Контрольная работа по «Государственное регулирование экономики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, при написании контрольной работы мною были выбраны, на мой взгляд, наиболее актуальные и довольно значимые вопросы нынешней экономики. Так как мною будут рассматриваться 5 вопросов, я думаю, будет справедливо и поставить 5 целей данной работы:
Изучение необходимости государственного регулирования рыночной экономики. Раскрытие понятий «Фиаско» рынка и «Фиаско» государства.
Рассмотрение научных школ и исторической практики государственного регулирования рыночной экономики.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. «Фиаско рынка» и «Фиаско государства» 5
2. Научные школы и историческая практика государственного регулирования рыночной экономики 8
3. Государственный сектор экономики: состав, порядок регулирования, тенденции развития 13
4. Назначение, содержание и регулирование фондового рынка 17
5. Необходимость, основные задачи и методы государственного регулирования инвестиций 21
Заключение 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Также можно выделить институциональную теорию, представителями которой были Д. Норт, Д. Кейнс, П. Самуэльсон, Д. Стиглиц. Они выступали за:

    • важность институтов для регулирования рынков,
    • социально ориентированную рыночную экономику.

Большое значение как для практики государственного регулирования экономики, так и для ее теоретического отражения, имеет опыт российских реформ начала 90-х гг. Опыт, к сожалению, неудачный. Мировая экономическая наука в то время не имела (и не могла иметь) теории перехода от командно – административной системы к рыночной системе. В ее арсенале были концепции преодоления инфляции, экономического кризиса, структурной перестройки экономики, но все они касались развитой рыночной системы, предлагали пути стимулирования столетиями действующего рыночного механизма.

В России же рыночный механизм едва начал формироваться. Он, как показал опыт, был не способен самостоятельно, без помощи государства, решать задачи, которые поставили реформаторы. Большинство институтов, необходимых для функционирования рынка, в стране отсутствовало. Экономика была поражена тяжелейшими деформациями структуры. Этого не способен был преодолеть самый высоко развитый рыночный механизм.

С 1997 г. начали проявляться симптомы приближения третьего мирового экономического кризиса, и проявились они именно на финансовых рынках. Первые признаки кризиса почувствовали страны Юго-Восточной Азии, сюда же следует отнести падение мировых цен на нефть летом 1998 года и события 17 августа 1998 г. в России. Конечно, эти явления можно трактовать и просто как национальные или локальные межгосударственные экономические кризисы, но правильнее все же, воспринимать их как звенья в одной цепи нарастания мирового кризиса.

Новый мировой кризис будет проходить уже в условиях глобальной экономики. После него начнется новый этап развития системы государственного регулирования экономики - этап глобального межгосударственного регулирования.

 

3. Государственный сектор  экономики: состав, порядок регулирования, тенденции развития.

 

В России государство всегда было крупным хозяйствующим субъектом со своей собственностью в виде государственных предприятий. Система управления государственными предприятиями встраивалась в общую систему государственного управления и формировалась на протяжении несколько столетий. Однако по-настоящему эта система оформилась только к XI веку, после чего ее эволюция приняла более ясную направленность. Именно с этого момента и имеет смысл рассматривать историю отечественного государственного сектора.

Одним из важнейших звеньев смешанной экономики, её неотъемлемой составной частью является государственный сектор. Что же он представляет собой? Государственный сектор – это комплекс объектов собственности, принадлежащих государству (предприятия, организаций, учреждения). Вместе с тем в научных публикациях встречается и расширительная трактовка. 

В составе государственного сектора экономики можно выделить 3 основных блока:

    1. Государственные предпринимательские структуры:
      1. Государственные унитарные и федеральные казенные предприятия (заводы и т.д.);
      2. Государственные коммерческие торговые и представляющие различные платные услуги учреждения, организации.
    2. Государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, обороны, охраны природы и т.д.
    3. Государственная федеральная и субъектов Федерации собственность, сверх той, что закреплена в качестве имущества, имеющегося у объектов, входящих в упомянутые выше 2 блока:
      1. Земля и другие природные ресурсы;
      2. Иные средства,  составляющие государственную казну.

Таким образом, государственный сектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золото-валютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных казенных имущественных объектов, находящихся с собственности Федерации и её субъектов.

Государственный сектор в экономике выполняет ряд важных функций:

    1. Способствует формированию экономического потенциала страны.
    2. Регулирует экономическую деятельность, используя соответствующие рычаги.
    3. Принимает меры по улучшению сбалансированности хозяйства и ликвидации диспропорций.
    4. Выравнивание экономического цикла с помощью государственных инвестиций, госзаказа, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры.

Регулирующее воздействие государственного сектора на экономику многообразно. К регулирующим функциям можно отнести:

      • Совершенствование структурной политики.
      • Создание новых объектов или расширение и реконструирование старых в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал поступает недостаточно.
      • Увеличение инвестиций в государственный сектор.

Регулирующее воздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций компаний, государственные органы имеют возможность регулировать инвестиции, а за счет управления пакетами акций банков можно направлять определенные ресурсы коммерческих банков с государственным участием на кредитование инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами.

Аккумулируя значительные средства в бюджете, государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко оно само становится заемщиком.

Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются:

    1. Извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее части в бюджет.
    2. Наполнение доходной части бюджета за счет налоговых и иных обязательных платежей предприятий с участием государственного капитала.

Государственный сектор представляет собой важный инструмент реализации социальной политики.

Активно участвуя в рыночных отношениях путем свободного заключения договоров купли-продажи, контрактов, заказов и т.п., государство как собственник тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов.

Государство на предприятия государственного сектора влияет в направлении развития импортозамещения, выравнивания территориальных условий для развития бизнеса.

Из многообразия регулирующих функций государственного сектора следует выделить деятельность, направленную на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства.

Ряд российских ученых считает, что государственный сектор не просто должен существовать в стране в ограниченных размерах, но играть роль «локомотива» в экономике. Управляя государственным сектором, государство, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведения субъектов экономики.

На сегодняшний день наблюдается тенденция как на укрупнение государственного сектора, так и на его уменьшения в некоторых сферах экономики страны. Это проявляется в усилении косвенного воздействия на экономику, развитии государственно-частного партнерство.

Разрешение экономических проблем, связанных как с ходом реформ, так и с необходимостью дальнейшего развития отношений собственности, требует продолжения трансформации экономики при учете интересов новых собственников, появляющихся в ходе преобразования конкретных видов собственности. При разработке стратегии экономического развития России государственному сектору экономики целесообразно отвести роль главного представителя и гаранта национальных интересов, равного среди других субъектов экономики, а также основного инициатора системных преобразований в ней. Полезно также учитывать опыт социалистического хозяйствования, а также государственного регулирования в развитых капиталистических и новых индустриальных, в том числе постсоциалистических, странах.

Потребуются экономические механизмы и институты собственности, жестко регламентирующие функционирование объектов собственности в системе экономических отношений государства совместно с частным капиталом. Главное — сбалансированное по критерию социально-экономической эффективности развитие государственного и негосударственного секторов. Государство призвано оказывать содействие, чтобы объекты, относящиеся к различным формам собственности, развивались с соблюдением комплексности и в необходимых пропорциях.

 

4. Назначение, содержание и регулирования фондового рынка.

 

Фондовый рынок, или рынок ценных бумаг (РЦБ), играет важную роль в экономике, затрагивает интересы всех предприятий, организаций, миллионов граждан. Он позволяет решать разнообразные экономические задачи:

    • перераспределять деньги в реальный сектор,
    • мобилизовать инвестиции,
    • трансформировать накопления в доступные для производства финансовые ресурсы,
    • содействовать предприятиям в их выходе на рынок капиталов,
    • вовлекать частные сбережения в экономический оборот, через пакеты акций формировать активных собственников.

Фондовый рынок является сегментом финансового рынка.

Государство не только регулирует рынок ценных бумаг, но и является активным его участником, конкурируя с частными компаниями, коммерческими банками.

Различают первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Первичный рынок обеспечивает размещение ценных бумаг среди инвесторов заранее определенного круга или путем публичной подписки, реализацией через фондовую биржу и междилерскую систему. На вторичном рынке ценные бумаги многократно перепродаются, т.е. обращаются. Вторичный рынок делится на внебиржевой и биржевой. Внебиржевой включает отделы банков, дилеров, брокеров, конторы и фирмы; биржевой рынок образуют операции с ценными бумагами на фондовых биржах.

Основные действующие лица на фондовом рынке — эмитенты и инвесторы. Эмитентами выступают: государство; акционерные предприятия; коммерческие банки; инвестиционные компании и фонды; страховые компании; пенсионные фонды, а инвесторами — лица, вкладывающие деньги в покупку ценных бумаг.

Инвесторы в зависимости от целей, которые они преследуют, участвуя в операциях фондового рынка, подразделяются на:

    1. Стратегические инвесторы ставят на первое место возможность воздействия на функционирование акционерного общества. Степень влияния зависит от количества ценных бумаг, принадлежащих инвестору.
    2. Институциональные инвесторы не осуществляют прямые инвестиции в производство, а покупают ценные бумаги компаний, формируя портфель активов, каждый из которых независимо реагирует на изменение ситуации на фондовом рынке.
    3. Частные инвесторы — в основном население, наиболее многочисленная часть инвесторов как количественно, так и по инвестиционной мощности.

К ценным бумагам относятся:

    • долговые (облигация, депозитный и сберегательный сертификаты),
    • долевые (акции) бумаги,
    • платежные документы (вексель, чек),
    • товарно-распорядительный документ (коносамент, т.е. договор морской перевозки груза), б
    • анковская сберегательная книжка на предъявителя,
    • приватизационные ценные бумаги и др.

На фондовом рынке России около 95% общего объема операций приходилось до 17 августа 1998 г. на государственные ценные бумаги. С помощью ценных бумаг государство финансирует дефицит бюджета, внутренний долг, конкретные проекты и программы, воздействует на процентные ставки за кредит, регулирует фондовый рынок, количество денег в обращении.

Участниками рынка государственных ценных бумаг являются Банк России, дилеры и инвесторы.

Рынок ценных бумаг мобилизует преимущественно средства фирм и институциональных инвесторов.

Для оценки состояния рынка используется индекс фондового рынка, который отражает макроэкономические и спекулятивные процессы. Это позволяет судить, какие акции находятся в лучшем или худшем состоянии по сравнению со средним по рынку. В России рассчитывается единый официальный индекс — индикатор РЦБ путем взвешивания по рыночной стоимости 100 наиболее ликвидных акций непосредственно в ходе торгов.

Средствами государственного регулирования являются регистрация выпусков и проспектов эмиссий ценных бумаг; установление обязательных требований к эмитентам, профессиональным участникам РЦБ, лицензирование их деятельности и др.

Проведение государственной политики в области развития фондового рынка возложено на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), являющуюся федеральным органом исполнительной власти. В регулировании фондового рынка участвуют соответствующие комитеты и подкомитеты Федерального Собрания, Минфин России, Центральный банк России, Министерство имущественных отношений Российской Федерации, МАП России, органы государственной власти субъектов РФ. Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

ФКЦБ России осуществляет разработку направлений развития рынка ценных бумаг, утверждает стандарты эмиссии, правила профессиональной деятельности, связанной с ценными бумагами, порядок ведения реестра, выдает и аннулирует лицензии на деятельность с ценными бумагами, координирует деятельность на рынке ценных бумаг и выполняет другие преимущественно контрольные функции.

Информация о работе Контрольная работа по «Государственное регулирование экономики»