Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 14:24, контрольная работа
Определение типа национальной экономики, уровня социально-экономического и технико-технологического развития, степени включения в процессы интеграции в мировую практику хозяйствования, структуры хозяйствования.
1. Определить тип национальной экономики или национальной системы хозяйствования 3
2. Определить уровень социально-экономического и технико-технологического развития (высокоразвитые, развивающиеся, слаборазвитые) 7
3. Определить степень включения в процессы интеграции в мировую практику хозяйствования (закрытого типа, открытого типа) 9
4. Определить структуру хозяйствования (аграрно-индустриальная или индустриально-аграрная) 11
Выводы 24
Список литературы 26
Положение, в котором сегодня находится украинская экономика, и современные задания, которые стоят перед экономической политикой, требует преодоления существующих недостатков и обеспечения построения и реализация действенной долгосрочной программы социально-экономического развития Украины.
Суть такой программы должна заключаться в переходе от догматичного восприятия понятий макроэкономической стабилизации как достижения минимальных показателей инфляции, изменения курса национальной валюты и дефицита бюджета, к достижению макроэкономической сбалансированности в процессе динамического экономического роста и активного использования монетарных и фискальных рычагов экономического стимулирования как факторов этого роста. Это позволяет перейти от распыления национальных ресурсов на реализацию разного рода «пожарных» мероприятий к их концентрации на заданиях экономического роста, мобилизировать значительные объемы материальных, финансовых, человеческих и организационных ресурсов, которые до сих пор расточаются.
Другими словами, идет речь о формировании в Украине «экономики роста» – экономической системы, развитие которой происходит преимущественно под воздействием внутренних и имманентных ей факторов и имеет относительную автономию относительно внутренних и внешних политических влияний. Ориентирами в этой сфере является:
- обеспечения последующего возобновления емкости внутреннего рынка как наилучшего способа распространения позитивного эффекта от экономического роста;
- сохранение состояния относительной валютно-денежной и финансовой стабильности, оценивая стабильность не количественными показателями, а качественным влиянием последних, на экономическую и социальную динамику;
- обеспечение реализации факторных преимуществ Украины, в частности – в сфере геоэкономики, инфраструктурного, человеческого, интеллектуального потенциала;
- обеспечения опережающего развития человеческого капитала как основного конкурентного фактора в современной экономике, наиболее полны развитие и использование интеллектуального и предпринимательского потенциала нации;
- существенная активизация инвестиционных процессов, предоставления им преимущественно инновационной направленности;
- обеспечение распространения социального эффекта от экономического роста.
Учитывая это, составляющей «стратегии роста» для Украины должны стать:
- разработка и реализация стимулов экономического роста в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сфере как такой, что непосредственно влияют на повседневную деятельность субъектов ведения хозяйства, обеспечения достаточного, для осуществления регуляторной функции диапазона изменений основных экономических показателей в этой сфере, в частности:
- формирование действенных механизмов ремонетизации экономики и увеличения объемов кредитования при их минимальном дестабилизировавшем эффекте;
- формирование налоговых стимулов роста и структурной перестройки и дееспособного бюджета развития;
- разработка и реализация государственной инвестиционной стратегии, ориентированной на формирование национального инвестиционного потенциала и его направление на капиталовложение в национальную экономику, а также стратегии инновационного развития, согласованной с инвестиционной стратегией и ориентированной на обеспечение инновационной направленности инвестиции;
- установления приоритетности задания формирования дееспособных финансово стойких субъектов ведения хозяйства как основного объекта реализации политики роста и субъекта «экономики роста»;
- содействие созданию организационно-институционной системы национальной экономики, ориентированной на концентрацию ресурсов, на цели роста (сбалансированного соотношения большого, среднего и малого бизнеса, финансово промышленных групп, национальной и транснациональной корпорации, региональных консорциумов, кластеров и тому подобное);
- реализация мероприятий по защите внутреннего рынка, направленных на адаптацию национальной экономики к деятельности в условиях международной конкуренции, проведения «агрессивной» экспортной политики, регуляции прилива иностранной инвестиции, с целью их концентрации на заданиях структурного обновления национальной экономики;
- разработка и реализация государственной политики доходов, направленной на распространение эффекта экономической динамики на социальную сферу, предотвращение избыточному расслоению доходов и стимулирования экономической активности и развития человеческого капитала;
- поиск «консенсуса вокруг роста» – установление баланса интересов основной политико-экономической группировки вокруг реализации заданий роста, предотвращения заострению конфликта интересов; в том числе, обеспечение региональной сбалансированности социально-экономического развития и расширения инициативных прав регионов в стимулировании экономического роста.
Принципиально важным средством обеспечения эффективности стратегии роста является максимальное избежание конфликта стратегических и тактических заданий, что, к сожалению, достаточно часто встречалось в предыдущем опыте реализации экономической политики. С этой целью необходимо:
- отказаться от увеличения денежного предложения со следующей нейтрализацией возможных негативных последствий, осуществлять его целеустремленно и планомерно, в соответствии с заранее рассчитанной программой, которое прогнозирует спрос на деньги с учетом феномена замедления денежного оборота, который имел место в последний год. Для этого следуют расширить спектр инструментов увеличения денежного предложения, в частности – перейти к прагматичному пониманию категории денежной эмиссии как одному из стандартных инструментов экономической политики;
- осуществлять согласованное уменьшение объемов налоговой льготы со снижением общего уровня налогообложения экономики. Долгосрочным заданием «стратегии роста» должно стать расширение объемов хозяйственных оборотов к величине, когда доходы от этих оборотов будут несопоставимо больше потенциально возможных доходов от льготы в налогообложении;
- соединить либерализацию валютного рынка и переход к свободно «плавающему» курсу гривны с политикой целеустремленной постепенной девальвации гривны в соответствии с заранее определенными ориентирами (установленных по отношению к инфляции) относительно валюты страны – основных торговых партнеров Украины путем пополнения валютных резервов Национального банка.
Денежно-кредитные рычаги роста. Имеющаяся макроэкономическая ситуация делает возможным и целесообразным стимулирование совокупного спроса и одновременное устранение препятствий роста товарного предложения средствами денежно-кредитной политики, и в первую очередь – за счет существенного увеличения объемов кредитования реальной экономики. Первоочередными средствами относительно этого могли бы, в частности, стать:
- радикальное увеличение объемов рефинансирования централизованными ресурсами НБУ коммерческих банков, в том числе – за счет усовершенствования системы рефинансирования коммерческих банков с расширением спектра финансовых инструментов, которые могут быть приняты Нацбанком в виде залога;
- последующее сокращение нормы резервирования с целью активизации роста безналичной части денежной массы, внедрения дифференциации нормы резервирования в зависимости от структуры кредитного портфеля банка;
- расширение практики субсидирующего кредитования, проработанной при кредитовании сельскохозяйственных предприятий, в поддержку развития предприятий, которые работают в депрессивных, трудоизлишних регионах, обеспечение инновационной деятельности и тому подобное;
- разработка мероприятий по расширению объемов потребительского кредитования населения, в первую очередь – на покупку товаров отечественного производства, а также кредитование расходов, на образование, здравоохранение, повышения квалификации, и тому подобное.
Радикальное увеличение объемов кредитования имеет стратегически важное значение. Ведь в случае последующего сужения канала ремонетизации экономики через пополнение резервов НБУ, последующее увеличение денежного предложения, может происходить именно через кредитные механизмы. Следовательно налаживание действенной системы кредитования большого, среднего и малого бизнеса, а также потребителей – задание, которое определяет долгосрочную экономическую стабильность.
Учитывая это, следует отметить, что с целью упрощения механизмов целевого кредитования (например, потребительского, расходов на образование и здравоохранение, инвестиционного и тому подобное) может быть целесообразным создания квазифискального кредитного института (или институтов), которые бы находились в государственной собственности и работали непосредственно с Национальным банком Украины на основании отдельного законодательно утвержденного документа. Альтернативой могло бы стать заключение (на тендерной основе) соглашения относительно сотрудничества в сфере предоставления государственных потребительских кредитов с одним из наибольших коммерческих банков Украины.
Фискальные инструменты роста. Весьма важным кажется заложенное в Послании Президента Украины положения об обеспечении переориентации бюджетного механизма и превращения его в эффективный инструмент социально-экономической стратегии. С этой целью выдается за целесообразное:
- осуществить реструктуризацию на долгосрочных принципах долга Правительства перед НБУ с целью недопущения нецелесообразной стерилизации денежной массы и ограничения бюджетных расходов на другую цель;
- осуществить постепенный отход от налога на добавленную стоимость как одного из главных источников формирования бюджетных поступлений. НДС эффективно срабатывает в развитой экономике как рычаг сдерживания платежеспособного спроса и предубеждения «перегрева» экономики, а в Украине тормозит экономический рост и, к тому же, увеличивает государственный долг;
- осуществить пересмотр структуры и ставки налогов с целью возобновления стимулирующей функции налоговой системы, в частности путем снижения налогообложения прибыли и выведения из-под налогообложения прибыли, которая реинвестируется;
- обеспечить возобновление воспроизводительной функции бюджета путем полноценной реализации «бюджета развития», возобновления бюджетного стимулирования производительной экономики, путем предоставления долгосрочной бюджетной инвестиции, возобновления государственного заказа, которое будет распределяться на тендерной основе, расширения практики бюджетного возмещения части стоимости кредитов коммерческих банков, предоставленных предприятиям приоритетной отрасли экономики и тому подобное;
- прекратить «проедание» доходов от приватизации, обеспечив направление их исключительно в «бюджет развития».
При этом нужно обеспечить последующий рост бюджетных доходов, чего возможно достичь путем детализации бюджетных назначений, радикального повышения эффективности государственного финансового контроля (в первую очередь – расходов местных бюджетов), экономически обоснованного сокращения налоговой льготы (в том числе предоставленных предприятиям, зарегистрированным на территории приоритетного экономического развития и в «свободной экономической зоне»), внедрения налога, на недвижимое имущество, совершенствование акцизной и таможенной политики, повышения эффективности государственной регуляции лотерейной деятельности, игрального бизнеса, других видов хозяйственной деятельности, которые сегодня являются источниками получения сверхдоходов за счет уклонения от уплаты налогов.
В целом, устранение системных недостатков налогово-бюджетной политики невозможно в пределах бюджетной резолюции, без осуществления по крайней мере среднесрочной бюджетной стратегии. Учитывая это, кажется целесообразной разработка концептуального документа - Основных направлений реформирования налогово-бюджетной политики, которые основывались бы на отмеченных выше принципах и предусматривали на первом этапе внесение изменений в действующее налоговое законодательство, на следующем - доработка и поэтапное введение в действие Налогового кодекса.
Инвестиционная и инновационная политика и развитие человеческого капитала. Успешная реализация заданий структурно инновационной стратегия определяющей мерой будет зависеть от утверждения эффективной системы мобилизации инвестиционных ресурсов и управления ими. Инвестиционная стратегия является комплексом взаимоувязываемых мероприятий в денежно-кредитной, финансовой, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической, экономико-правовой и другой сфере, рассчитанным на длительный период. Как отмечалось выше, в условиях Украины осуществлять выбор между потреблением и нагромождением, отделяя периоды опережающего развития потребительского или инвестиционного спроса, нецелесообразно. Следовательно идет речь о необходимости синхронного увеличения обоих показателей.
Среди отдельной первоочередной меры инвестиционной стратегии след, по нашему мнению назвать следующие:
- осуществление «детенизации» экономики с максимальным учетом необходимости сохранения «теневых» капиталов, приобретенных некриминальным путем, содействие их конверсии к официальной экономике;
- обеспечение условий для перетекания финансовых ресурсов, аккумулированных в отрасли, которая росла опережающими темпами в предыдущие годы (например, горно-металлургический комплекс) или растут сегодня (например, нефтепереработка), в структурную перестройку отрасли, в которой Украина имеет перспективные сравнительные конкурентные преимущества (преимущественно – отрасль с высоким уровнем добавленной стоимости), содействие образованию межотраслевой промышленно-финансовой группы, целевому банковскому кредитованию этой отрасли. В частности, в горно-металлургическом комплексе такая инвестиция могла бы частично финансироваться за счет средств, которые аккумулируются на спецсчете Государственного Казначейства;
- стимулирование реструктуризация в отрасли, которая нуждается в приспособлении к изменению внешней экономической конъюнктуры, сокращения избыточной мощности и обновления основных фондов. В этом контексте также заслуживает внимание опыта налогового эксперимента в горно-металлургическом комплексе. Следуют рассмотреть целесообразность создания инвестиционных спецфондов относительно ряда другой отрасли с отчислением к им части налоговых платежей предприятий отрасли. При этом направление средств этих фондов должно осуществляться полностью открыто;
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экономика"