Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:30, реферат
Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта). Повышение требований и усложнение учетных задач привели к необходимости создания службы контроллинга.
Цель данной работы заключается в изучении теоретических и практических вопросов контролинга.
Для написания реферата использовалась учебная и учебно-методическая литература по вопросам контроллинга, полный список которой приведен в «Списке литературы».
Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие контролинга…………………………………………………..…4
2. Цели и задачи контроллинга……………………………………………..5
3. Функции контроллинга………………………………………………...…6
4. Инструментарий контоллинга…………………………………………....8
5. Использования принципов контроллинга Российскими предприятиями и организациями……………………………………………………………...….10
Заключение …………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………...…13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
По курсу: Аудит и контроллинг персонала
Выполнил: студентка IV курса
гр. 49-82-27 Шаяхметова Л.Р.
Проверил: Руководитель производственной практики
Щецова О.А.
Альметьевск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие контролинга…………………………………………………
2. Цели и задачи контроллинга…………………………………………….
3. Функции контроллинга………………………………………………
4. Инструментарий контоллинга…………………………………………...
5. Использования принципов контроллинга
Российскими предприятиями и организациями……………………………………………
Заключение …………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………...…13
Введение
В настоящее время довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
Данная система управляет предприятием, будучи сориентирована на достижение не только оперативных (текущих) целей в виде получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели: выживание предприятия, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест и т.д.
Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта). Повышение требований и усложнение учетных задач привели к необходимости создания службы контроллинга.
Цель данной работы заключается в изучении теоретических и практических вопросов контролинга.
Для написания реферата использовалась учебная и учебно-методическая литература по вопросам контроллинга, полный список которой приведен в «Списке литературы».
1. Понятие контролинга
Контроллинг - это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов.
Контроль - важная функция менеджмента. По своему содержанию контроль является управленческой деятельностью, задачами которой служат количественная и качественная оценка и учет результатов работы не только всей организации, но и ее отдельных структурных единиц.
Главные инструменты выполнения этой деятельности - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным корректируются ранее принятые решения и планы.
Контроль, проводимый контроллингом, в отличие от традиционного контроля не является основной задачей администрации. Он заключается в сопоставлении оценок «план - факт», в объяснении причин, обусловивших появление отклонений, в определении их влияния на перспективные цели, а также в разработке корректирующих мероприятий по устранению отклонений.
Отсюда главные задачи контроллера - разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству. Он должен также консультировать администрацию по всем вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий и тем самым оказывать влияние на использование всех возможностей достижения предприятием запланированных показателей.
2. Цели и задачи контроллинга
Служба контроллинга
стремится так управлять
Основной задачей контроллинга является выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Результативность решения выявленной проблемы во многом определяется тем, как хорошо скоординированы цели различных уровней управления, средства и методы их реализации.
Своевременная адаптация организации к быстро меняющимся изменениям внешней среды обусловила необходимость такого управления организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор поведения предприятия в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего.
Без соответствующей координации, контроля и регулирования обеспечить возможность успешной реакции предприятия на изменения, которые произойдут в среде, не представляется реальным. Поэтому следующей задачей контроллинга является задача контроля и регулирования.
Суть третьей задачи контроллинга состоит в информационном сопровождении процесса планирования. Решение этой задачи связано с разработкой методик планирования, представлением информации для составления планов, установлением допустимых границ отклонений и.т.д.
Реализация всех трех задач делает
возможной подготовку к использованию
будущих благоприятных условий,
проясняет возникающие
3. Функции контроллинга
Важнейшими целями организации являются высокая рентабельность, обеспечение ликвидности и повышение эффективности работы. Достижению этих целей способствует служба контроллинга, основное назначение которой - предупредить возникновение кризисных ситуаций в ближайшем и отдаленном будущем. Решение этой задачи основывается на выполнении следующих функций контроллинга:
- мониторинг состояния
- сервисная функция (
- управляющая функция;
- контроль и анализ экономичности работы подразделений;
- подготовка (разработка) методологии
принятия решений, их
Мониторинг состояния экономики предприятия - контроль равновесия показателей прибыль - затраты. Равновесие достигается тем, что через определенные промежутки времени заданные величины сравнивают с фактическим состоянием и определяют, не нужно ли вмешательство (противодействующие меры) для достижения необходимого или желаемого состояния, и в случае необходимости осуществляют его.
Сервисная функция заключается в своевременном представлении необходимой информации руководству для принятия решения по корректировке стратегии. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.
Управляющая функция заключается в переоценке стратегии, корректировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.
Контроль и анализ экономичности работы подразделений и организации в целом осуществляется таким образом, что контроллинг в отличие от ревизии ориентирован на текущие результаты деятельности фирмы и не связан с документальной проверкой на местах свершения хозяйственных операций.
Основная задача руководства заключается
в создании потенциала успеха на рынке
в будущем, что достигается, прежде
всего, применением системы
Задачей контроллера является методическая и консультационная помощь при создании системы «раннего обнаружения» тенденций и факторов, способных принести при их развитии не только выгоду, но и потери.
Задача контроллера состоит также и в том, чтобы следить за правильностью применения методики, способствующей достижению предприятием прибыли (предотвращению убытка).
4. Инструментарий контоллинга
Для эффективного функционирования
и достижения стратегических целей
предприятия в нестабильной внешней
среде особую важность приобретает
процесс обоснования
Используемые инструменты контроллинга - анализ разрыва, метод сценариев, помогают специалистам в раннем нахождении будущих «узких мест» экономического роста.
Анализ разрыва предполагает выявление разницы между желаемыми и ожидаемыми показателями. К числу таких показателей могут быть отнесены любые основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия: выручка от продажи, рост объемов продаж, доля рынка и т.д.
В ситуации разрыва руководство нуждается в инструментах, позволяющих учитывать при разработке планов возможные траектории развития внешней среды. Для этого разрабатывается сценарий.
Под сценарием имеется в виду описание мыслимой будущей ситуации, в которой окажется предприятие, и путей развития, ведущих к этой ситуации. Для ликвидации разрыва могут быть разработаны два сценария экономического роста:
- ожидаемый сценарий,
предусматривающий устойчивую
- инновационный сценарий с использованием инструментов контроллинга.
При разработке сценария следует корректировать определенные показатели, используя в качестве достоверного эквивалента расчет математического ожидания показателей. Вероятность наступления того или иного варианта сценария определяют экспертным путем. При определении вероятности достижения показателей используют мнение 6 - 9 экспертов.
Особым направлением
анализа вариантов сценария развития
является их проверка применительно
к факторам риска - возможным в
будущем экстремальным ситуация
СЦП = Пож + 4Пвер + Пиннов (1)
где: СЦП - обоснованный сценарный показатель;
Пож - ожидаемый показатель;
Пвер - наиболее вероятный показатель;
Пиннов - инновационный показатель.
Для повышения эффективности управления следует использовать нефинансовые показатели во взаимосвязи с традиционными финансовыми показателями. Критерием качества разработки показателей сценариев предлагается использовать степень адекватности теоретической модели сценарного показателя ожидаемым (фактическим) данным.
Для достижения прогнозных целевых показателей на основе разработанных сценариев определяют, при помощи каких стратегий можно достигнуть желаемых результатов. Диагностика эффективности и качества стратегии является одной из важнейших задач контроллинга, показывая: насколько правильно выбрана стратегия, насколько она отражает целевые установки предприятия, соответствует ли она условиям внешней и внутренней среды. В оптимальной стратегии обязательно будет сказано, как и за счет чего предполагается достигнуть желаемого будущего состояния или, наоборот, постепенно отказаться от бесперспективных видов деятельности.
Таким образом, в настоящее время контроллинг является эффективным инструментом для повышения качества управленческих процессов.
5. Использования принципов контроллинга Российскими предприятиями и организациями
Таблица 1. Опыт использования принципов контроллинга Российскими предприятиями и организациями
Предприятие |
Направление использования контроллинга |
ЛУКОЙЛ |
Используется при формировании проектов стратегических планов. |
Газпром |
Возможность применять
стандарты международной |
ТНК (Тюменская нефтекомпания) |
Налажена система оперативной передачи финансовой информации руководящему персоналу с рекомендациями от отдела контроллинга. |
Сбербанк |
Каждый месяц служба контроллинга предоставляет топ-менеджеру и руководителям подразделений аналитически отчеты о результатах и перспективах развития в электронном виде. |
Нижфарм |
Специалисты отдела контроллинга обеспечивают прозрачность стратегии, финансовых результатов, координируют промежуточные цели планы в рамках единого целого. |
АвтоВаз |
Предприятие осуществляет дополнительно информирование сотрудников по важнейшим направлениям развития, опираясь на данные которые предоставляет отдел контроллинга и внутреннего аудита. |
Информация о работе Контроллинг как инструмент управления предприятием»