Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 20:47, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы по 15 темам.
ТЕМА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1. Опишите, как на Ваш взгляд, мог бы проходить спор между Аристотелем и Фомой Аквинским по вопросам торговли и ростовщичества? Какие аргументы в пользу своей позиции мог бы выдвинуть Аристотель, что, на Ваш взгляд, мог бы возразит ему Фома Аквинский? Чья точка зрения Вам больше импонирует?
Аристотельсчитал, что торговля подрывает основы натурально – хозяйственных отношений, а возникшие в результате соглашения между людьми деньги представляют собой не более, чем «удобный в обиходе» товар и хотел бы сделать так, чтобы они стали неупотребительными. Он решительно осуждал использование денег не по их истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе ради меновой торговли, а ростовщичество откровенно вызавало у него ненависть.
Фома Аквинский считал наоборот, что торговля возможна и необходима. В своей работе «сумма теологии» от показывает массовое внедрение товарно – денежных отношений в жизнь городов. В отличи от канонистов раннего периода, Фома Аквинский не считал ростовщичество исключительно греховым явлением.
2. Чем, по Вашему мнению, определяются основные различия между товарами и деньгами в экономике и хрематистике?
Основные различия экономики и хрематистики определяются отношением к средствам накопления. Согласно хрематистике (искусству наживать состояние) ведущая роль в развитии общества принадлежит накоплению денег, спекуляции, ростовщичеству. Согласно экономике – обмену товаров, торговле, естественным богатствам, как средствам, удовлетворяющим потребности общества. С течением времени термин хрематистика не прижился, а под экономикой стали понимать науку о богатстве, обмене деньгах.
3. Приведите примеры двух ситуаций, в которых могут быть “справедливы” два вида цен, обоснованных Фомой Аквинским.
Итальянский епископ Фома Аквинский (1225–1274) – автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах занимают экономические воззрения, опирающиеся прежде всего на труды Аристотеля.
В период средневековья шли споры о том, какую цену следует считать «справедливой».
По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – церковнослужителю, третий – феодалу.
В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка на случай возможных утрат товара.
Каноник признает справедливым получение надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.
Деньги возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает ее ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Каноник – сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.
Канонические рецепты и предписания определяют этику поведения (это – «греховно», а это – «угодно Богу»). Они соответствуют сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.
ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ.
1. Основываясь на положениях “Книги о скудости и богатстве” И.Т. Посошкова, покажите, как на ваш взгляд, может выглядеть программа развития меркантилизма в России.
«Книга о скудости и богатстве», написанная Иваном Тихоновичем Посошковым (1652–1726), была опубликована лишь спустя сто с лишним лет после его смерти. Она вошла в историю как одно из выдающихся произведений российской экономической мысли. Посошкова называют одним из первых русских экономистов, смелым и оригинальным представителем мировой экономической мысли, выступившим с развернутой программой подъема производительных сил России.
Посошков придерживался взглядов на ход экономического развития, известных под названием «меркантилизм». Это была не столько теоретическая система, сколько система прогрессивных преобразований, подъема и возрождения производства, совершенствования управления.
Работа Посошкова – плод длительных размышлений о причинах «скудости» и «неисправ», путях всестороннего обновления великой России. Причины «неправды» и «неисправностей» автор видит в произволе и безнаказанности обладающих властью, в небрежении к условиям жизни крестьян, мастеровых людей, в подрыве «охоты к мастерству», в излишествах и расточительстве дворянства, в засилье иностранных купцов.
Будучи сам разносторонним умельцем, предпринимателем и купцом, Посошков стремится обосновать практические меры, направленные на устранение скудости и умножение народного богатства. «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато» – такова узловая идея «доношения», с которым выступил радетель об «исправлении всех неисправ».
Одна из главных мер – производительный труд, устранение праздности и излишеств, труд с «прибытком». Нужно поощрять ремесло, поддерживать отечественную торговлю. Царю через «расположение указное» нужно регламентировать труд помещичьих крестьян, размер оброка, отделить крестьянскую землю от помещичьей.
Посошков предлагал отменить подушную подать, укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога.
Во внешней торговле
необходимо создавать купеческие компании,
куда вовлекать и небогатых, маломощных
купцов. Держать единую цену и условия
продажи иностранцам. Вывозить не сырье,
не лен и пеньку, а полотна и
миткали. Насаждать крупную промышленнос
В оценках и предложениях
Посошкова можно найти
2. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.
В России развитие меркантилизма
происходило значительно позже
из-за господства феодально - крепостнической
системы. Сближение России с Западной
Европой приобрело более
Посошков признавал получение прибыли не только от внешней торговли, но и внутри страны от производства. Он был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни и считал необходимым заставлять всех людей трудиться, причем производительно, бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.
Посошков, опережая на целый век классиков буржуазной политэкономии, связывает источник богатства с трудом.
ТЕМА 3. ФИЗИОКРАТЫ.
1.Составьте сравнительную характеристику взглядов меркантилистов и физиократов на развитие экономики по схеме:
Меркантилисты |
Физиократы | |
1.Где создается богатство |
Богатство создается в результате внешней торговли, при обязательном протекционизме государства, при проводимой политике активного торгового баланса, в сфере обращения, где произведенные товары превращаются в деньги. |
Богатство создается в результате производства, но только такого производства, где работает природа. |
2. Кто создает богатство |
Богатство создается купцами. Производство служит лишь предпосылкой для создания богатства. |
Богатство создается производительным классом – теми, кто обрабатывает землю (крестьяне, арендаторы). |
3. Кому достается чистый доход |
Чистый доход достается государству |
Чистый доход достается собственникам земли. |
4. Отношение к торговцам |
Основное требование государства – деньги должны оставаться в стране. Местные купцы должны возвращать выручку в свою страну, иностранным купцам предписывается тратить деньги внутри страны. |
Бесплодный (непроизводительный) класс. |
5. Отношение к ремесленникам |
Люди, занятые во всех отраслях производства и обслуживающей сфере создают предпосылки богатства страны |
Непроизводительный класс. |
6. Отношение к деньгам |
Деньги – искусственное изобретение людей. Деньги – фактор роста национального богатства. |
Деньги – техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена. Деньги – стихийно выделившийся в товарном мире товар. |
2. Объясните причины разительного расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами.
Разное определение и понимание основ экономики является главной причиной разительного расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами.
Меркантилизм – это и экономическая концепция, и сфера экономической политики, возникшая в XVI в. – в эпоху великих географических открытий, развития торгового капитала Для них основой экономики является торговля.
Физиократия (от греч. physis – природа, kratos – власть) означает власть природы. Так именовали школу французских экономистов, основная идея которых заключалась в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство. Только там происходит увеличение богатства, приращение материи.
Физиократы были не согласны
с концепциями меркантилистов. Они
считали, что естественными законами
управляет принцип
Основа физиократов - сельское хозяйство.
3. Определите кому (меркантилисту или физиократу) может принадлежать следующее высказывание: “Промышленность и торговля существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырье для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую”. Свой ответ обоснуйте.
Физиократы утверждали, что «земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента».
В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы делили все общество на производительный класс (земледельцы), непроизводительные классы (ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников. Доходы, получаемые собственниками земли, это вознаграждение за их прошлые затраты – освоение и улучшение земельных угодий.
ТЕМА 4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА.
1. Проанализируйте доказательства А. Смита и Д. Рикардо, которыми они подкрепляли свои выводы: “Интересы земельных собственников тесно и неразрывно связаны с общими интересами общества” (А. Смит), “Интерес землевладельца всегда противоположен интересу всякого другого класса в обществе” (Д.Рикардо). Дайте свою оценку взглядов А.Смита и Д. Рикардо.
Адам Смит считал, что источник богатства не следует искать во внешней торговле) или сельскохозяйственном производстве. Богатство – продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессии. Экономический мир – огромная мастерская, в котором развертывается соперничество между всеми, кто так или иначе участвует в создании богатства. А. Смит считал, что предпосылка роста богатства – разделение труда. Разделение труда увеличивает ловкость каждого работника, обеспечивает экономию времени при переходе от операции к операции. Оно способствует применению более совершенных машин и механизмов, более эффективных приемов, облегчающих труд, делающих его более результативным.