Контрольная работа по «Государственное регулирование экономики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

1. Идеология и практика региональных целевых социально-ориентированных программ.
1.1 Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта
2. Финансовое хозяйство - как основа государственных мер.

Файлы: 1 файл

Госрегулирование экономики гот.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

6 раздел — содержание деятельности. Его можно оформить по такой же схеме, как и в проектах первого типа:

Направления деятельности

Содержание

деятельности

База

реализации

Исполнители и соисполнители

Сроки

реализации

1

2

3

4

5


Конкретизируя содержательную часть проекта, следует  помнить, что она определяется, преимущественно, характером социально-психологических проблем (в отличие от проектов первого типа, где определяющим является социально-культурная проблематика).

Приведем  пример взаимосвязи проблемно-целевого и содержательного разделов проекта “Интеграция”, адресованного детям-инвалидам2. Целевая направленность данного проекта — изменение установки детей и подростков по отношению к инвалидам, а его задачи заключается в том, чтобы научить принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками, передать убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть.

В соответствии с данными целями и задачи содержательная часть проекта “Интеграция” реализуется  в рамках таких направлений деятельности, как кураторство над учащимися  из спецшкол и интернатов; организация кукольных театров (и спектаклей), где среди персонажей будут как здоровые, так и “герои” с физическими недостатками; специальный тренинг для инвалидов (оптимальный выход из конфликтной ситуации, тренинг общения и т.д.); проведение уроков добра (воспитание способности стать на место человеку, которому плохо).

В рамках программы развития культуры Нефтеюганского района авторами данного пособия был предусмотрен проект, адресованный представителям коренных национальностей Севера, который предполагал социокультурную, социально-психологическую и профессиональную подготовку детей хантов, профилактику психогенного алкоголизма и девиантного поведения с помощью адаптационно-психологических технологий и путем приобщения их к массовым профессиям.

7 раздел — бюджет проекта.

8 раздел — источники финансирования.

Несмотря  на выраженную специфику социально-педагогического  и оргпроектирвования, можно отметить единый алгоритм формирования соответствующих проектов:

 – дается характеристика проблем (социально-культурных, отраслевых или личностных, носителем которых является определенная общность, группа или категории населения, локализованная на предприятии, по месту учебы, жительства, в культурно-досуговом учреждении;

– формулируются цели и основные задачи проекта;

– определяются приоритетные направления и виды социально-культурной деятельности;

– разрабатываются конкретные мероприятия (с учетом имеющихся ресурсов, педагогически целесообразного соотношения информационно-просветительных и творческих видов деятельности);

— определяется база реализации проекта, его исполнители;

 – производится оценка затрат и просчитываются возможные источники финансирования проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Финансовое хозяйство - как основа государственных мер

 

 Финансы  - одна из сложных категорий  в экономической науке. В целом  - это совокупность стоимостных  потоков, связанных с распределением  и использованием денежных ресурсов. В традиционном курсе отечественной  экономической науки под финансами  было принято понимать, скорее, систему  производственных отношений, а не самодвижение средств.

Между какими субъектами осуществляются потоки денежных ресурсов? К ним относятся: государство (и его институты), предприятия (фирмы), население.

 Между  этими тремя группами субъектов  возникает, как известно, множество  видов экономических связей. Значительная  часть их обслуживается финансовыми  потоками.

В современной  мировой практике используют как  расширенную, так и суженную трактовку  данного понятия. В широком смысле финансы представляют собою движение всех видов стоимостных величин  в хозяйственном процессе. Речь при  этом идет и о всех формах, включая  денежно-кредитные.

 Такой  подход к термину особенно  распространен в американской  литературе. При анализе лишь  бюджетных проблем в основном  используется узкое понимание  термина. Несколько отличается  позиция в немецкой экономической  литературе. Термины "финансы", "финансовая политика" здесь  в большей степени приближаются к знакомому нам варианту, т. е. к нашей практике. В этой стране более четко используют различие между узким и широким понятием термина "финансы". Если в американской литературе доминирует широкий подход, то в ФРГ оба подхода имеют равную значимость.

В теории используют и другие разновидности  понятий: " финансовое хозяйство" и "финансовая система".

Финансовое  хозяйство охватывает стоимостные потоки так называемых общественно-правовых корпораций, к которым относят административно-территориальные единицы: федерацию, земли, общины, кантоны и т. д. В современной отечественной экономической науке термин "финансовое хозяйство", к сожалению, почти не употребляется.

 Однако  он удобен своей многоплановостью, более глубоким макроэкономическим  смыслом. До 1917 г. термин имел  широкое распространение в отечественной науке. Поэтому целесообразно шире использовать его и в современных условиях, когда наша экономика вновь возвращается к рыночному варианту своего развития.

Характеристика  финансового хозяйства связывается  в теории с так называемым законом  расширяющейся деятельности государства  или с законом растущих государственных потребностей. Сформулированный немецким экономистом А.Вагнером, этот закон отражает тенденцию к возрастанию роли государства по отношению к экономике и обществу. Поскольку потребности порождают расходы, то названная тенденция конкретизируется, согласно А. Вагнеру, в законе растущих финансовых потребностей государства.

К существенным признакам финансового хозяйства  относят:

 а)  создание доходов путем принудительного  изъятия. В противоположность  физическим и юридическим лицам,  которые приобретают необходимые  им блага путем обмена, общественно-правовые  корпорации почти целиком ограничиваются  принудительным созданием своих  доходов; 

б) финансовое хозяйство является экономикой, нацеленной на покрытие потребностей, а не на производство.

 Оно  не ориентировано также на  прибыльную работу, т.е. на превышение  доходов над своими расходами.  В этом смысле проявляется  сходство с частным домашним  хозяйством, поскольку цель заключается  (аналогично) всего лишь в достижении  равновесия между расходами и  доходами. Успех функционирования  финансового хозяйства определяется  относительно просто: по степени  выполнения финансового плана  либо на основе материально-вещественного  критерия - путем определения того, достигнуты ли намеченные цели  с помощью вложенных средств  и сделано ли это наиболее  рациональным способом.

Финансовое  хозяйство выполняет несколько  функций.

  Общепринятой  считается классификация американского  экономиста Р. Масгрейва: 

- аллокация, 

- перераспределение, 

- стабилизация.

Понятие "аллокация" связано с предоставлением  обществу (за счет финансовых ресурсов) определенных услуг, т. е. общественных благ. К ним относят, например, систему  внутренней и внешней безопасности (полицию, армию), общественный транспортный сектор (дороги, освещение), коммуникации, средства связи, социальную систему. Важнейшей  целью государственных доходов  и расходов является предоставление таких коллективных благ, которые  не может предложить частная экономика. Речь также идет и о таких коллективных благах, которые хотя и предлагаются обществу частным сектором, но которые  не могут быть оплачены значительным количеством потребителей.

Тот факт, что государство берет на себя задачу обеспечения общества определенными  благами, означает, что часть имеющихся  в народном хозяйстве производственных ресурсов оно расходует иначе, чем это было бы сделано частным сектором.

 Вызванное  государственной активностью перемещение  (и размещение) в экономике ресурсов, нацеленное на создание общественных  благ, и есть явление аллокации.  Данная деятельность не обязательно  предполагает производство, осуществляемое  самим государством. Его роль  может заключаться лишь в предоставлении  средств, необходимых для приобретения  указанных благ.

Вторая  функция финансового хозяйства  состоит в том, чтобы осуществить  определенное разумное перераспределение  получаемых в рыночной экономике  доходов. Цель такого изменения - корректировка  распределения доходов и имущества  с ориентацией на большее социальное равенство. При этом учитывается, что  на первичное распределение влияют случайные факторы (наследство на капитал, разные возможности получения образования  и т.д.). Перераспределение следует  правилам: финансовый вклад слоев  населения с повышенными доходами должен быть выше, чем доля получаемой от государства помощи.

 Для  слоев же с низкими доходами  справедливо обратное: получаемые  от государства финансовые ресурсы  выше их вклада в общий финансовый  фонд.

Функция государственного финансового хозяйства  по стабилизации состоит в реализации целевых установок экономической  политики (полная занятость, стабильность цен, соразмерный экономический  рост). Безусловно, на достижение данных задач направлены и другие инструменты  государства (денежно-кредитные меры, программирование).

Другой  используемый наукой термин "финансовая система" подразумевает более  узкий аспект анализа. Он представляет собой совокупность всех взаимосвязанных  финансовых структурных элементов. Их классификацию можно осуществлять по-разному.

Например, допустимо вычленение следующих  элементов в финансовой системе:

- совокупность  бюджетов всех уровней: федерации,  административных единиц, местных  органов власти. В развитых странах  Запада доля федерального бюджета  составляет примерно 40-60%, в России - 70%;

- внебюджетные  фонды (социального, имущественного, личного страхования);

- валютные  резервы государства; 

- денежные  фонды предприятий и организаций. 

Финансовую  систему можно определить и как  взаимосвязь других элементов:

• государственные  финансы,

• финансы  хозяйственных субъектов,

• финансы  населения.

Действие  финансовой системы основано на двух этапах.

Составление планов по расходованию и получению  доходов.

Процесс функционирования финансовой системы  для выполнения определенных целей  на уровне государства представляет собой финансовую политику.

  Ее  понимание отражает два аспекта.  Во-первых, речь идет о регулировании  экономики с помощью доходов  и расходов. Такое направление  использования финансовых средств  называется фискальной политикой.

 Во-вторых, подразумевается регулирование  бюджетных процессов (достижение  бюджетного равновесия). Данный вид мер называют бюджетной политикой ("бюджетированием").

Содержание  понятия "финансовое хозяйство", его регулирующий аспект хорошо корреспондирует  с курсом "экономическая теория". Термин" финансовая система", предполагающий подробный анализ классификационных  элементов, в большей степени  является научным предметом курса "финансы".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

См.: ОзеровИ.Х. Основы финансовой науки. М., 1908. С. 15.

В.М. Соколинский. Государство и Экономика. Учебное  пособие по курсу "Экономическая  политика" ("Макроэкономика ") - Москва, 1996

Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие

 

1 Например, проблема аутсайдерства подростка, отсутствие условия для признания и самовыражения в классе или в неформальной группе можно компенсировать путем включения его в художественную самодеятельность, в объединение поисково-исследовательского характера и т.д.

 

2 Программа действует в 14 странах мира.

 


Информация о работе Контрольная работа по «Государственное регулирование экономики»