Контрольная работа по "Экономическому производству, воспроизводству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

На какой бы ступени исторического развития не находилось бы человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства. Вот почему производство есть объективная необходимость.

Содержание работы

Производство и воспроизводство. Структура производства и его эффективность………………………………………………………………….... 2
Государственная политика доходов. Социальная защита. Социальное страхование………………………………………………………………………18
Практические задания………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

экономика контрольная производство,воспроизводство.docx

— 67.68 Кб (Скачать файл)

Важным элементом процесса воспроизводства сейчас является воспроизводство природных ресурсов, всей окружающей среды в целом. Особое значение имеет рациональное использование невоспроизводимых ресурсов (нефть, уголь) и поиск новых источников энергии.

Постоянного воспроизводства  требуют экономические отношения между людьми, которые отвечают данной системе. Воссоздается способ соединения человека со средствами производства (работника или собственника). Работник становится собственником, покупая акции, отношения собственности эволюционируют, изменяется характер и содержание труда.

Различают три вида воспроизводства:

  1. Простое – это возобновление производства в неизменных масштабах относительно количества и качества изготовленной продукции. Факторы производства не изменяются в каждом последующем цикле. Весь дополнительный продукт направляется на потребление.
  2. Суженное воспроизводство-это возобновление процесса производства в сокращенном, уменьшенном размере. Такое воспроизводство характерно для стран, находящихся в глубоком и длительном социально-экономическом кризисе, в случаях внезапного и быстрого разрушения единого экономического пространства, когда воспроизводственные связи разрываются.
  3. Расширенное – воспроизводство, при котором размеры продукта в каждом последующем цикле возрастают, и повышается качество продукта. Для этого используются дополнительные факторы производства. Источником их увеличения или качественного совершенствования является дополнительный продукт.

Выделяют следующие типы  воспроизводства:

  1. Экстенсивный – увеличение производства происходит за счет количественного увеличения факторов производства при сохранении их параметров. Производительность труда и эффективность средств производства остаются неизменными.
  2. Интенсивный – масштабы производства возрастают за счет качественного совершенствования факторов производства при совершенствовании организационно-экономических отношений (разделение труда, специализация, кооперация).
  3. Смешанное воспроизводство - это процесс увеличения масштабов производства за счет одновременного повышения количества экономических ресурсов и совершенствования техники и технологии. В чистом виде интенсивное воспроизводство, как и экстенсивное, не существуют. Они взаимно переплетаются и дополняют друг друга, тем самым образуя третий вид воспроизводства, существующий в реальной жизни, - смешанное воспроизводство.

 

  1. Государственная политика доходов. Социальная защита. Социальное страхование

Социально ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении  социальных проблем. Это связано  с тем, что рыночная экономика  не гарантирует трудящимся право  на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость  вмешательства государства в  сферу распределения дохода путем  проведения социальной политики.

Социальная политика государства - политика, направленная на изменение  уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между  участниками рыночной экономики  и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный  сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная  социальная политика означает общедоступность  социальных программ, универсальность  социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Показателем результативности социальной политики является уровень  и качество жизни населения. Жизненный  уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального  потребления населения, например потребление  продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура  потребления.

Точкой отсчета при  определении жизненного уровня является «потребительская корзина» - набор  благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения  в стоимости «потребительской корзины» служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В  этой связи выделяют минимальный  и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань  обеспечения нормальных условий  его существования. Рациональный уровень  потребления количество и структура  потребления, наиболее благоприятная  для индивида. Минимальный уровень  потребления определяет так называемую «черту бедности». Доля населения, живущего за «чертой бедности», является одним  из важнейших показателей, характеризующих  уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач  социальной политики.

Значительно более сложным  для оценки является показатель качества жизни населения. Это - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия  и безопасность труда, состояние  среды обитания, наличие и возможности  использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п.

Важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная  для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны  государства слабо защищенных слоев  населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений  между доходами активной (занятой) части  населения и нетрудоспособных граждан  через механизм налогов и социальных трансфертов.

Основными направлениями социальной политики являются: регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

Составной частью  социальной политики является государственная политика доходов.

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Существуют различные  подходы к целям политики доходов, вызванные разными позициями  в понимании социальной справедливости. Сегодня выделяется четыре принципа: эгалитарный принцип социальной справедливости - все члены общества получают равные блага; роулсианский - максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц; утилитарный - максимизируется  общая полезность всех членов общества; рыночный - справедливость устанавливается  рынком. Выбор принципов определяется в каждом обществе по-своему и зависит  не только от уровня экономического развития, но и от духовных устоев, исторически  сложившихся национальных жизненных  стандартов.

 Социальные трансферты  — это система денежных или  натуральных выплат населению,  не связанных с его участием  в хозяйственной деятельности  в настоящее время или в  прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения  цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и  введением минимальных ставок заработной платы.

Государство, организуя через  бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов  малоимущих слоев населения, создает  условия для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.

Государство непосредственно  вмешивается в первичное распределение  денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение  оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  национальной продукции, поощрения  инвестирования, сдерживания инфляции.

Методы осуществления  политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут  быть различными. Выделяют  прямые (административные меры)  и косвенные (экономические меры) методы. Среди прямых выделяют: трансфертные платежи, социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальный размер заработной платы, минимальные размеры помощи в сферах здравоохранения и образования), административное регулирование цен, индексация и компенсация доходов, социальные программы. К косвенным относят: налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины, налоговые льготы малоимущим, государственный контроль цен, социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды, благотворительные фонды.

Среди прямых (административных) методов государственного регулирования  особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать  степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий  и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

Таким образом, за счет бюджета  и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя  систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование  доходов.

Особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С  этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью  возместить ему удорожание потребительских  товаров и услуг. Индексация доходов  направлена на поддержание покупательной  способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а  также молодежи.

 Индексация осуществляется  как на уровне общегосударственном,  так и отдельных предприятий  через коллективный договор Она  предусматривает дифференцированный  подход в зависимости от величины  доходов: от полной компенсации  самых низких до близкой к  нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом  от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной  сферы, а также на пенсии, стипендии  и пособия.

 Индексация доходов  имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно  сказаться на стремлении к  более напряженному труду, а  также не способствует проведению  антиинфляционных мер.

Социальная защита - поддержка  малообеспеченных слоев населения  и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную  регламентацию режима труда и  его оплаты, прав работников. Эта  сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и  уровнем общественного самосознания. Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную  систему социальной помощи и программы  социальной помощи предприятий.

Принципы социальной защиты - социальная ответственность общества и государства; социальная справедливость в области трудовых отношений; всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков; минимизация этих рисков; государственные  гарантии социальной защиты; экономическая  и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность; заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании  систем защиты, многоуровневость и  разноадресность способов социальной защиты; разнонаправленность мер  социальной защиты.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономическому производству, воспроизводству"