Контрольная работа по "Экономика природопользования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Цель управления природопользованием - обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.
Управление природопользованием осуществляется Правительством Республики, министерствами и ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией природных ресурсов.
Управление природопользованием осуществляется посредством научно обоснованного планирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-технических и экономико-экологических мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением.

Файлы: 1 файл

к.р. природопользование.docx

— 59.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГАСУ

 

 

 

 

Кафедра экономики и основ  предпринимательства

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономика природопользования»

вариант № 6

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса  ФДО

специальность: ЭУП (с)

№ зачетной книжки: 09-38-915 (с)

Колесникова Е.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж, 2013

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Цель управления природопользованием - обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Управление природопользованием  осуществляется Правительством Республики, министерствами и ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией природных ресурсов.

Управление природопользованием  осуществляется посредством научно обоснованного планирования рационального  использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-технических и экономико-экологических  мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением.

В государственных программах охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов определены главные задачи в области  охраны природы и рационального  природопользования и основные направления  природоохранной деятельности на современном  этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить  линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния  окружающей среды. Борьба за экологическую  безопасность на земле должна рассматриваться  как одна из самых ответственных  и благородных задач всех людей.

Для того чтобы управлять  любым процессом необходимы совокупность методов, способов, наличие законов, всё это вместе составляет хозяйственный  механизм управления природопользования.

Хозяйственный механизм управления природопользованием состоит из следующих составляющих:

1.обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования.

2. Система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Планирование природоохранных  мероприятий осуществляется на основе прогнозов социально-экономического развития, государственных экологических программ.

Финансирование экологических  программ и мероприятий по охране природной окружающей среды производится за счет:

- бюджета федерации и регионов;

- средств предприятий, учреждений, организаций;

- экологических фондов;

- кредитов банков;

- добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан;

- других источников.

3.Механизм договоров и  лицензий на комплексное природопользование.

Договор заключатся между  природопользователем и соответствующим территориальным исполнительным органом. Этот договор предусматривает:

- условия и порядок использования природных ресурсов;

- права и обязанности пользователя;

- размеры платежей за пользование природными ресурсами;

- ответственность сторон;

- возмещение вреда;

- порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное  природопользование определяет виды, объем хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения.

4. Система экологических ограничений по территориям, устанавливаемая для предприятий-природопользователей по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства.

5. Платность использования природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется  предприятиями-плательщиками на специальный  счет внебюджетных государственных  экологических фондов (90 %) и в  доход республиканского бюджета  финансирования деятельности территориальных  органов государственного управления в области охраны окружающей среды (10 %).

6. Создание систем внебюджетных государственных экологических фондов (федеральных, республиканских, краевых, окружных, областных, местных).

Фонды создаются для решения неотложных природоохранных задач по восстановлению потерь в окружающей природной среде и по компенсации причиненного окружающей природной среде вреда.

На территории РФ образовано множество экологических фондов. Вместе с Федеральным экологическим фондом РФ они образуют единую систему внебюджетных государственных экологических фондов.

Основные задачи экологических  фондов:

- финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

- мобилизация средств на природоохранные мероприятия и программы;

- экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природоохранных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий;

- содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Источники образования средств  экологических фондов:

- средства, поступающие от предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан в виде платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

- средства, получаемые по искам о возмещении вреда, и штрафы за экологические правонарушения;

- добровольные отчисления и взносы;

- средства в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, кредитов;

- доходы от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов.

7. Общественные фонды охраны окружающей природной среды, образованные за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников.

8. Система экологического страхования.

Страховые организации на территории России создаются для  защиты гражданской (имущественной) ответственности  предприятий, учреждений и организаций  за ущерб, причиняемый в результате внезапного, непреднамеренного или  неожиданного загрязнения окружающей природной среды. Объектом экологического страхования является риск гражданской  ответственности, выражающийся в предъявлении предприятию имущественных претензий  пострадавшими организациями о  возмещении ущерба за загрязнение окружающей среды на территории действия конкретного  договора страхования.

Договор заключается на один год и может быть продлен по желанию предприятия. При заключении договора определяется сумма страховых  платежей, которая устанавливается, как правило, в процентах от размера годового оборота предприятия.

Страховая организация выплачивает  пострадавшим организациям или физическим лицам страховое возмещение, в  состав которого входят:

- компенсация ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

- сумма убытков, связанная с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

- расходы по очистке загрязненной территории;

- расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым причинен вред;

- расходы, связанные с судебным процессом.

9. Механизм стимулирования охраны окружающей природной среды функционирует за счет следующих источников:

- освобождение от налогообложения экологических фондов;

- установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям, организациям;

- передача части средств экологических фондов на договорных началах под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

- применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей природой среды.

Введение платы за загрязнение окружающей среды позволяет сформировать фонд ресурсов, которые могут быть привлечены для решения проблемы обеспечения экологической безопасности. В структуру денежных средств, предназначенных для этих целей, входят:

- плата, вносимая предприятиями, загрязняющими окружающую среду;

- дотации государственных и региональных органов;

- дополнительные пожертвования различных организаций, не облагаемые налогом;

- штрафы за аварийные и залповые выбросы в соответствии с установленным законодательством и принятыми на его основе постановлениями;

- штрафы или поступления, связанные с трансграничными переносами вредных выбросов в соответствии с международными соглашениями

 

 

  1. РАСЧЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЗАДАНИЕ №1. Расчет концентрации загрязнения атмосферы отработавшими газами двигателей автотранспортных средств

Цель работы: проследить зависимость интенсивности загрязнения  атмосферы различными видами выбросов от скорости потока и удаления от бровки дорожного полотна. Определить превышены ли предельно допустимые выбросы.

Исходные данные для расчета

  1. Скорость ветра =  9м/с (3+6).
  2. Интенсивность потока Ni =7400 авт/сут (308 авт/час), в т.ч. для каждого типа  транспорта:

- Ni для карбюраторных грузовых – 7400*10/100=740 авт/сут или 31 авт/ч;

- Ni для карбюраторных легковых – 7400*50/100=3700 авт/сут или 154 авт/ч;

- Ni для карбюраторных автобусов – 7400*15/100=1100 авт/сут или 46 авт/ч;

- Ni для дизельных грузовых – 7400*25/100=1850 авт/сут или 77 авт/ч.

  1. Средний эксплуатационный расход топлива, л/км:

- карбюраторные грузовые - 0,22;

- карбюраторные легковые - 0,07;

- карбюраторные автобусы - 0,2;

- дизельные грузовые - 0,25.

  1. Фоновое загрязнение F = 0.

В состав отработавших газов  входят: окись углерода, углеводороды, окись азота. Эмиссия и состав отработавших газов в зависимости от типа двигателя 
представлены в таблице 1.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) – эта концентрация вещества в воздухе, при которой не происходит изменений в организме человека 
(таблица 2).

Таблица 1 - Эмиссия и состав отработавших газов, мг/кг топлива

Вид выбросов

Тип двигателя

 

карбюраторный

дизельный

Окись углерода

27

2,8

Углеводороды

3,3

1,0

Окись азота

2,23

0,41


 

Таблица 2 - Предельно допустимые выбросы, мг/м3

Вид выбросов

Предельно допустимая концентрация

 

карбюраторный

дизельный

Окись углерода

3

1,5

Углеводороды 

1

0,05

Окись азота 

0,085

0,04


 

Таблица 3 - Значение коэффициента σ

Удаление от бровки дорожного полотна, м

20

50

100

180

200

250

300

Значение коэффициента

1

2

4,4

6,5

8,5

10,5

12

Информация о работе Контрольная работа по "Экономика природопользования"