Контрольная работа по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:12, контрольная работа

Описание работы

1. Теоретические основы государственного регулирования национальной экономики. Характеристика роли государства в экономике согласно экономическому учению Дж. М. Кейнса: определение роли государства в экономике.
2. Оценка реализации Инновационной политики.
3. Органы, отвечающие за реализацию инновационной политики.
4. Основные нормативные документы, регламентирующие реализацию инновационной политики.
3. Приоритеты государственной экономической политики России.
(Стратегические задачи государственной экономической политики России на 2013 год и среднесрочный период).

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Государственное регулирование экономики.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

реализацию инновационной политики.

 

Первая группа документов, регулирующих инновационную государственную политику, - это законодательные акты.

Вторая группа документов (небольшая) определяет самые общие функции государственных ведомств в части регулирования инновационной деятельности.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное  несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере  науки, техники и инновационной  деятельности.

Отсутствие нормативно-правового  регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие, трактуются неоднозначно.

По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д, Кондратьева и Институт микроэкономики подготовили проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики. Представлен в Правительство России.

В соответствии с вышеуказанным  проектом закона к инновационной  деятельности относится деятельность от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ, направленных на создание новой  или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, до реализации готовой продукции, технологического процесса. Сюда же включаются: проведение маркетинговых исследований, создание и развитие инновационной инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции. Таким образом, устанавливается неразрывность процессов научно-технических разработок, производства и реализации. Этим решается одна из сложнейших государственных задач - направленность науки и производства на реальное широкомасштабное использование достижений НТП во всех отраслях экономики и на удовлетворение потребностей рынка отечественной продукцией.

В соответствии с вышеуказанными законами государственная поддержка  инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

* финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;

* финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

* финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

* инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

* размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;

* предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;

* поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;

* тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности.

В связи с введением  в действие Федерального закона «Об  инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Рф» необходимо принять или изменить следующие нормативно-правовые документы.

1. Законы:

* о внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»;

* о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты по вопросам налогообложения и таможенным пошлинам, инвестициям;

* о внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

* о внесении дополнений и изменений в Федеральный закон, и «О государственном прогнозировании и программах социально-V экономического развития РФ».

2. Постановления и  распоряжения Правительства РФ:

* о перечне видов инновационной деятельности, которые можно осуществлять только по специальному распоряжению Правительства или которыми запрещено заниматься;

* об организации аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры;

* о режиме регулирования и стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

* о создании и функционировании инновационных, инновационно-страховых и инновационно-венчурных фондов.

 

5. Методы реализации инновационной политики.

 

Главными методами реализации инновационной политики являются:

* формирование институциональных и законодательных условий для внедрения инноваций. В законодательном плане предусматриваются меры по разработке правовых актов;

* государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

* совершенствование налоговой системы с целью создания условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. Речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и изменении налоговой политики с целью увеличения амортизационных фондов предприятий в качестве источника инвестиций в инновации;

* создание совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску и реализации наукоемкой продукции, продвижение отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

* обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования для реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии для освоения новейшей продукции;

* консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами - ЕС, СНГ и др. государствами;

*  развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

* выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но непривлекательных для частных инвесторов.

Учитывая сокращение научно-исследовательских и проектно-конструкторских  организаций, в той или иной форме  происходит создание региональных банков данных по инновациям для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной  деятельностью, а также высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от создания научно-технических разработок и заканчивая их освоением, требует расширения в регионах сети технопарков, бизнес инкубаторов, инновационно-технических центров. Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.

 

6. Достигнутые  на настоящий момент положительные  результаты 

в инновационной  политики.

 

Положительные стороны  инновационной деятельности

1. Позволяет развить  высокотехнологичные отрасли народного  хозяйства в регионе и снизить  уровень безработицы.

2.   Способствует интенсификации экономического роста.

3. Улучшает инвестиционный  климат и повышает инвестиционную  привлекательность страны.

4. Способствует вхождению  экономики в мировую хозяйственную  систему.

5. Улучшение качества жизни людей.

 

7. Проблемы в реализации инновационной политики.

 

Для успешной реализации инновационных программ, необходимо:

1. Включение основных  положений программы инновационного  развития в программу социально-экономического  развития региона.

2. Организация эффективной  практической деятельности органов местного управления в:

* реализации и сопровождении программы инновационного развития и принятии соответствующих нормативных актов регионального значения;

* осуществлении организационного и информационного обеспечения (образование рабочей группы, утверждение инновационной политики, определение источников финансирования и источников необходимой информации, а также порядка ее сбора);

* кадровом обеспечении (установление лиц из аппарата регионального управления, ответственных за разработку и реализацию инновационной политики);

* социально-психологическом обеспечении (обеспечение готовности субъектов местного управления и инновационной деятельности к восприятию и участию в работе по переводу научно-инновационного потенциала региона на новый вектор развития как естественного процесса, весьма необходимого для ускорения роста благосостояния населения региона).

Таким образом, главной  целью государственных инновационных  программ является повышение научно-технического потенциала регионов с целью формирования благоприятного инновационного климата для обеспечения конкурентных преимуществ как на внутреннем так и на внешних рынках.

 

3. Приоритеты государственной экономической политики России.

(Стратегические задачи государственной экономической политики России на 2013 год и среднесрочный период).

 

1. Основные результаты и проблемы бюджетной политики

 

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью  выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика  полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется  значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Во-вторых, структура  бюджетных расходов не является оптимальной  для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета  средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое  обоснование решений, приводящих к  новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность  осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический  эффект несоразмерен объему израсходованных  на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения  пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Контрольная работа по "Государственному регулированию экономики"