Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 18:25, контрольная работа
Таким образом, при написании контрольной работы мною были выбраны, на мой взгляд, наиболее актуальные и довольно значимые вопросы нынешней экономики. Так как мною будут рассматриваться 5 вопросов, я думаю, будет справедливо и поставить 5 целей данной работы:
Изучение необходимости государственного регулирования рыночной экономики. Раскрытие понятий «Фиаско» рынка и «Фиаско» государства.
Рассмотрение научных школ и исторической практики государственного регулирования рыночной экономики.
Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. «Фиаско рынка» и «Фиаско государства» 5
2. Научные школы и историческая практика государственного регулирования рыночной экономики 8
3. Государственный сектор экономики: состав, порядок регулирования, тенденции развития 13
4. Назначение, содержание и регулирование фондового рынка 17
5. Необходимость, основные задачи и методы государственного регулирования инвестиций 21
Заключение 25
Кировский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Факультет экономики и управления
Контрольная работа по дисциплине
«Государственное регулирование экономики»
Специальность:
Государственное и муниципальное управление
Выполнила:
.
Проверила:
.
Киров
2013 г.
Содержание
Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. «Фиаско рынка» и «Фиаско государства» 5
2. Научные школы и историческая
практика государственного
3. Государственный сектор
4. Назначение, содержание и регулирование фондового рынка 17
5. Необходимость, основные задачи и методы государственного регулирования инвестиций 21
Заключение 25
Приложение 26
Список литературы 27
Введение
Сам по себе принцип государственного регулирования экономики уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. В широком смысле государственное регулирование рыночной экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов.
Масштабы и способы государственного вмешательства в рыночную экономику остаются дискуссионным вопросом на всем протяжении развития экономической мысли. Взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства.
Также хотелось бы отметить, что одним из важнейших звеньев смешанной экономики, её неотъемлемой составной частью является государственный сектор. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе.
Таким образом, при написании контрольной работы мною были выбраны, на мой взгляд, наиболее актуальные и довольно значимые вопросы нынешней экономики. Так как мною будут рассматриваться 5 вопросов, я думаю, будет справедливо и поставить 5 целей данной работы:
Для написания контрольной работы будут использованы различные авторы учебников, а также статьи по государственному регулированию.
1. Необходимость
Государственное регулирование рыночной экономики – это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию «фиаско» («провалов», несостоятельности) рынка. Таким образов, «фиаско» рынка – это ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка.
Отсюда можно выделить причины возможного вмешательства государства в экономику:
К «фиаско» рынка может добавляться «фиаско» государства. Положение, при котором государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется «фиаско» государства.
Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.
Причинами «фиаско» государства может быть:
Таким образом, цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» - смешанной экономики.
2. Научные школы и историческая практика государственного регулирования рыночной экономики.
Масштабы и способы государственного вмешательства в рыночную экономику остаются дискуссионным вопросом на всем протяжении развития экономической мысли.
Взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства. В XX в. маятник поворачивался дважды: в 30-60-ые гг. – в сторону активизации воздействия государства; с 70-х гг. – в сторону возрастания регулирующей роли рынка и его механизмов.
В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, возможностей, форм государственного регулирования значительно разошлись мнения приверженцев ведущих направлений экономической науки XX века. Рассмотрим содержание основных теорий (направлений) государственного регулирования экономики.
Представителями первой экономической школы – меркантилизм – были У.Стаффорд, Г.Скаруффи, Ж.Боден, А.Л.Ордин-Нащекин. Содержание школы:
В дальнейшем взгляды становятся более конструктивными. Поздний меркантилизм обосновывает более гибкую политику. Его представители выступают за развитие производства, поддержку экспорта и сдерживание импорта, обосновывают необходимость положительного торгового баланса.
Представители более позднего периода - физиократы, не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита, так называемого, естественного права, основой которого является частная собственность. Представителями данной школы являются Ф.Кенэ, Жан-Клод Гурнэ, Дюпон де Немур, Мерсье де ла Ривьер, Анн Робер Жак Тюрго.
Классическая школа, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности, меркантилистов – идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д. Риккардо, а также А. Маршалла, А. Пигу, обосновали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь. Основными идеями были:
Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и сводится к минимуму.
А. Смит рассматривал роль государства как «ночного сторожа», а не регулятора экономических процессов. По его мнению, государство должно выполнять три обязанности:
Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.
Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс. Отсюда появилась Кейнсианская школа. Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения. В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации.
В основе кейнсианской модели лежит регулирование совокупного спроса. Кейнсианцы считают, что государство не должно заниматься регулированием совокупного предложения, т.к. вопросы, связанные с предложением товаров и услуг, решают сами предприниматели.
Кейнсианская модель государственного регулирования включает следующие основные формы:
Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период.
Неоклассическая школа. Представители неоклассического направления (Д. Милль, М. Фридман, Р. Льюкес, Н. Уоллес) стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Они критически относятся к государственному регулированию рыночной экономикой, эта модель является реакцией на теорию и практику кейнсианства. Основным содержанием школы было:
Информация о работе Контрольная работа по «Государственное регулирование экономики»