Контрактные отношения малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 01:14, контрольная работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений малого, и крупного бизнеса остается по-прежнему актуальной, и особенно с учетом необходимости рационализации и усиления прозрачности государственной экономической политики. Отсутствие ясности во взаимодействии различных по масштабам предприятий обусловливает несовершенство этой политики. В развитых странах крупное производство уже давно превалирует над мелкотоварным, удовлетворяя массовый спрос качеством и разнообразием продукции, темпами обновления товаров и услуг, их общедоступностью и ценовой приемлемостью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Взаимодействие малого и крупного бизнеса…………………………...4
2 виды малого и крупного бизнеса………………………………………..6
3 Проблемы малого и крупного бизнеса………………………………….9
4 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков...12
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….17

Файлы: 1 файл

КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА.docx

— 38.47 Кб (Скачать файл)

   1. отступлением от  принципов рыночной конкуренции, обеспечивающей равный доступ  всех хозяйствующих субъектов  на все рынки, включая и рынок  государственного потребления, и  противоречит принципу экономии  бюджетных средств в процессе реализации государственных и муниципальных заказов, так как всякое резервирование или квотирование заведомо ограничивает ценопонижающее действие свободной конкуренции. Однако сказанное не означает, что названное выше направление государственной поддержки малого предпринимательства не имеет долговременной перспективы. Такая перспектива, несомненно, наличествует, однако для её успешной реализации важны следующие условия:

   2. на «базовом»  уровне государственной контрактации  государственное содействие малым  предприятиям будет, наряду с  прямым резервированием их доли, учитывать актуальность содействия  этим предприятиям в подготовке  всего пакета документов, необходимых  для участия в соответствующих  конкурсах;

   3. в сфере государственной  контрактации резервирование доли  малых предприятий непосредственно  на базовом уровне контрактных  отношений в практической реализации  должно сводиться к резервированию  их доли на уровне субконтрактных отношений, что более соответствует потенциальным возможностям малых предприятий как особой группы субъектов хозяйствования;

   4. на уровне муниципальной  контрактации содействие малым  предприятиям включает комбинацию  элементов прямого резервирования  их доли, элементов субконтрактации, а также помощи, основанной на содействии этим предприятиям в подготовке всего пакета документов, необходимых для участия в соответствующих конкурсах.

Для повышения эффективности взаимодействия малых и крупных предприятий необходимо также преобразовать кластерную концепцию в программу конкретных действий, где будет обозначена роль науки, образования, финансовых инструментов и многое другое.

В своей деятельности субъекты малого бизнеса вступают в противоречивые экономические отношения с субъектами крупного бизнеса. Противоречивость этих взаимоотношений заключается в том, что практически всегда, малое предприятие, вступая во взаимоотношение с крупным предприятием, рискует попасть в зависимость от своего партнера. Малому предприятию необходимо взвешивать все плюсы и минусы этого партнерства, т. е. во всех случаях необходимо анализировать трансакционные издержки. Если эти издержки выше, чем ожидаемый результат от взаимодействия, то необходимо либо полностью отказаться от этой формы партнерства, либо комбинировать данную форму с какой-либо другой, с целью снижения трансакционных издержек.

Ни одно явление современной общественно-экономической жизни нельзя характеризовать однозначно как положительное или отрицательное. Взаимоотношения малого и крупного бизнеса - не исключение. Именно существование преимуществ и недостатков для обеих сторон дает возможность развивать и совершенствовать его. От совокупности и превалирования отдельно взятых характеристик в каждом конкретном случае будет зависеть положительное или отрицательное решение о вступлении во взаимоотношения. А современное формирование новых тенденций и направлений его развития только способствует положительному решению данного вопроса.

4  Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков

Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия.

Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500. Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах.

Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ. К их числу можно отнести возможность осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР, наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. Кроме того, крупный бизнес может позволить себе существенную технологическую экономию и на масштабе производства, и на росте или масштабе сферы деятельности.

К тому же, крупные предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства.

Но с изменением объективных условий хозяйствования, эволюции конкурентных отношений, неопределенностью и неустойчивостью рыночной среды актуализируются такие качества хозяйствующего субъекта, как гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий. Вышеуказанные факторы объясняют переход промышленного производства к использованию гибких производственных линий, на которых продукция изготавливается более мелкими партиями, но зато с применением всевозможных модификаций. Это обусловливает возрастающую привлекательность малого бизнеса для крупных хозяйственных структур.

В современных экономических условиях небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Эффективность их работы достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями. Малое предпринимательство – это наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная быстро адаптироваться к внешним условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу [6]. В Российской Федерации по состоянию на 1.01.2005 г. число зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 656,6 ед. и увеличилось по сравнению с 1.01.2003 г. на 48,8 ед. 2. Понятие системы. Предпринимательство как элемент экономической системы Теоретические исследования по данной проблеме и современная практика свидетельствуют о том, что многие аспекты управления взаимодействием субъектов малого и крупного бизнеса требуют системного подхода и анализа. Так, по мнению профессора А.Г. Грязновой, системный анализ является метаметодологией в том смысле, что он используется для анализа любых систем, независимо от их характера и содержания, от того, относятся ли они к природе, обществу или искусственным техническим конструкциям  

Таблица 2 - Сравнительная характеристика недостатков фирмы в крупном и малом бизнесе

 
Недостатки крупной фирмы(ограничение эффективности)

 
Недостатки малой фирмы(ограничение эффективности)

 
Сравнительная жесткость организационных структур.

 
Отсутствие развитой производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

 
Недостаточная гибкость производственной программы.

 
Техническая отсталость (по фондово-руженности и фондонасыщенности малых предприятий по сравнению с промышленностью в целом)

 
Слабая зависимость от потребителя.

 

 

 
Таблица 3 - Сравнительная характеристика преимуществ фирм в крупном и малом бизнесе

 
Преимущества крупной фирмы

 
Преимущества малой фирмы

 
Экономия на масштабе благодаря расширению объемов производства на одних и тех же мощностях.

 
Способность оперативно реагировать (потребительский и производственный), в котором потребности имеют приоритет над производством.

 
Экономия на разнообразие в результате широкого ассортимента товаров из одного сырья.

 
Высока рентабельность в производстве тех товаров, которые не выгодны для крупных предприятий.

 
Экономия на транзакционных издержках, связанных с передачей товаров и услуг от одной производственной единице другой.

 
Обогащение ассортимента потребительских товаров и услуг

 
Реализация стратегий «первопроходца».

 
Создание благоприятных условий для более рациональной хозяйственной кооперации с крупным бизнесом.

 
Развитие новых производств с учетом накопленного технологического, производственно-сбытового, управленческого опыта.

 
Широкое использование всех видом ресурсов (включая вторичные).

 

 
Мелкая капиталоемкость, быстрая перестройка производства. 
 
Высока восприимчивость к нововведениям, короткие сроки освоения новшеств.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы, определяющие роль российского малого предпринимательства.

Крупное производство только лишь начинает возрождаться после экономического кризиса в России и «востребованность» малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса (с учетом уже упомянутого рационального соотношения между ними) пока не очень значительна. Это обусловлено недостаточно благоприятными, сложившимся вокруг него экономическим климатом, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним (кроме перечисленных выше) относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др.

Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

   1. Егорова Н.Е. Малый  бизнес в России: экономический  анализ и моделирование. – М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2009.

   2. Шестоперов О.Н. Современные тенденции развития  малого предпринимательства в  России. – Вопросы экономики, 2010, № 2.

   3.  Взаимодействие  малого и крупного бизнеса //Информационно- аналитический сборник материалов VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2009.

   4. И. И. Агапова. Институциональная  экономика.— М. : Магистр, 2012. с. 267-269.

   5. М. М. Юдкевич, Е. А. Подколзина, А. Ю. Рябинина. Основы теории контрактов: модели и задачи : Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). — М. : ГУ-ВШЭ, 2007. — 352 с.

   6. В. М. Васильцова, С. А. Тертышный. Институциональная экономика. —Спб: Питер, 2013. — 254 с.

   7. Никулин Н.М. История  предпринимательства в России: учебное  пособие. М.: МГИМО-Университет, 2007. 232 с.

   8. Нуреев Р.М.  Россия: особенности институционального  развития. М.: Норма, 2009. 448 с.

   9. Куликов Л.М.  Экономическая теория: учебник.  М.: Проспект, 2008. 432 с.

 

 

1 И. И. Агапова. Институциональная экономика.— М. : Магистр, 2012. с. 267-269.

 

2 Нуреев Р.М.  Россия: особенности институционального развития. М.: Норма, 2009. 448 с.

 

3 Никулин Н.М. История предпринимательства в России: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет, 2007. 232 с.

 

4 Егорова Н.Е. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. – М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2009.

 

 

 


Информация о работе Контрактные отношения малого и крупного бизнеса