Контрольная работа по дисциплине «Экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

1 Вопрос. Совокупный спрос и финансово-бюджетная политика
2 Вопрос. Задача:
В Анчурии все население - 8 млн. человек, из них 5 млн. - дети и пенсионеры. В текущем году 120 тыс. человек сменили работу из-за переездов на другое место жительства, оставаясь безработными в среднем по 3 месяца; еще 100 тыс. повысили или изменили свою квалификацию, затратив на это в среднем по 6 месяцев; из-за общего ухудшения деловой активности потеряли работу 200 тыс. человек, но 60 тыс. человек из них нашли ее, потратив на поиски новой работы около 4 месяцев. Определите уровень безработицы в Анчурии.

Файлы: 1 файл

418 Экономика Контрольная работа.docx

— 57.11 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный университет путей сообщения

 

 

Кафедра: «Экономика и логистика на транспорте»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономика»

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила:

                                                                          студентка 2 курса заочного                        

                                                                     отделения    12-ЭЖД-6082

                                                                     Першина Оксана Павловна

                                                                       Проверил:

                                                                       Плисова Елена Игоревна                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА

2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 6

 

1Вопрос. Совокупный спрос и финансово-бюджетная политика                 3-12

2Вопрос. Задача                                                                                         13

Список использованной литературы                                                           14

 

 

1. Совокупный спрос и финансово-бюджетная политика

 

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный»       (от лат. Fiscus – государственная казна  и   fiscalis – относящийся к казне).  

Финансово-бюджетная политика (фискальная) – деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. Ф.П. является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства.

   Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели [1].

Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается. При этом государственные закупки, непосредственно присоединяясь к потребительским и инвестиционным расходам, оказывают и по величине, и по направленности такое же влияние на экономику, что и инвестиции. Что касается трансфертных платежей, то они, участвуя в формировании личных доходов, отражаются на потребительских расходах.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

К целям фискальной политики относятся:

  • Обеспечение устойчивого экономического роста;
  • Обеспечение высокого уровня занятости;
  • Обеспечение стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции);
  • Сглаживание циклических колебаний.

К инструментам фискальной политики относятся государственные закупки, налоги, трансферты. Они используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений [2].

Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + X.                                        (1)

AD – совокупный спрос, C – потребительский спрос, I – инвестиционный спрос (частные инвестиции), G – спрос государства (государственные расходы), X – чистый экспорт.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать высокую эффективность фискальной политики для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (MPC) , а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (MPS) . (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма MPC и MPS равна единице:

MPC + MPS = 1                                              (2)

MPC – предельная склонность к потреблению, MPS – предельная склонность к сбережению.

Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Величина 1 / (1 – MPC) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1 / (1 – MPC).                                 (3)

multG – мультипликатор государственных закупок.

Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается [4].

Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определенную сумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством, - рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.

Однако на этом действие мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т.д. Таким образом, налицо обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государственных закупок.

Эффект мультипликатора представлен на рисунке 8. Увеличение правительственных закупок первоначально перемещает кривую совокупного спроса вправо из AD1 в AD2 ровно на величину этих закупок. Но когда потребители реагируют на этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается еще дальше, к AD3.

 

Рисунок 1. Эффект мультипликатора

Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских расходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастании потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда называется инвестиционным акселератором.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два момента:

Во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

Во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при MPC = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице [5].

Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При MPC, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

Величина мультипликатора трансфертов равна:

multTr = MPC / (1 – MPC)                                    (4)

или multTr = MPC / MPS                                     (5)

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Эффект вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

Чтобы понять природу эффекта вытеснения, вернемся к примеру с государственными закупками. Обсуждалось, что увеличение спроса со стороны правительства ведет к повышению доходов рабочих и владельцев фирмы (а вследствие эффекта мультипликатора и других фирм). С ростом доходов домашние хозяйства планируют покупать большее количество товаров и услуг и, как результат, решают увеличить долю своего богатства в ликвидной форме. То есть увеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спроса на деньги.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономика»