Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 08:00, контрольная работа
1. Теория финансового рынка в трудах российских экономистов.
2. Ипотечные ценные бумаги в российской практике.
3. Кредитные союзы как коллективные инвесторы на рынке ценных бумаг.
В целом ИЦБ характеризуются такими показателями, как надежность, прозрачность, доступность и долгосрочность.
На сегодня Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) готово выкупать закладные и таким образом обеспечивать банкам рефинансирование. На сумму выкупленных кредитов АИЖК планирует выпустить ипотечные ценные бумаги, обеспеченные госгарантиями, – в федеральном бюджете 2002 г. на эти цели было зарезервировано 2 млрд руб., а в бюджете на 2003 г. – 4,5 млрд руб.
Основным покупателем ипотечных бумаг (хотя формально они распространяются по открытой подписке) должен стать Пенсионный фонд России (ПФР). ПФР и АИЖК уже заключили соглашение о намерениях, на основании которого ПФР приобретает по закрытой подписке весь объем первого выпуска облигаций АИЖК на сумму 2 млрд руб. Впоследствии, как ожидается, к нему могут присоединиться негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Эмиссия АИЖК запланирована на второе полугодие 2003 г. – правда, выпущены будут не ипотечные ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, а корпоративные облигации. Эмиссия будет идти траншами по мере накопления выкупленных закладных. При этом выпускаемые облигации будут полностью обеспечены государственными гарантиями. Привлеченные по сделке средства позволят приступить к массовой выдаче ипотечных кредитов на покупку недвижимости в регионах по стандартам АИЖК. На сегодня АИЖК выкупило лишь 137 закладных (за счет уставного капитала).
Если с размещением ИЦБ все более или менее понятно, то по поводу обращения этих бумаг на организованном рынке есть некоторые сомнения. По соглашению ПФР собирается приобрести по закрытой подписке весь объем первого выпуска облигаций АИЖК. Как в этой ситуации обеспечить ликвидность вложений и их краткосрочность, пока не ясно.
Развитие рынка ипотечных облигаций также будет сдерживаться рядом факторов, среди которых неразвитость инфраструктуры фондового рынка, нежелание финансовых институтов вкладывать свои активы в долгосрочные проекты, а также неразвитость законодательной базы.
Кроме того, существуют и другие отрицательные факторы, препятствующие появлению ИЦБ на российском рынке. Так, ипотечное кредитование осуществляется лишь в немногих регионах России. Основные причины медленного распространения ипотеки – неразвитость фондового рынка в регионах и высокая стоимость первоначальных кредитов. Согласно расчетам Минэкономразвития, приемлемый уровень ставки по ипотечным кредитам должен составлять примерно 10% годовых в рублях для столицы и 8% для регионов. В противном случае ипотека так и останется недоступной для основных категорий населения.
Одним из способов снижения процентной ставки, а следовательно, и риска дефолта по ипотечным бумагам служат госгарантии по ипотечным кредитам. Однако до сих пор их не используют, хотя в федеральном и столичном бюджетах на 2003 г. на эти цели заложено в общей сложности более 6 млрд руб.
Но даже федеральное правительство не может пока выпускать финансовые обязательства с фиксированным купоном в рублях на срок более чем 10 лет. В нынешних условиях для инвесторов рискованно вкладывать в длинные рублевые инструменты с фиксированным купоном.
Кроме того, ставка по ипотечному кредиту зависит не только от состояния экономики, ее долгосрочных перспектив, но и от способности заемщика выплачивать кредит. Между тем нестабильный "серый" доход и отсутствие кредитной истории российских заемщиков повышают кредитные риски, а следовательно, и процент по кредиту. Доходность же ИЦБ определяется доходностью ипотечных кредитов, обеспечивающих эти бумаги. Но именно ставки по этим кредитам необходимо снизить, чтобы добиться широкого распространения ипотеки. Получается замкнутый круг.
В связи с этим одна из основных задач эмитента ИЦБ – снижение кредитного риска секьюритизируемых активов, которому подвергаются держатели ИЦБ, и наращивание таким образом кредитного рейтинга облигаций.
Важным фактором повышения кредитного рейтинга ИЦБ является механизм обособления секьюритизируемых активов на балансе специального предприятия – SPV (special purpose vehicle), которое обычно юридически не аффилировано с организатором секьюритизации. Это предприятие становится держателем активов и эмитирует ИЦБ. По уставу оно не имеет права быть вовлеченным ни в какой иной бизнес. Таким образом, эмитированные ИЦБ подвержены только кредитному риску секьюритизируемых активов и никакому другому. В частности, они оказываются изолированными от бизнес-риска организатора секьюритизации. Это важный фактор, позволяющий поднять кредитный рейтинг секьюритизационных облигаций выше кредитного рейтинга организатора секьюритизации.
В мировой практике для снижения кредитных рисков применяются также другие меры, в частности:
Часто применяется структурирование эмиссии в несколько траншей, т.е. выпуск неравноправных классов ИЦБ для перераспределения риска дефолта и досрочного погашения, когда подчиненные (субординированные) классы имеют рейтинг ниже и соответственно платят более высокий процент. В большинстве случаев подчиненные транши не размещаются на рынке, а выкупаются инициатором. Поступления от активов распределяются сначала старшим траншам, а затем подчиненным по остаточному принципу. В основном выпуск состоит из более чем двух траншей, при этом каждый последующий транш подчинен всем предыдущим.
К сожалению, практически все вышеперечисленные меры неприемлемы для российских участников ипотечного кредитования. Услуги по страховке непрерывности процентных платежей ИЦБ российскими страховщиками пока не предоставляются. Surety bonds отсутствуют. Формирование специального резервного фонда из поступлений от секьюритизированных активов экономически невыгодно с налоговой точки зрения. Структурирование ипотечных сертификатов участия в несколько классов с различными параметрами, сроками погашения и рисками дефолта в рамках существующего закона напрямую невозможно. Это происходит потому, что сертификат участия трактуется законом как доля в праве общей собственности на обеспеченные ипотекой имущественные права. А в случае общей собственности российское законодательство требует, чтобы объемы прав по всем долям были одинаковы.
В заключение следует признать, что ипотечная система в нашей стране пока еще не развита: помимо отсутствия рынка облигаций, не урегулирована законодательная база. Очевидно, что, пока система не будет отработана, она не станет выгодной и надежной для большинства граждан. Обнадеживает то, что власти обращают все большее внимание на развитие ипотечного кредитования, видя в ипотеке наиболее приемлемый вариант решения жилищных проблем населения. В целом для того чтобы ипотека в России заработала, необходимы три условия: наличие "длинных" денег, стабильная макроэкономическая ситуация в стране и эффективная законодательная база. Можно считать, что эти условия в стране начинают складываться. "Длинные" деньги обеспечит федеральное ипотечное агентство, позволяя банкам рефинансировать кредиты; прогнозы Минэкономразвития по инфляции в стране благоприятны, а законодательная база должна быть сформирована.
Таким образом, если общими усилиями удастся сбалансировать все составляющие – создать рынок ценных бумаг, упорядочить законодательство, привлечь инвесторов, – то в ближайшее время у населения появится возможность получать ипотечный кредит на гораздо более привлекательных и доступных условиях.
38. Кредитные союзы как коллективные инвесторы на рынке ценных бумаг.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Рынок ценных бумаг»