотоварным, удовлетворяя массовый спрос качеством и разнообразием продукции, темпами обновления товаров и услуг, их общедоступностью и ценовой приемлемостью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Взаимодействие малого и крупного бизнеса…………………………...4
2 виды малого и крупного бизнеса………………………………………..6
3 Проблемы малого и крупного бизнеса………………………………….9
4 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков...12
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….17

Файлы: 1 файл

КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА.docx

— 38.47 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.»

 

Факультет             Экономики и менеджмента

 

Кафедра                «Экономическая теория и экономика труда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Институциональная экономика» на тему:

Контрактные отношения малого и крупного бизнеса

 

 

 

 

    Выполнил: студент ФЭМ, ЭКОН - 23(з /с)

Саксонова Олеся Сергеевна

 Шифр № 123912

ПРОВЕРИЛ:  к.э.н.,  доц  Долматова О. А.

 

 

 

 

 

Cаратов 2014 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Взаимодействие малого  и крупного бизнеса…………………………...4

2 виды малого и крупного  бизнеса………………………………………..6

3 Проблемы малого и  крупного бизнеса………………………………….9

4 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков...12

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема взаимоотношений малого, и крупного бизнеса остается по-прежнему актуальной, и особенно с учетом необходимости рационализации и усиления прозрачности государственной экономической политики. Отсутствие ясности во взаимодействии различных по масштабам предприятий обусловливает несовершенство этой политики.

В развитых странах крупное производство уже давно превалирует над мелкотоварным, удовлетворяя массовый спрос качеством и разнообразием продукции, темпами обновления товаров и услуг, их общедоступностью и ценовой приемлемостью. Однако малое предпринимательство, несмотря на всеобщую концентрацию производства, занимает в нем обширную нишу, трансформируясь вместе с преобразованием крупных и средних предприятий.

Малый бизнес отличается от крупного предпринимательства существенно иным технологическим и организационным укладом. Его живучесть во многом зависит не столько от соперничества внутри крупного и бизнеса и между ними, сколько от конкурентной борьбы гигантов, обладающих мощным и инновационным, и инвестиционным ресурсами. Такая конкуренция на внутренних и международных рынках товаров и услуг – главный фактор модернизации и расширения современного массового производства во всех развитых странах, что иногда благоприятствует малому бизнесу.

Целью данного реферата является изучение вопроса взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. изучить теоретические  основы взаимодействия малого  и крупного бизнеса;

2. сравнить крупный и  малый бизнес в России.

3. взглянуть на проблемы  крупного и малого бизнеса  в России.

1 Взаимодействие  малого и крупного бизнеса

Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500.1Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ: возможность осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках.

В современных экономических условиях важную роль играют гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий, что присуще в основном малым предприятиям. Небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Например, в США на малое предпринимательство в целом приходится более половины создаваемых инноваций, а в пересчете на одно рабочее место на малых предприятиях внедряется в 2,5 раза больше инноваций, чем в крупном бизнесе2.Эффективность работы малых предприятий достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями.

Хоть и выживаемость малого бизнеса более сложная, чем сохранение предпринимательства, за которым стоят не очень крупные, но все же современные заводы и фабрики, достаточные по размерам мастерские и магазины, фермы, склады, рестораны, гостиницы и т.д. Это делает среднее предпринимательство более жизнеспособным и устойчивым, чем мелкое, но оба хозяйственных уклада продолжают существовать в определенных пропорциях.

Крупные компании зачастую состоят из множества средних по величине предприятий, разбросанных по различным территориям. Поэтому от средних юридически самостоятельных фирм они могут не очень отличаться размером отдельных производственных активов и мощностей, что дает дополнительный шанс инновационно зависимому среднему бизнесу для ограниченно успешной конкуренции и выживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Виды малого  и крупного бизнеса

Наиболее распространенными видами промышленной кооперации для предприятий малого и крупного бизнеса являются субконтрактация, аутсорсинг и франчайзинг.

Субконтрактация (субконтрактинг) заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом (преимущественно малом) предприятии (субконтракторе) заказ на разработку или изготовление некоторой продукции, или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, позволяющее компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства.

Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах - технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы, выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

Аутсорсинг - использование внешних ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет сфокусировать собственные ресурсы компании на основных целях бизнеса, передав обеспечивающие бизнес функции сторонним компаниям; получить доступ к ресурсам и новейшим технологиям, которых нет у компании. С помощью аутсорсинга крупная компания передает ответственность за выполнение конкретной функции (например, в области бухгалтерского учета аутсорсинговая фирма принимает на себя финансовые риски неправильных решений).

Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франшизу) и связывая себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы - в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), в более широком доступе к сырью и т.д.

В настоящее время некоторые крупные предприятия определяют для себя необходимость создания малых предприятий для решения определенных внутренних задач. Рассматривая экономическое содержание данного вида взаимодействий, можно отметить, что на базе крупных предприятий предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

   1. интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);

   2. инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);

   3. сателлитная форма3 (организация малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).

Взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто и реализуются преимущественно на основе субконтрактации.

В среде малого предпринимательства лидирующая роль по формированию системы производственно-кооперационных и иных взаимодействий с представителями крупного бизнеса, несомненно, принадлежит представителям малого промышленного бизнеса, которые могут образовывать кластер предприятий. В современной промышленной политике кластер - это группа географически соседствующих и интеграционно взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы малого  и крупного бизнеса

При осуществлении всех выше перечисленных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса на практике предприятия нередко сталкиваются со следующими проблемами.

Таблица 1- Проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса при различных формах кооперации

Форма взаимодействия

Экономические проблемы

Социально-психологические проблемы 

Организационно-правовые проблемы

Франчайзинг 

- отсутствие экономической  стабильности в стране в целом;

- отсутствие стартового  капитала для вхождения во  франчайзинговую систему; 

отсутствие отечественного опыта;-  отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;-  опасение франчайзи потерять самостоятельность 

- отсутствие правовой  базы значительно усложняет возможность  кредитования франчайзи- зарубежные франчайзеры не торопятся предоставить права использования своих технологий, т.к. при заключении международных договоров франчайзинга стороны должны руководствоваться законодательством принимающей стороны, а оно в РФ не развито.

Субконтрактация

 

 

 

 

 

 

Аутсорсинг       

- трудность доступа к  заемным средствам.

 

 

 

 

 

-риск потери контроля  над функциями, которые отдаются  аутсорсинговой компании 

- недостаток опыта для  маркетингового продвижения существенно  ограничивают рынки сбыта этих  предприятий

 

 

 

- раскрытие, передача информации;-переход от одного аутсорсера к другому.

- раскрытие, передача информации;-переход от одного аутсорсера к другому.

- заказчик зачастую диктует  чрезвычайно жесткие условия  работы, например, навязывает обязательства  по резервированию значительного  объема производственных мощностей, графики оплаты и т.д.

-  изменение структуры  организации;-введение дополнительной единицы по аудиту аутсорсера.


 

 

 

Большие возможности разрешения данных проблем заключаются в такой форме поддержки производственно-кооперационного и иного взаимодействия малых и крупных предприятий как развитие практики прямого и косвенного (субконтракционного) привлечения малых предприятий к выполнению государственного и муниципального заказа. В то же время нельзя не учитывать того, что всякая практика резервирования или установления квот в процессе государственной или муниципальной контрактации является

Информация о работе Контрактные отношения малого и крупного бизнеса