Контрольная по истории экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по 15 темам.

Файлы: 1 файл

история эк.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Идея Смита о «невидимой руке» – одна из главных идей «Богатства народов». Смит исходит из того, что стремление каждого к собственной выгоде, к умножению личного богатства служит важнейшим побудительным мотивом человеческой деятельности. Это движущая сила поступков. И это предпосылка создания справедливого и рационального порядка в обществе.

Каждый участник хозяйственной  деятельности руководствуется собственным  интересом, преследует личные цели. Влияние отдельного человека на реализацию нужд общества практически неощутимо. Но, преследуя собственную выгоду, человек в итоге способствует увеличению общественного продукта, росту общего блага. Именно эта трактовка законов экономики подкрепляет вывод А. Смита: “Интересы земельных собственников тесно и неразрывно связаны с общими интересами общества”.

Д. Рикрдо придерживался твердой теории стоимости. Труд имеет свою цену, которая, по его мнению определяется стоимостью жизненных средств, требуемых для содержания рабочего и его семьи. Изменения заработной платы не влияет на стоимость (цену) производимых продуктов. Изменяется лишь соотношение между размером заработной платы и прибыли получаемой предпринимателем : «Все, что увеличивает заработную плату, необходимо уменьшить прибыль».

Таким образом, заработная плата и прибыль находятся в обратной взаимосвязи по мнению Риккардо классовые отношения лежат в основе процессов распределения доходов в обществе. Он считал что рост доходов капиталистов (прибыль) обязательно снижает доход рабочих (заработную плату) и наоборот. Так  выразил но в своем выводе “Интерес землевладельца всегда противоположен интересу всякого другого класса в обществе”

2.Рассмотрите бедственное положение народов Африки в современных условиях на основе закона народонаселения Т.Р. Мальтуса.

Английский священник  и экономист Томас Роберт Мальтус (1766–1834) в своем труде «Опыт о законе народонаселения» настойчиво убеждал, что население растет слишком высоким темпом – в геометрической прогрессии, а рост продовольствия не поспевает за ним, увеличиваясь лишь в арифметической прогрессии. Отсюда следовало заключение, что этот разрыв в темпах прироста населения и жизненных благ служит причиной бедности, что помощь нуждающимся беднякам не имеет смысла, так как это приведет к еще большему демографическому «взрыву».

Из мальтузианской концепции  вытекает, что трудящееся население само виновато в своем бедственном положении. Исправить условия жизни нельзя, ибо нельзя исправить, «отменить» законы природы.

Мальтусом игнорируется тот факт, что с ростом жизненного уровня, улучшением материальных условий изменяются и демографические процессы, сокращается рождаемость.

В теории Мальтуса важна  постановка проблемы учета демографических сдвигов, анализа взаимосвязи социально-экономических процессов и тенденций в демографической сфере. Но Мальтус, хотя и пытался неоднократно подправить свою теорию, сопоставил несопоставимые вещи – предполагаемый рост населения и реальные темпы прироста жизненных благ.

По Мальтусу, рост населения  ограничивается только одним – нехваткой продуктов питания, страхом голода. А практика говорит о другом: рост жизненного уровня приводит к изменению демографической ситуации, сокращению рождаемости, сознательному планированию размеров семьи.

Сама проблема, выдвинутая в свое время Мальтусом, сохраняет  и сегодня актуальность. И не только для стран «третьего мира», где  пока сохраняется низкий уровень  жизни и не наблюдается существенных изменений в темпах прироста населения.

Глобализация экономических процессов требует более широкого подхода к анализу демографических тенденций. Важно представить, как они протекают в мире в целом.

В последние 10–15 лет новые тенденции появились и в динамике мирового производства продовольствия. Объемы производства основных сельскохозяйственных культур в силу ряда причин снижаются. Если раньше производство продовольствия в расчете на душу росло, то теперь этот показатель снижается. Согласно прогнозам демографов, население планеты увеличится к 2030 г. с 6 до 9 млрд человек. В результате обострится дефицит продовольственных ресурсов.

ТЕМА 5. МАРКСИЗМ.

1. Изложите свое понимание системы доказательств К. Маркса, сформулировав содержание недостающих звеньев в цепочке:

2. В чем,  на Ваш взгляд, могут проявляться слабости этой системы доказательств?   

 Схема закона концентрации и централизации капитала:

1.  Концентрация и централизация капитала

2. Ценрализованное управление

3. Концентрация рабочего  класса

4. Экспроприация капиталистической  собственности

5. Необходимость и неизбежность перехода к общественной

собственности.

Немецкий экономист  и философ Карл Маркс (1818–1883) оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой исторически преходящую систему. Действующий в обществе социологический закон выражает принцип соответствия между уровнем развития производительных сил и формой общественной организации. В силу этого закона с изменением экономической основы рано или поздно неизбежно происходит переворот в производственных отношениях, во всей надстройке над экономическим базисом.

3. Сформулируйте свои выводы в пользу утверждения, что К. Маркс является последователем Д. Рикардо.

 Основное место в учении Маркса занимает концепция базиса и надстройки – не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. По теории Маркса, капитализм, как строй, себя обязательно изживет, но главным в этом является не нарушение рыночных принципов распределения доходов, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации, к войнам. Идеальным Маркс видит социализм и коммунизм. Это его положение зиждется на теории классов, главной идеей которой является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества. То есть в своих выводах Маркс, так же как и Рикардо признает два основных класса – класс пролетариев и класс капиталистов.

Схожи позиции Маркса и Рикардо и по некоторым другим вопросам экономики. Так Маркс в своих трудах развивает далее трудовую теорию стоимости Рикардо. Маркс почти полностью разделяет положения Рикардо по поводу сущности и стоимости денег, за исключением - количественной теории. Его главный аргумент- ссылка на непостоянный характер за установленный период времени числа торговых оборотов и оборотов денежной массы.

Суждения Маркса о  норме прибыли во многом совпадают  с положениями Д. Рикардо. Так, по Марксу, так же естественным является обусловленный конкуренцией механизм перелива капитала из одного занятия в другое, что способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. Расхождение здесь таково: Д. Рикардо трактует указанную тенденцию как следствие конкурентной борьбы, вынуждающие капиталистов направлять свой капитал в более прибыльные ниши экономики, что обуславливает мультипликационный эффект постепенного снижения нормы прибыли. По Марксу дело обстоит иначе:

Тенденция нормы прибыли  к понижению – это исторический феномен механизма саморазрушения капитализма…

Почти аналогичны и теории ренты, описанные у Маркса и Рикардо. Разница в дополнении Маркса о  существовании наряду с “дифференциальной” рентой ренты “абсолютной”.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что К. Маркс был последователем и активным продолжателем идей Д. Рикардо, конечно же внося свои поправки и новые идеи и теории соответствующие и своему времени, и уровню развития общества, и уровню развития производства, производительных сил и производственных отношений.

ТЕМА 6. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

1. Изложите свой взгляд на теорию Ф. Листа, главное положение которой гласит: для объединения стран в будущем, им необходимо сначала отгородится протекционистскими тарифами. Как Вы считаете, подтвердилась ли эта теория в наше время? Аргументируйте свой ответ.

Историческая школа  зародилась и получила свое развитие в Германии. Особенностью исторической школы является то, что она рассматривает  политическую экономику, как науку  о национальном хозяйстве, отстаивает особую роль государства в экономике. Государственные интересы, интересы нации выше интересов личности. Именно в этом у нее серьезные расхождения с классической школой, которая изучает общие законы развития экономики.

Начало исторической школе, как течению положил Фредерик Лист с его “Национальной системой политической экономики”. Здесь Лист дает свою классификацию стадий хозяйственного развития. Он утверждает, что экономика разных стран находится на разных стадиях и подчиняется собственным законам. Именно поэтому для каждой страны существует своя собственная экономическая наука – “национальная экономия”, которая должна определить условия для наиболее быстрого развития производительных сил каждой страны, исходя из национальной специфики.

Фредерик Лист обосновал необходимость протекционизма для стран, встающих на путь индустриального развития. Протекционистские меры должны распространяться только на промышленность. Как только страна разовьет национальную промышленность, следует отказаться от протекционизма и перейти к свободной торговле. Когда разные страны создадут у себя мощную промышленность, они смогут объединиться.

В данной теории много  противоречивого. С одной стороны, необходимость протекционизма, Ф. Лист обосновывал необходимостью достижения экономического благосостояния страны, что само по себе похвально, но с другой стороны, при объединении существует реальная вероятность еще более быстрого достижения того же экономического благосостояния. Поэтому я не могу полностью согласиться с теорией Ф. Листа, что “для объединения стран в будущем, им необходимо сначала отгородиться протекционистскими тарифами”.

Теория Ф.Листа не нашла  полного подтверждения в настоящее  время. Совсем не обязательно сейчас сначала отгораживаться от других стран  протекционистскими мерами, для тоо, что бы встать на ноги. Примером этому может служить Китай, страны Прибалтики.

Позиции Ф. Листа оспаривали другие немецкие экономисты, которые  утверждали, что общей для всех стран экономической теории быть не может. На этой волне развивается новая историческая школа. Представители этой школы утверждали, что существуют частные психо-этические законы, объединяющие нацию. Поэтому ни одно хозяйственное или политическое устройство не может быть применимо ко всем народам, на всех этапах развития. Их заслуга состоит в том, что они применяли широкий подход явлениям экономической мысли и внимание к мотивам хозяйственного поведения людей, не всегда связанным со своекорыстным интересом.

2. Сформулируйте Вашу точку зрения на возможность формирования в нашей стране “духа капитализма”, исходя из теории М. Вебера. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее ярко отражают специфику России? .

Предложенная  германским социологом и экономистом  Маисом Вебером (1864-1920) концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы отношений от идеала. Это - метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.

Как социолог, историк, политолог, многогранный специалист в области общественных отношений, Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений.

В работе «Протестантская  этика и дух капитализма» он выявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов прежде всего формировался класс предпринимателей-собственников и организаторов производства

Так формировался «дух капитализма», т.е. уважительное отношение к капиталу, стремлению достичь успеха на основе кропотливого труда, а не захвата чужого богатства. На мой взгляд в России не возможно сформировать «дух капитализма», т.к. еще с древних времен в нашей стране происходят обогащение за счет других. Это кражи разбойные нападения, взяточество, и др. виды мошенничества.

ТЕМА 7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА.

1. Проанализируйте, что произойдет в экономической модели Л. Вальраса, если изменяться цены на средства производства.

Как известно, экономика – необычайно сложная и многогранная система, охватывающая различные сектора и рынки.

В отличие от Маршалла Вальрас занялся не прикладной, а  общетеоретической проблемой – проблемой общего экономического равновесия.

Вальрас исходил из того, что решение проблемы может быть достигнуто с использованием математического аппарата. Построив довольно сложную систему взаимосвязанных уравнений, он доказывает, что система «равновесности» может быть достижима как некий «идеал», к которому стремится конкурентный рынок.

Весь экономический мир Вальрас разделил на две большие группы: фирмы и домохозяйства. Фирмы выступают на рынке факторов как покупатели и на рынке потребительских товаров как продавцы. Домашние хозяйства – владельцы факторов производства – выступают в роли их продавцов и в то же время как покупатели потребительских товаров.

Информация о работе Контрольная по истории экономики